Игра Путешествие в Тепляндию

Игру можно провести в качестве урока-обобщения
темы “Тепловые явления” или в Декаду
естественных наук.

Для проведения игры необходимо:

  • подготовить помещение (оформить доску картой
    Тепляндии и конвертами, на которые, команды будут
    вписывать адреса; расставить столы для команд),
  • подготовить реквизит (термосы, котелки,
    прихватки, кружки из разных материалов и прочее,
    что может потребоваться в путешествии),
  • необходимое количество карточек-заданий по
    числу команд,
  • справочные таблицы, учебники.

Пояснения к заданиям.


1. Определить индекс

В карточке дано условие задачи. Её необходимо
решить. Полученный шестизначный ответ будет
индексом. Учащимся необходимо предложить
справочники.


2. Определить название города

В карточке даны слова кроссворда — полосовицы. В
скобках указано количество букв в слове. В
таблицу нужно вписать только одну букву из слова,
номер которой отмечен в соответствующей ячейке
таблицы (смотри ответы к заданию команды № 1).


3. Определить название улицы, номер дома,
номер квартиры адресата

Необходимо решить задачу, по учебнику найти
соответствующую ответу страницу. (При подготовке
задания использовался учебник “Физика -8”
Перышкина А.В., Дрофа, 2004.)

Перед игрой участники делятся по командам в
зависимости от условий проведения игры. Для
формирования команд можно использовать
разрезанные открытки.

План-задание командам:

  1. Выбрать из предложенного набора предметов
    (реквизита) 2-3 наименования и объяснить свой
    выбор с учётом знаний темы “Тепловые явления”;
  2. Используя карточки-задания, определить адрес
    (индекс, название города, название улицы, номера
    дома и квартиры), по которому нужно отправить
    небольшое послание жителям Тепляндии,
  3. Написать послание в стихах или прозе жителям
    Тепляндии.

В ходе игры учащиеся могут выполнять задания
вместе или распределить задания между собой.
Организатору игры следует чётко всё
спланировать, предусмотреть дополнительные
задания-вопросы, проконтролировать правильность
выполнения заданий.

Вступление к игре учитель может подготовить по
своему желанию в зависимости от уровня
подготовки класса и целей мероприятия. Оно может
быть и таким.

Уважаемые друзья! Сегодня мы отправимся в
путешествие. Путешествие необычное,
интеллектуальное. В одной детской песенке есть
слова: “Не крутите школьный глобус. Не найдёте вы
на нём той страны, страны особой…” Нашей страны,
страны – пункта назначения тоже нет на школьном
глобусе. Нет и городов с такими странными
названиями. Это страна с загадочным названием –
“Тепляндия”. Перед нашим путешествием мы
усердно знакомились с тепловыми явлениями,
изучали формулы для расчёта теплоты при
различных тепловых процессах, решали задачи.
Большинство из вас пополнили свои знания по этой
теме и теперь готовы отправиться в путь, а
некоторым придётся постараться, чтобы не
подвести своих товарищей.

Каждый знает, что перед любым путешествием
желательно тщательно изучить маршрут,
подготовить необходимое снаряжение. Посмотрите,
что предлагает для вас, наша туристическая фирма.
Выберите те предметы, которые, по — вашему мнению,
должна взять команда, отправляясь в “Страну
тепловых явлений”. Учтите, что вам придётся
обосновать свой выбор.

Посмотрите! Пока на карте Тепляндии много
“белых пятен” — листков. На них вы впишите
названия городов и посёлков. Как и полагается,
каждый населённый пункт имеет свой индекс. Улицы
часто названы в честь известных людей. В этой
стране замечательные жители. Они
доброжелательны, любознательны и очень
гостеприимны. Они уже готовятся к встрече и
прислали вам письма. Вам необходимо расшифровать
обратный адрес и послать по этому адресу
ответную телеграмму.

Со всеми вопросами можно обращаться на
“почту”. Вам обязательно помогут разобраться,
правильно ли вы вычислили “индекс”, определили
название города, улицы, номер дома и квартиры. Не
забудьте о тексте телеграммы. Итогом нашей игры
должна стать заполненная карта страны
“Тепляндии” и послания её жителям от каждой
команды. Если вы быстро справитесь с
расшифровкой адреса, “отправляйте” телеграмму
и отвечайте на дополнительные вопросы.

Вы можете распределить задания между членами
команды или решать всё коллективно. Помните, что
в команде ценятся взаимовыручка и
доброжелательность.

Капитаны команд, получите задания! В добрый
путь!

Маршрутный лист команды № 1

Индекс _ _ _ _ _ _

Какое количество теплоты необходимо для
обращения в пар воды массой 200 г, взятой при
температуре 20 ? С? (Необходимые для решения данные
возьмите в справочнике.)

Город _ _ _ _ _ _ _ _ _


1 2 3 4 5 6 7 8 9
8 4 3 6 2 1 1 2 6
  1. Устройство в автомобиле для приготовления
    горючей смеси (10)
  2. Составляющая часть любого вида топлива (7)
  3. Сосуд, в котором жидкость долгое время остаётся
    при неизменной температуре (6)
  4. Прибор для измерения влажности (9)
  5. Передача тепла струями жидкости или газа (9)
  6. Агрегатное состояние, в которое превращается
    жидкость при кипении (3)
  7. Вещество, имеющее температуру отвердевания – 39
    ?С (5)
  8. Среда, в которой невозможна конвекция (6)
  9. Часть двигателя, в которой происходит сгорание
    горючей смеси (7)

Улица

Решите задачу и вы узнаете, на какой странице
находится фотография учёного, в честь которого
названа улица в городе. Первые две цифры года
рождения учёного – номер дома, вторые две цифры
– номер квартиры.

До какой температуры нагреется вода массой 2 кг,
если получит 336 кДж тепла? Начальная температура
воды 26 ? С.

Маршрутный лист команды № 2

Индекс _ _ _ _ _ _

В чайнике было 2 кг воды при температуре 16 ° С.
После кипячения осталось 1,9 кг. Сколько тепла
было при этом израсходовано ? (Необходимые для
решения данные возьмите в справочнике.)

Город _ _ _ _ _ _ _ _ _


1 2 3 4 5 6 7 8 9
5 2 9 3 1 4 4 5 7
  1. Вещество, имеющее температуру плавления 1539 ?С (6)
  2. Устройство в автомобиле для приготовления
    горючей смеси (10)
  3. Посуда для быстрого приготовления пищи из-за
    повышения температуры кипения (10)
  4. Прибор для измерения влажности (10)
  5. Они появляются, растут, захлопываются,
    всплывают при кипении (8)
  6. Капельки жидкости на листьях растений (4)
  7. Имя изобретателя теплового двигателя (6)
  8. Главная деталь одного из гигрометров (5)
  9. Устройство в ДВС, которое вращаясь по инерции,
    перемещает поршень (7)

Улица

Решите задачу и вы узнаете, на какой странице
находится фотография учёного, в честь которого
названа улица в городе. Первые две цифры года
рождения учёного – номер дома, вторые две цифры
– номер квартиры.(Взять нижний рисунок.)

Какую массу воды можно нагреть от 15? С до 85? С,
если передать ей 36456 кДж?

Маршрутный лист команды №3

Индекс _ _ _ _ _ _

Сколько тепла необходимо для плавления 2 кг
льда, если начальная температура льда равна 20 ? С?
(Необходимые для решения данные возьмите в
справочнике.)

Город _ _ _ _ _ _ _ _ _


1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 5 4 2 3 2 6 1 1
  1. Передача тепла лучами (9)
  2. Знак в формуле. Показывает, что тело
    отдаёт некоторое количество теплоты (5)
  3. Характеризует степень нагретости тела (11)
  4. Автор температурной шкалы, которой пользуются
    американцы (9)
  5. Устройство в автомобиле для приготовления
    горючей смеси (10)
  6. Агрегатное состояние, в котором некоторые
    молекулы могут “перепрыгивать” с места на место
    (8)
  7. Деталь ДВС, которая регулирует поступление
    горючей смеси в цилиндр (6)
  8. Вещество, которое плавится при температуре 327 ?С
    (6)
  9. Старинная единица измерения количества теплоты
    (7)

Улица

Решите задачу и вы узнаете, на какой странице
находится фотография учёного, в честь которого
названа улица в городе. Первые две цифры года
рождения учёного – номер дома, вторые две цифры
– номер квартиры.

Какую массу воды можно нагреть от 20? С до
кипения, если сообщить ей 28,896 кДж тепла? Ответ
выразите в граммах.

Маршрутный лист команды № 4

Индекс _ _ _ _ _ _

Рассчитайте количество теплоты, необходимое
для нагревания воды массой 2,3 кг в медной
кастрюле массой 1,6 кг от 20? С до 100? С? (Необходимые
для решения данные возьмите в справочнике.)

Город _ _ _ _ _ _ _ _ _


1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 5 5 3 2 7 1 1 6
  1. Процесс перехода вещества из жидкого состояния
    в твёрдое (14)
  2. Прибор для измерения влажности воздуха (9)
  3. Вещество, имеющее удельную теплоёмкость 540
    Дж/кг*?С (5)
  4. Эта величина влияет на температуру кипения
    жидкости (8)
  5. Сосуд, в котором жидкость долгое время остаётся
    при неизменной температуре (6)
  6. Устройство в ДВС, которое вращаясь по инерции,
    перемещает поршень (7)
  7. Это вещество плавится при 420 ?С (4)
  8. Один из способов парообразования (9)
  9. Деталь ДВС, которая регулирует поступление
    горючей смеси в цилиндр (6)

Улица

Решите задачу и вы узнаете, на какой странице
находится фотография учёного, в честь которого
названа улица в городе. Первые две цифры года
рождения учёного – номер дома, вторые две цифры
– номер квартиры.

До какой температуры нагрелась вода массой 4 кг
при получении 840 кДж тепла? Начальная температура
воды равна 42? С.

Ответы к заданиям

Команда № 1


Индекс 527200

Город Термоград


1 2 3 4 5 6 7 8 9
8 Т 4 Е 3 Р 6 М 2 О 1 Г 1 Р 2 А 6 Д
  1. Устройство в автомобиле для приготовления
    горючей смеси (карбюраТор)
  2. Составляющая часть любого вида топлива (углЕрод)
  3. Сосуд, в котором жидкость долгое время остаётся
    при неизменной температуре (теРмос)
  4. Прибор для измерения влажности (гигроМетр)
  5. Передача тепла струями жидкости или газа (кОнвекция)
  6. Агрегатное состояние, в которое превращается
    жидкость при кипении (Газ)
  7. Вещество, имеющее температуру отвердевания – 39
    ?С (Ртуть)
  8. Среда, в которой невозможна конвекция (вАкуум)
  9. Часть двигателя, в которой происходит сгорание
    горючей смеси (цилинДр)

Стр. 66. Улица Иоффе, д. 18, кв. 80.

Команда № 2


Индекс 936000

Город Закипайск

  1. Вещество, имеющее температуру плавления 1539 ?С
    (желеЗо)
  2. Устройство в автомобиле для приготовления
    горючей смеси (кАрбюратор)
  3. Посуда для быстрого приготовления пищи из-за
    повышения температуры кипения (скороварКа)
  4. Прибор для измерения влажности (псИхрометр)
  5. Они появляются, растут, захлопываются,
    всплывают при кипении (Пузырьки)
  6. Капельки жидкости на листьях растений (росА)
  7. Имя изобретателя теплового двигателя (ДжеЙмс)
  8. Главная деталь одного из гигрометров (волоС)
  9. Устройство в ДВС, которое вращаясь по инерции,
    перемещает поршень (маховиК)

С.124. Улица Ленца, д.18,кв.65.

Команда №3


Индекс 764000

Город Испаринск

  1. Передача тепла лучами (Излучение)
  2. Знак в формуле. Показывает, что тело
    отдаёт некоторое количество теплоты (минуС)
  3. Характеризует степень нагретости тела (темПература)
  4. Автор температурной шкалы, которой пользуются
    американцы (ФАренгейт)
  5. Устройство в автомобиле для приготовления
    горючей смеси (каРбюратор)
  6. Агрегатное состояние, в котором некоторые
    молекулы могут “перепрыгивать” с места на место
    Идкость)
  7. Деталь ДВС, которая регулирует поступление
    горючей смеси в цилиндр (клапаН)
  8. Вещество, которое плавится при температуре 327 ?С
    (Свинец)
  9. Старинная единица измерения количества теплоты
    (Калория)

Стр. 86. Улица Ампера, д.17, кв. 75.

Команда № 4

Индекс 824000

Город Конвекцин

  1. Процесс перехода вещества из жидкого состояния
    в твёрдое (Кристаллизация)
  2. Прибор для измерения влажности воздуха (гигрОметр)
  3. Вещество, имеющее удельную теплоёмкость 540
    Дж/кг*?С (чугуН)
  4. Эта величина влияет на температуру кипения
    жидкости (даВление)
  5. Сосуд, в котором жидкость долгое время остаётся
    при неизменной температуре(тЕрмос)
  6. Устройство в ДВС, которое вращаясь по инерции,
    перемещает поршень (маховиК)
  7. Это вещество плавится при 420 ?С (Цинк)
  8. Один из способов парообразования (Испарение)
  9. Деталь ДВС, которая регулирует поступление
    горючей смеси в цилиндр (клапаН)

Стр.92. Улица Вольта, д.17, кв.45.

Следующий: