Игра Первые шаги по дороге в мир физики

Цели:

  • повторить и обобщить полученные знания по
    изученному материалу по теме «Первоначальные
    сведения о строении вещества»;
  • повысить интерес к изучению физики;
  • воспитать чувства товарищества и
    взаимовыручки;
  • расширить кругозор учащихся

Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор, экран, презентация к
игре.

Оборудование для лабораторной работы:
линейки, проволока разного диаметра, карандаши,
амперметр, вольтметр, ваттметр.

Ход игры

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались для
того ,чтобы поучаствовать в игре «Первые шаги по
дороге в мир физики». И наше мероприятие
проходит в очень знаменательный для всего
ученого мира год. Вам всем хорошо известно, что 2011
год — это год 300-летия гениального русского
ученого М. В. Ломоносова. И сегодня мы не можем не
вспомнить о его могучем, многогранном,
самобытном таланте, который коснулся всех сторон
науки и культуры своего времени. То, что сделал
Ломоносов много раз более чем достаточно для
вечной славы нашего замечательного
соотечественника. (Приложение 1)

Ломоносов принадлежит не только истории. Его
имя и деяния всегда будут на знамени передовой
науки, направленной на служение народу. Во т и вы,
семиклассники, начали постигать азы, на мой
взгляд, самой интересной и трудной, но очень
необходимой человеку науки, физики. И если вы
будите проявлять усердие и упорство в изучении
этой науки, то, как знать, может, добьётесь
успехов, не менее значимых, чем поморский мальчик
их Архангельской губернии М. В. Ломоносов. (Приложение 2)

Слайд 1-2


Физика — какая ёмкость слова!
Физика для нас не просто звук.
Физика — опора и основа
Всех без исключения наук!

Ну, а мы начинаем нашу игру. Сейчас мы вам
раздадим маршрутные листы, из которых вам будет
понятно, какие испытания вас ожидают сегодня.

Наша игра состоит из 7 конкурсов — испытаний. В
результате этой игры мы выявим самых усердных и
смекалистых в изучении физики ребят. А начнём с
жеребьёвки. Тот номер, который вытащит капитан
команды и будет вашим порядковым номером для
участия во всех конкурсных испытаниях.
Приступим.

(Идёт жеребьёвка и определяется порядок
участия игроков в конкурсах)

Учитель: Первый конкурс называется
«Давайте познакомимся»

Слайд 3


Чтоб игру уверенно начать,
Должны друг друга лучше вы узнать.
Команде каждой мы успеха пожелаем
И слово вам предоставляем.

(Капитаны представляют свои команды, зачитывая
название и девиз)

Учитель: Второй конкурс называется
» Разминка»

Слайд 4 С нами загадки играют в прятки

(Каждой команде предлагается отгадать по три
загадки, связанные с физическими приборами,
явлениями, агрегатными состояниями вещества)

Слайды 5-16


Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся.
(запах)

Поднялись врата, всему миру красота.
(радуга)

Я и туча, и туман, я ручей и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу.
(вода)

В белом бархате деревни, и заборы, и деревья.
А как ветер нападёт, этот бархат опадёт.
(иней)

Я под мышкой посижу и что делать укажу:
Или разрешу гулять, или уложу в кровать.
(термометр)

Стучат, стучат, не велят скучать.
Идут, идут, а всё тут и тут.
(часы)

Качается стрелка туда и сюда.
Укажет нам север и юг без труда.
(компас)

На стене висит тарелка, по тарелке ходит
стрелка.
Эта стрелка наперёд нам погоду узнаёт.
(барометр)

На дворе переполох: с неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина, у неё теперь ангина.
(град)

У избы побывал — всё окно разрисовал,
У реки погостил — во всю реку мост мостил.
(мороз)

Пушистая вата плывёт куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе.
(туча)

Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает.
Он от матери рождён и сам её рождает.
(лёд)

(жюри подсчитывает баллы)

Учитель: Третий конкурс называется
» Вопрос — ответ»

Слайд 17

«Науку всё глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснёт тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет»
Фирдоуси

(Каждой команде предлагается ответить на три
вопроса по теме «Первоначальные сведения о
строении вещества»)

Слайд 18

  1. Как называются частицы, из которых состоят
    вещества? (молекулы и атомы)
  2. Из каких наблюдений следует, что размеры
    молекул малы? (диффузия, броуновское движение,
    фотографии молекул)
  3. Одинаковы ли размеры молекул одного и того же
    вещества? (одинаковы)
  4. Одинаковы ли промежутки между молекулами?) (это
    зависит от температуры, строения вещества,
    агрегатного состояния вещества, промежутки
    могут быть различными)
  5. Одинаков ли состав молекул одного и того же
    вещества? (одинаков, если говорить о химически
    чистом веществе)
  6. Одинаковы ли размеры молекул разных веществ? (различны)
  7. Температура одного тела больше, чем температура
    другого . Оба тела из одного вещества. В каком
    теле молекулы движутся быстрее? (в том, где
    температура выше
    )
  8. При какой температуре замерзает лёд? (00
    С)
  9. При какой температуре кипит вода? (1000 С)
  10. В какой воде соль раствориться быстрее -
    холодной или горячей? (в горячей, с ростом
    температуры процесс диффузии идёт интенсивнее)
  11. С одинаковой ли скоростью движутся молекулы
    воздуха в зимнее и летнее время? (летом быстрее)
  12. Лёд и водяной пар состоят из одинаковых молекул
    воды. Одинакова ли скорость молекул воды в
    твёрдом и газообразном состояниях? (молекулы
    водяного пара двигаются значительно быстрее)

(Жюри подсчитывает баллы)

Учитель: Четвёртый конкурс
называется «Глаз — алмаз»

Слайд 19

«Наука начинается с тех пор, как начинают
измерять».
Д. И. Менделеев

Слайд 20

(Каждой команде предлагается определить цену
деления и показание прибора)

Учитель: Пятый конкурс называется
«Лаборатория»

Слайд 21

«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений,
рождённых только воображением».
М. В. Ломоносов

Слайд 22

(Каждой команде предлагается определить
диаметр проволоки, используя известный им способ
рядов)

Учитель: Шестой конкурс называется
«Капитаны, вперёд!»

Слайд 23 Пословица недаром молвится.

Слайд 24

(В конкурсе участвуют капитаны команд, им
предлагают прочитать пословицу и ответить на
вопросы)

  1. О каком физическом явлении(понятии, законе)
    говорится в пословице?
  2. Каков её физический смысл?
  3. Верна ли пословица с точки зрения физики?
    В чём её житейский смысл?
  • 1-му капитану: Ему и беда, что с гуся вода.
  • 2-му капитану: Дружба, как стекло: разобьёшь — не
    сложишь.
  • 3-му капитану: На мешке с солью и верёвка
    солёная.
  • 4-му капитану: Над маслом вода не всплывает, над
    правдой кривда не поднимается.

(Жюри подсчитывают баллы)

Учитель: Седьмой конкурс
называется «Что есть что?»

Слайд 25

Как порою нелегко
Разобраться, что есть что?
Я надеяться хочу,
Что вам задание по плечу!

Слайд 26

(Каждой команде выдается таблица, в которую им
необходимо вписать слова, определив , что это:
тело, явление, вещество, физическая величина,
единица измерения физической величины)


Тело Явление Вещество Физическая величина Единица измерения физической величины
компас молния древесина скорость секунда
стакан ветер кислород путь метр
Земля землетрясение железо время грамм
гвоздь дождь нефть температура сутки
капля диффузия стекло объём градус

Слайд 27

(Жюри подводит итоги конкурсов)

Учитель: Вот и подошла к концу наша
игра, а дорога в мир физики для вас,
семиклассники, только началась. Вы находитесь в
самом начале этого пути. Хочется надеяться, что
вы с удовольствием отправитесь в это интересное
путешествие. Будьте любознательны, и тогда
дорога будет легка, а знания , которые вы
приобретёте будут прочные .

(Объявляются итоги игры, вручаются грамоты
командам-победителям и призёрам )

Слайд 28


Следующий: