Игра под названием жизнь

Памяти Александры Михайловны Закиевой,
учительницы начальных классов 1945 – 1981 г. г.
учителя средней школы № 6 города Набережные
Челны
в 1958 – 1981 годах.

Социум становится все более деловитым,
поколение современных детей и играет по-
современному. Взрослые стали более откровенны в
удовлетворении своих желаний – игра активно
наполняет досуг российских леди и джентльменов.
В дошкольном детстве игра, по утверждению
ведущих ученых, является основным видом
деятельности. Так ли это на самом деле? Способны
ли мы, взрослые, по долгу службы допущенные к
власти над деятельностью ребенка, понять роль
игры в судьбе человека?

В садик в детстве я не ходила, не было у
родителей такой возможности, про меня говорили
“Выросла под школьной партой” — мама работала
учительницей в начальных классах, папа – там,
куда пошлет партия, частенько, мы встречались с
ним лишь в воскресенье. Но именно увлечение отца
определило мою профессиональную стезю. Отец
обожает шахматы – доска-ящичек с черно-белыми
фигурками его жизненный спутник. Я в шахматы не
играю, не увлекает меня невидимое сражение.
Увлекло меня другое: скучая по отцу, маленькая
Катя тихонько открывала заветный ящичек и
затевала странную игру. Под сводами кистей,
свисающей со стола скатерти размещались дворцы.
Во дворцах жили две семьи – Белая и Черная.
Каждая семья было огромной (я росла в типичной
“двухдетной” советской семье). Мать – фигурка
ферзя, отец – фигурка короля, старшие дети: туры,
слоны, кони; младшие дети – пешки. Я самозабвенно
погружалась в удивительный мир моих семей –
строила с ними дома, сажала огород, готовила
обеды, устраивала праздники и организовывала
походы в гости… Семьи были дружные, сноровистые,
ощущение благополучия окутывало меня,
успокаивало, упорядочивало мой внутренний мир.
Игра, продолжалась бесконечно из вечера в вечер,
я выросла, и шахматы осиротели.

Прошли десятилетия, однажды, я внезапно поняла,
что удивительный “Балкыш”, который живет в моем
сердце теперь уже шестнадцатый год – это ожившая
игра моего детства. Большой уютный дом (чем не
дворец?) населен разным народом – взрослые и
ребятишки от мал-мала меньше до подростков живут
дружной неспешной жизнью. И именно я задаю тон
этой многоликой семье – забочусь обо всех:
взрослые должны успеть переделать массу дел,
старшие и младшие в меру сил должны им помогать и
учиться у взрослых и друг у друга. В доме царит
культ доброжелательности, взаимопонимания,
уважения, деловитости и творчества. И культ игры.
Играть, играть и играть: всем, крошечкам в яслях,
дошколятам, первоклассникам, четвероклассникам,
взрослым! Находятся взрослые, в сердцах
бросающие в наш адрес – в этом Балкыш не учат
ничему, одни игры да праздники!

Моя самая нелюбимая забава на выпускных из
дошкольной группы утренниках – игра “Собери
портфель”, в которой по правилам ребенок должен
положить в портфель учебные принадлежности.
Ребятишки торопятся положить в портфель и
игрушки, а воспитательница потом назидательно
призывает детей и взрослых посмеяться над
незадачливым будущим учеником: игрушки в школе
не нужны, дескать! Я директор школы, который,
приходя в класс, в первую очередь спрашивает – во
что играем? И горе тому педагогу, который посмеет
утверждать, что гимназистам играть некогда.
Волшебница Жизнь даровала нам такое богатство
ИГРУ! Её величество Игра не с каждым подружится, и
не каждому будет благоволить, но тому, кто
постигнет её таинство – откроется великая книга
ЖИЗНИ. И мир станет понятным, доступным,
безопасным!

Нетрудно догадаться, что одна из любимых игр
моего детства – игра в школу. Мама, как семейное
предание, рассказывала: “В перемену подходит ко
мне коллега из соседнего класса и спрашивает –
Шура, ты знаешь, что Катюшка у тебя читает во всю?
(Мне шел шестой год, мама вела первый класс –
сорок с лишним детских головенок, и за последней
партой Катька, не до неё, конечно.) Заглянули в
класс: у доски стоит Катя и самая слабенькая в
классе девчушка, Катя водит огромной указкой по
картонным слогам в тряпочных кармашках и важно -
ласково призывает – “тяни: ма-ма мы-ла ра-му” Я
хорошо помню, как мама вечером открыла передо
мной букварь на странице с большим
кораблем-ледоколом “Ленин” и сказала: читай! В
субботу старшая сестра повела меня в местную
библиотеку. Я выбрала сразу две книжки с
потрепанными уголками (это самые интересные, их
часто берут!) из деревянного ящика – это был
волшебный праздник!

Мама была очень строгой учительницей, и очень
любила своих учеников. Больше, чем меня. Я на неё
обижалась за это и ревновала её к ученикам. Это
сейчас я понимаю, что дороже меня и сестры у неё
никого не было, но мама была Настоящей
Учительницей. Она подарила мне море друзей – её
учеников, мы искренне дружим и гордимся нашей
Александрой Михайловной. Мамино учительство
открыло мне великий секрет ЦЕЛЬНОСТИ
образовательного процесса! Как теоретики
педагогики любят все делить и раскладывать по
полочкам! Я видела её работу ЦЕЛЬНО. Она всегда и
везде была Учительницей: ответственной,
организованной, деликатной, справедливой,
правильной, в общем, без скидок “я не на работе”.
Все лучшее во мне – от неё. И стремление все
соединять: ну, просто горе-горькое, если
воспитательница на занятии вся “правильная”, а
закончилось занятие – “Куда полез? Не смей
трогать! Может, мы помолчим?”

Получив право управлять педагогами, я в первую
очередь избавилась от понятия “занятие”. В
Балкыш жизнью управляют игровые развивающие
блоки – дошколята целый день играют, им и
невдомек, что такая любимая “подружка” Ольга
Николаевна учит их грамоте, Галина Анатольевна –
помогает заглянуть в мир математики.

В школе от урока не избавиться – рискованно,
прежде всего, потому что выпускнику Балкыш идти в
банальную классно-урочную среду, и не везде будут
приветствовать ходьбу по классу без разрешения
учителя, а уж спорить с учителем, даже если он
(учитель!) на глазах ученика делает грубую
грамматическую ошибку – просто опасно в
некоторых случаях. Поэтому игра на уроке
присутствует, и очень активно – но она служит
познанию, в том числе познанию секретов
взаимоотношений разных людей. На уроке философии
мы ребятишками играли в “Школу” по-особенному.
Дети учились, как написать обращение, заявление,
как правильно обратиться к директору за защитой
и, вообще, как отстоять свои права без драки.
Поиграли, ничего особенного вроде, игра! Класс
закончил учебу, ребята поступили в основную
школу. Примечательно, что в одной из конфликтных
ситуаций мой воспитанник в пятом классе толково
и грамотно обратился к директору школы с
письменным заявлением, и, к чести моего коллеги,
конфликт был с достоинством разрешен. Вот тебе и
игра!

Гордость моих педагогических исканий –
творческие лаборатории. Прием не новый, он
активно практикуется последователями
развивающих технологий: ученик получает доступ в
святая-святых – мастерскую Художника, Мастера!
Предистория вопроса такова: как и все выпускники
дошкольных факультетов педагогических училищ, я
прекрасно знаю методику обучения детей лепке
(“красный” диплом обязывает!) Дело было летом, в
отпуске я, как и большинство моих коллег готовила
методические пособия к учебному году. В данном
случае – решила вылепить коллекцию образцов для
лепки по мотивам Дымковской народной игрушки. Я
“ваяю” коней и барышень, а пятилетняя Санька
крутится рядом. День, второй, потом берет кусок
глины, и раз-раз выставляет передо мной вполне
приличную барыню! Без всяких обучений приемам
лепки “ленты”, “колокола”, техники
накладывания и примазывания! Прошло уже больше 15
лет, раритетная барыня до сих пор жива, а я с
гордостью пестую технологию творческих
мастерских – в Балкыш их несколько.



Самой ранней можно считать лабораторию “Тел
ачкычы” — базируется она на основе программы
обучения родному языку как второму
государственному. Главное действующее лицо в
этой игре – учитель татарского языка. По
условиям игры учитель не знает другого языка,
кроме татарского. Общение с детьми сводится к
активной деятельности: дети, приходя в
кабинет-музей, играют роль гостей, по приглашению
хозяйки совершают экскурсию, угощаются,
примеряют одежду, присоединяются к рукоделью,
поют, танцуют, играют в народные игры…
Сложнейшая образовательная задача реализуется в
гармонии с миром дошкольного детства.

По аналогии с “Тел ачкычы” развивается
лаборатория преподавания иностранного языка.
“Happy English” — составляет самостоятельную
субкультуру “Балкыш” — со своим собственным
календарем, стилем взаимоотношений, такая
бесконечная, увлекательная игра. Заводилы в этой
игре — опытный педагог, интереснейший человек,
мама двоих взрослых деток, способная понять
любую детскую проблему, учитель 1
квалификационной категории Светлана Васильевна
Степаненко и юная, похожая на девочку-подростка,
Лена Фаритовна Ямалетдинова, настоящая подружка
детям. Это только родители и коллеги знают, Лену
Фаритовну как опытного, очень затребованного на
рынке образовательных услуг, специалиста!
Молодая учительница осенью взяла отпуск – скоро
ей предстоит стать матерью, но дети “потери” не
почувствовали – в классы пришла Эльза
Ильгизаровна Закирова, выпускница Балкыш, ныне
учитель английского языка, молодой специалист
(закончила Мензелинский педколледж). Учитель,
которому нет необходимости тратить время и нервы
на адаптацию – она пришла в коллектив знакомый с
детства, игры её детства остаются
привлекательными для воспитанников!

Несколько раз в неделю дети встречаются с
художницей Татьяной Геннадьевной – в её руках
любой материал превращается в произведение
искусства. Помня историю с Дымковской барынькой,
мы с Татьяной Геннадьевной условились: художник
работает в своей мастерской, дети в начале играют
роль подмастерье, а затем становятся мастерами
сами. Как условились, так и играем, а результат –
выставка за выставкой и победа за победой!

Коллеги меня не поймут, если я не упомяну о
самой грандиозной балкышевской игре “Балкыш
Йолдызлары” (Звезды Балкыш). Игре этой в этом
году исполнилось 13 лет, продолжается игра
круглый год, который для нас начинается и
заканчивается в один из апрельских дней. Суть
игры в следующем: мы все и дети, и взрослые
готовим огромный концерт, который показываем раз
в год в апреле в самом большом концертном зале
города. Диапазон ролей, которые мы исполняем – от
грузчиков до эстрадной звезды. Если отметить, что
в 2006 году местное телевидение показало
сорокоминутный фильм о нашем гала-концерте, то
понятно – здорово мы поиграли!

Мои дочки с подружками играли и играют в
“Учительниц музыки”, со старшей Александрой мы
не так давно обсуждали предстоящую тему
дипломной работы в университете, она пожелала
изучить возможности интерактивных технологий в
преподавании музыки в школе…

И вот под занавес 2006 года молодая учительница
успешно аттестовалась на вторую
квалификационную категорию.

Ученики мои обязательно включают в игру
“Школа” роль директора. Если бы они знали, как
внимательно я наблюдаю за их мимикой, жестами,
выражениями – более достоверного портрета ни
один портретист мне не выдаст!

Я была по настоящему счастлива, когда
восьмимесячная внучка принялась прытко гонять
по паласу обыкновенную расческу, громко урча
“дбрю-ю-ю” (папа наш водитель и человечек с
рождения “на колесах”), заботливые родители
рванули в магазин – купили “взаправдашный”
джип. Девочка его повертела и забыла, а стоит
завидеть коробку из под сока, ту же расческу, даже
ложку – и поехали! С наслаждением растолковываю
моей молодежи – умение использовать в игре
заменители – важнейший этап нервно-психического
развития малыша. Игрушки ребенку надо уметь
выбирать и “представлять” их ребенку! Внучке
сейчас 2, 5 года, она играет в разные игры, в том
числе под руководством мудрых воспитателей. В
новогоднюю ночь родители подарили ей огромного
льва – ребенок пришел в ужас, увидев игрушку
зверя в натуральную величину! Спас положение
очень правдивый рассказ об одинокой жизни льва в
магазине и его мечте переехать к Ангелине, а
также подробная инструкция как с этой игрушкой
можно играть!

Вспоминаю любимейшую игру детства – “Дом”.
Строился он из песка (у каждого дома отцы
заботливо сбрасывали по весне горку), стены
делались ровными, прочными. Мебель, все как
положено. И мы варили куклам суп из разных
травинок, камушков! А каким “шоколадным маслом”
баловали мы своих “дочек”: верхний слой грязи на
подсыхающей луже блестел и жирно лоснился, когда
мы его бережно намазывали на плоский камушек
“хлеб”! Хитрые англичане придумали устраивать
настоящие лужи в своих ухоженных дворах – чтоб
было, где детям потешиться! Старшая дочка с
укоризной выговаривает мне – совсем младшую
сестренку распустила, она с улицы приходит
перемазанная как черт! И, слава Богу, тем более, не
вручную же стирать-то – 21 век на дворе!

Век двадцать первый, а мы больше к варварам
приближаемся. Гоним игру – со двора (а где машины
ставить?!), из школы и даже из детского сада
пытаемся (неучами вырастут!), из дома (мало в доме
мусора, вот хорошо – сидит в компьютере и тишина
в доме!)… А у меня радость – закупала весной
игрушки в школу-сад, гляжу – на витрине настоящие
бирюльки, привезла, наказала воспитателям:
играть самим, и детей научить, и беречь как самую
дорогую вещицу! Мои замечательные коллеги наказ
приняли, и будем уверены, господа, выполнят! Мы,
взрослые, заводилы игры. Вспоминаю, как восемь
лет назад впервые у меня появилась игрушка по
имени компьютер – сегодня это мой важный
помощник, и не только мой – всех моих коллег. Я
“наигралась” и потребовала: играть всем! Играем
дружно – последний плод наших интерактивных игр
– сайт во всемирной паутине, заглядывайте, будем
рады!

Профессия моя – педагогическая,
Известно всем, отнюдь, не героическая,
Холстов не тку, хлебов не выпекаю,
А день-деньской играю, развлекаю! –

пошутила я однажды ко Дню учителя. В каждой
шутке, говорят, есть доля правды. Я соглашаюсь,
моя профессия – обязывает обладать умением
играть, ибо для объекта моей деятельности игра
есть познание мира!




Следующий: