Игра-путешествие Физика — это интересно! Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по теме Движение и взаимодействие тел


Задачи урока:

повторение и систематизация
изученного материала по теме “Движение и
взаимодействие тел”, решение качественных и
экспериментальных задач.

Цели урока:

проверить теоретические знания
по теме, показать умение применять их на
практике, формирование практических навыков
работы с физическим оборудованием, развитие
мышления, логики, познавательного интереса.

Средства, дидактические материалы:



плакат
с картой путешествия, девиз, название игры,
карточки – задания с формулами, весы, линейки
ученические, кусочки пластилина, два штатива, два
бумажных кольца, длинная сухая деревянная
планка, металлический прут, динамометры,
деревянные бруски, наборы грузов, круглые
карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие,
сообщение темы урока, девиза, формы учебного
занятия и его целей.

Путешествие на поезде-экспрессе “ЗНАНИЕ –
СИЛА”
.

Девиз:

“Мы, играя, проверяем, что умеем и что
знаем”.

Старт игры

– станция “ФИЗИКА”.

Пока поезд приближается к первой станции
необходимо ответить на вопрос:

Как называется линия, обозначенная на нашей
карте? (Траектория).

II.

Станция “УЗНАВАЙКА”

Каждому учащемуся выдаются карточки с
формулами, где вместо одной из величин – пустой
квадратик:

Необходимо заполнить все пустые квадратики
(вначале каждый самостоятельно, затем
заполняются карточки на доске).

III. Станция “МУЗЫКАЛЬНАЯ”

Прослушав фрагменты песен, учащиеся должны
ответить на вопросы.

1.


…Голубой вагон бежит, качается.
Скорый поезд набирает ход.
Ах, зачем же этот день кончается?
Пусть бы он тянулся целый год!

О каком виде движения поется в этой песне? (Дать
определение равномерного и неравномерного
движения. Найти и прокомментировать формулы,
относящиеся к равномерному движению (1, 4, 7)).

2.


Такого снегопада, такого снегопада
Давно не помнят здешние места.
А снег не знал и падал,
А снег не знал и падал,
Земля была прекрасна, прекрасна и чиста.

Почему падает снег? (Определение силы тяжести,
ее направление, единицы измерения силы, формула
для расчета (3)).

3.


Зима раскрыла снежные объятья,
И до весны все дремлет тут.
Только елки в треугольных платьях,
Только елки в треугольных платьях
Мне навстречу все бегут, бегут, бегут …

Разве елки могут бежать? О каком физическом
понятии здесь говорится? (относительность
движения).

4.


Трудно было человеку десять тысяч лет назад.
Он пешком ходил в аптеку, на работу, в зоосад.
Он не знал велосипеда и не верил в чудеса,
Потому что не изведал всех достоинств колеса,
колеса…

Зачем человек изобрел колесо? Как направлена
сила трения скольжения и сила трения качения?

Пока поезд движется к следующей станции,
учитель рассказывает эпизод из жизни И. Ньютона о
том, как он стал первым учеником в классе.
(Воспитательный момент о том, какой может быть
месть обидчику).

IV. Станция “НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ”

Объяснить с точки зрения физики, следующие
пословицы:

1.

Баба с возу – кобыле легче.

2.

Не подмажешь – не поедешь.

3.

Пошло дело как по маслу.

4.

Что кругло — легко катится.

Непредвиденная остановка.

Чтобы поехать дальше, необходимо исправить
ошибку.

Две банки из-под кофе. На одной написано вес 100 г,
а на другой — масса 100 г. В чем ошибка? (Повторяются
понятия “вес” и “масса”).

V. Станция “ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ”



1.

Учитель демонстрирует занимательный опыт
“Что крепче?”.

На металлические стержни, закрепленные
горизонтально в штативах, надеваются кольца из
плотной бумаги (диаметр около 20 см, ширина – 3 см),
а в кольца необходимо продеть сухую сосновую
планку около 1 м длиной и сечением приблизительно
1 см2.

Вопрос к учащимся: “Почему при резком ударе по
центру планка ломается, а кольца остаются
невредимыми?” (Повторяется понятие инертности).

2.

При помощи весов и линейки учащимся
предлагается определить плотность пластилина.
(Учащиеся работают в парах. Проверяется знание
формулы (2) и единиц измерения плотности, а также
умение учащихся измерять массу тела с помощью
весов. Еще должны сообразить, как измерить объем
пластилина (вылепить кубик или параллелепипед и
измерить стороны)).

3.

Измерение силы трения скольжения и силы
трения качения. (Повторяется понятие
равнодействующей силы и умение учащихся
пользоваться динамометром).

VII. Станция “СООБРАЗИТЕЛЬНАЯ”

Необходимо ответить на следующие вопросы:

1.

Вовочка утверждает, что Машенька “толще”
его. Оказавшись на катке, они воспользовались
только рулеткой для решения мучавшей их
проблемы. Как им это удалось? (Оттолкнулись, а
затем измерили расстояния, на которые они
разъехались).

2.

Вовочка, получив от Петеньки удар в челюсть,
нагло заявил: “Ну и врезал я ему сегодня!” Что вы
по этому поводу думаете? Прав ли мальчик с
физической точки зрения? (Взаимодействие тел).

3.

Вам с детства твердили: “Нельзя перебегать
дорогу перед близко идущей машиной!” Почему?
(Инерция).

Запомните, ни одно тело не может мгновенно
остановиться. И для остановки автомобиля тоже
требуется несколько секунд. Кстати, при скорости
60 км/ч за одну секунду машина проезжает

17 м. Всего за одну секунду машина проезжает
больше, чем длина вашей классной комнаты. Помните
об этом, и не перебегайте дорогу перед близко
идущим транспортом! (Здесь можно вспомнить, как
перевести км/ч в м/с).

4.

О том, что на борту космического корабля
обычно царит невесомость, знают все.

А вот Вовочка утверждает, что он в состоянии
невесомости бывает по сто раз в день. Ну и врун,
правда? (В момент прыжка (на месте или на бегу)
наши ноги не касаются никакой опоры, значит, на
какое-то мгновение мы оказываемся в состоянии
невесомости).

Пока движемся к последней станции, звучит
рассказ учителя.

(Рассказ учителя). Рассмотрим пример из нашей
истории. 18 августа 1851 года император Николай I
совершил первую поездку из Петербурга в Москву
по железной дороге. Императорский поезд был
готов к отправлению в 4 часа утра. Начальник
строительства дороги, генерал Клейнмихель чтобы
подчеркнуть торжественность события, приказал
первую версту железнодорожного пути покрасить
белой масляной краской. Это было красиво и
подчеркивало то обстоятельство, что
императорский поезд первым пройдет по
нетронутой белизне уходящих вдаль рельсов.
Однако Клейнмихель не учел одного
обстоятельства…

О чем забыл генерал? Что произошло в результате?

(Он забыл о смазочном действии масляной краски,
уменьшающем трение, — паровоз буксовал на месте).

А что же было дальше? Жандармы, подобрав полы
шинелей, бежали эту версту перед поездом и
посыпали песком покрашенные рельсы.

Зачем?

(Для увеличения силы трения).



А что такое верста?

Повторяются единицы
измерения расстояния.

1 верста – это старинная русская мера длины, она
равна 1 км 70 м.

VIII. Конечная станция “ЭРУДИТ”

Учитель: И в завершении сегодняшнего урока я
могу сказать о вас, что

Э

ти

Р

ебята

У

меют

Д

умать

И


Т

олковать. Молодцы!

IX. Подведение итогов урока.

Подвести итог урока предлагается ребятам.
Выясняем, что удалось выполнить за урок, достигли
ли мы своей цели.




Следующий: