Игра на уроке физики

Работая в школе много лет, я применяла
различные методы проведения урока. Чтобы
учащиеся не теряли интереса к учебе, на уроках
обобщения и проверки знаний, умений и навыков
часто применяю различные игры. Игра, по мнению
многих ученых, есть вид развивающей
деятельности. И я, как учитель, всегда помню об
этом и использую игровую деятельность на своих
уроках. У ребенка во время игры участвует разум,
подсознание, фантазия. Он стремится к
саморазвитию. В развитии личности учащихся игре
принадлежит большая роль:

  1. Во-первых, игра связана с
    положительными эмоциями, большим интересом к
    учебе.

  2. Во-вторых, ученик во время игры всегда
    стремится к выигрышному результату.

  3. В — третьих, во время игры дети
    активны, пассивных совсем нет.

  4. В — четвертых, на каждом этапе игры
    ребенок оценивает свои возможности, стремится к
    победе.

Цели и задачи такого урока:

  • Дать возможность учащимся сравнить
    уровень своих знаний, показать умение быстро и
    эффективно мыслить, обобщить знания по этой теме.

  • Расширять кругозор учащихся,
    воспитывать личность, формировать
    познавательный интерес, воспитывать умение
    работать с сигнальными карточками.

  • Развивать интерес и логическое
    мышление.

Часто в моей работе я применяю игру
«Звездный час». Правила игры придумала таким
образом, чтобы участвовали все дети. Каждый
ученик отвечает сам за себя.

Задания подбираю познавательного
характера, так как сегодня у детей интерес к
учению резко снижен. Развитие познавательного
интереса становится актуальным. Такие задания
способствуют усвоению определений физических
величин и понятий, законов, запоминанию фамилий
ученых, названий и назначений приборов.

Детей сажаю по одному за парту, на
столах у каждого сигнальные карточки с цифрами 0;
1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8. Учащиеся могут поднять карточки
только после моего сигнала. А он таков: «Дружно
подняли». Кто не успевает поднять или специально
не поднимает, то баллы не засчитываются.

Раньше задания оформлялись на бумаге,
а сейчас можно с помощью компьютера и
интерактивной доски с проектором. Правильность
ответа проверяется очень быстро. Карточки с
неправильными ответами убирают; а остаются
поднятыми карточки, с правильным ответами. Мой
помощник лаборант отмечает правильные ответы.
Игра проходит в три этапа и финал.

На первом этапе происходит
актуализация знаний, учащиеся вспоминают
основные понятия, ученых, законы, формулы,
приборы, о которых рассказывалось в данной теме.
Тренируется зрительная память, развивается
мышление.



На втором этапе, так называемом
«логические цепочки» участвуют карточки с
номерами 0; 1; 2; 3. Задания подбираются в
зависимости от темы, можно работать с приборами,
схемами, таблицами и т.д.

Здесь же вопрос ставится иначе.
Например: «Я считаю, что этот прибор измеряет
такую-то величину. Если вы со мною согласны, то
поднимаете карточку «0″, если не согласны, то
поднимаете ту карточку, которую сами считаете
правильной».

Или так ставится вопрос: «Эти величины
мы изучали в такой последовательности, как
написано (читается слева направо). Если вы
согласны, то поднимаете табличку «0″, если не
согласны, то поднимает две таблички которые
нужно поменять местами, например, (1;2), (2;3), (1;3). Для
правильного ответа обязательно две карточки
поднять.

На этом этапе дети учатся логически
мыслить, вспоминать, анализировать, развивается
творчество.

На третьем этапе применяю кубики. На
гранях кубиков написаны буквы, всего 10 кубиков.
Кубики, выбрасываются и на верхней грани
читаются буквы. Дети выписываю в столбик эти
буквы, и пишут слова, начинающиеся на данные
буквы. Желательно подбирать слова по теме, имена
существительные в именительном падеже. Время
дается 2 минуты. Действия детей контролируется.
За каждое слово по 1 баллу.

На этом этапе развивается
самообразование, целеустремленность.

И завершающий этап — финал.

Пока мой помощник подсчитывает
количество баллов, полученных каждым учеником за
три этапа, в это время даю длинное слово из этой
темы. Необходимо составить различные слова из
букв, входящих в это слово, используя одну букву
один раз. Это задание детям очень нравится,
потому что у них развивается память, мышление,
творчество, смекалка, осуществляется связь с
русским языком, обогащается словарный запас.
Расширяется кругозор у учащихся.

В моей картотеке для 7 -10 классов
имеется много разработок таких уроков по
различным темам.

На уроках такого типа слабые учащиеся
подтягиваются, у них появляется интерес к учебе,
предмету. Таких учащихся обычно сажаю за первые
парты. Например: такой урок по теме «Движение и
силы. Давление», проводится в 7 классе после
изучения «Архимедовой силы».

Приложение 1, приложение
2, приложение 3.




Следующий: