Игра как средство развития познавательной деятельности учащихся

Опыт работы в школе показывает, что в развитии
интереса к предмету нельзя полагаться полностью
на содержание изучаемого материала. Сведение
истоков познавательного интереса только к
содержательной стороне материала приводит лишь
к ситуативной заинтересованности на уроке. Если
учащиеся не вовлечены в активную деятельность,
то любой содержательный материал вызовет в них
созерцательный интерес к предмету, который не
будет являться познавательным интересом.
Поэтому при формировании познавательных
интересов школьников особое место принадлежит
таким эффективным педагогическим средствам, как
внеклассные мероприятия по предмету и
организация игровой деятельности на уроках. Я
хочу остановиться именно на играх, ведь
организация игровой деятельности является одним
из наиболее эффективных среди множества путей
воспитания у школьников интереса к учению.

Игра является одним из видов активной
деятельности. Она способствует приобретению
знаний, развитию различных качеств личности,
активизирует учебный процесс.

К сожалению, в педагогической деятельности
игра далеко не всегда используется в качестве
равноправной формы обучения и развития детей.
Многие классики русской педагогики уделяли
большое внимание игре, отмечая какие широкие
возможности создают игровые моменты на уроках, –
это решение и воспитательных, и обучающих, и
развивающих задач. Конечно, необходимо учитывать
возраст школьников. Чем они младше, тем игра им
более нужнее. В процессе учебных занятий можно
использовать различные игры и модели игровых
моментов из телевизионных передач: “Умники и
умницы”, “Звездный час”, “Слабое звено”, “Поле
чуде” и т.д. Можно и самому учителю
сконструировать новую игру, составление ребусов,
кроссвордов, различных викторин. Учащиеся с
удовольствием “втягиваются” в игры. Ведь в
процессе игры рождается азарт соревнования, а
это сильный побуждающий мотив. Нельзя забывать о
том, что игра должна быть доступной ее цель -
достижимой, обязательно красочное,
разнообразное оформление, чтобы дети получили
удовлетворение от участия в игре, веселое
настроение и удовольствие от игры. Чтобы игра
достигла своей цели, необходим один из главных
элементов – это ее эмоциональность.

В старших классах нельзя отказываться совсем
от игр. Здесь уместны различные виды более
“взрослых” игр: научные конференции, КВН,
игры-диспуты и т.д. Дети в процессе игры чувствуют
себя взрослыми, ведь они выступают на
конференциях в качестве ученых, отстаивают и
делают различные выводы.

Игру по праву называют восьмым чудом света.
Ведь именно здесь, в процессе игры, мир детства
соединяется с миром науки. Все игры имеют много
общих элементов с работой ученого. В том и другом
случае привлекает поставленная задача,
трудность, которую нужно преодолеть, затем
радость открытия, чувство удовлетворения от
преодоления препятствия. Именно поэтому всех
людей, независимо от возраста, привлекает игра.

Ниже хочу дать описание двух игр, которые можно
провести как на уроке, так и вне урока.


Поле чудес

Электричество

• Всем известен вольтов столб, это первый в
мире источник постоянного тока. Это изобретение
открыло новую эру в исследовании электрических
явлений.

Известный русский ученый в 1802 г. изготовил
огромную батарею. Она состояла из 4200 медных и
цинковых кружков, между каждой парой которых
прокладывали картонные кружочки, пропитанные
раствором нашатыря. Эта батарея представляла
собой 2100 медно-цинковых гальванических
элементов, соединенных последовательно.
Напряжение на ее зажимах, вероятно, составляло
1650-1700 В. Это был первый в истории источник
постоянного тока сравнительно высокого
напряжения.

Задание

. Назовите фамилию ученого,
создавшего этого источник электрического тока.
Ответ. Петров.

• Говорят: в мир техники электрохимия въехала
на медных конях. Это те кони, которых в натуре на
фотографии все видели на фронтоне Большого
театра в Москве. Как же их сделали?

Сейчас я попрошу вас вспомнить применения
электролиза в технике. Одно из применений
электролиза – это осаждение путем электролиза
тонкого слоя металла на каких-либо металлических
предметах. Цель его – защищать изделие от
ржавления, сделать его более прочным и красивым.

Задание.

Назовите этот самый дешевый и
быстрый способ нанесения металлических
покрытий.
Ответ. Гальваностегия.

• В 1836 г. русский ученый Б.С.Якоби изобрел
способ получения с помощью электролиза весьма
точных металлических копий рельефных предметов.
Именно этим способом были изготовлены те кони, с
которых я начала предыдущий вопрос.Русское
техническое общество, отмечая пятидесятилетие
изобретения Б.С.Якоби, признало его столь же
важным, как изобретение книгопечатания.

Задание.

Назовите этот способ получения с
помощью электролиза копий рельефных предметов.
Ответ. Гальванопластика.

• Обработка металлов анодным растворением была
предложена в 1928 г. одним известным советским
изобретателем. Этим методом можно быстро и точно
обрабатывать изделия из очень прочных и твердых
металлов, причем они могут быть весьма больших
размеров и сложной формы.

Задание

. Назовите фамилию изобретателя
метода обработки металлов анодным растворением.
Ответ. Гусев.

• На электротехнической выставке в Париже в 1881
г. был показан только что изобретенный прибор. В
этом приборе выявилось одно из очень важных
преимуществ электричества – возможность легко и
удобно управлять током.

Задание

. Назовите этот прибор.
Ответ Выключатель.

• Всем вам, ребята, хорошо известен знаменитый
закон Ома. Работу Ома встретили в Германии очень
хорошо. В 1833 г. ученый был уже профессором
политехнической школы в Нюрнберге. Однако за
рубежом, особенно во Франции и Англии, работы Ома
долгое время оставались неизвестными. Через 10
лет после появления его работы один французский
физик на основе экспериментов пришел к таким же
выводам. Но ему было указано, что установленный
им закон еще в 1827 г. был открыт Омом. Любопытно,
что французские школьники и поныне изучают закон
Ома под другим именем.

Задание.

Под чьим именем изучают закон Ома во
Франции?
Ответ. Пулье.

Игра

Проверим наши знания.

Правила игры похожи на правила телевизионной
игры “Золотая лихорадка”. Каждому игроку
вручается карточка с порядковым номером 1, 2, 3 и
т.д. Игра проходит в несколько туров. Победителем
каждого тура становится игрок, давший последний
правильный ответ.


Содержание игры

Тур 1

• Перечислить автомобильные заводы СНГ.

Ответ:

ГАЗ-Горьковский автомобильный завод,
ВАЗ-Волжский автомобильный завод,
УАЗ-Ульяновский автомобильный завод,
ЗИЛ-завод имени Лихачева,
МАЗ-Минский автомобильный завод…

• Иностранные автомобильные фирмы.

Ответ

. БМВ, Тойота, Мерседес, Опель, Мицубиси,
Шевроле, Рено, Вольво, Фольксваген, Форд, Ниссан…

• Марки автобусов.

Ответ

. ПАЗ, ЛуАЗ, Икарус, ЛиАЗ…

• Марки мотоциклов.

Ответ.

Иж-Юпитер, Иж-Планета, Урал, Днепр, Ява,
Минск,..

• Марки самолетов.

Ответ.

ТУ, АН, АНТ, МИГ, СУ, ПО,..

Тур 2

• Основные константы.

Ответ:

Ускорение свободного падения … 9,80665 m/c2
Число Авогадро … 6,02*1023 моль-1
Постоянная Больцмана … 1,83*10-23 Дж*К
Абсолютный нуль температуры … -273,15°С и т.д..

• Виды электромагнитных излучений.

Ответ

. Низкочастотные электрические
колебания, радиоволны, инфракрасное излучение,
видимое излучение, ультрафиолетовое излучение,
гамма-излучение.

• Цвета видимой части спектра.

Ответ

. Красный, оранжевый, желтый, зеленый,
голубой, синий, фиолетовый.

• Элементарные частицы.

Ответ

. Фотон, лептоны, мезоны, барионы (протон,
нейтрон) …

Тур 3

• Разделы физики.

Ответ

. Динамика, механика, электричество,
оптика, электродинамика, колебания и волны,
квантовая физика,..

• Электростанции различного типа.

Ответ:

ТЭС-тепловая электростанция,
КЭС-конденсационная электростанция,
ТЭЦ-теплоэлектроцентраль,
АЭС-атомная электростанция,
СЭС- солнечная электростанция,
ГЭС-гидроэлектростанция,
ГАЭС- гидроаккумулирующая электростанция,
ПЭС- приливная электростанция,
АТЭЦ- атомная теплоэлектроцентраль,
ВЭС-ветроэлектростанция.

• Перечислить фамилии космонавтов.

Ответ.

Гагарин, Титов, Терешкова, Савицкая,
Романенко, Рюмин, Рукавишников, Ляхов, Леонов,
Шаталов, Попович,..

Тур 4

• Перечислить известные гидроэлектростанции.

Ответ.

Волжская, Нурекская, Усть-Илимская,
Братская, Красноярская, Иркутская,..

• Атомные электростанции.

Ответ.

Белоярская, Нововоронежская,
Ленинградская, Смоленская, Ровенская,
Калининская,..

Тур 5. Суперигра

• Назвать большие планеты Солнечной системы.

Ответ

. Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн,
Уран, Нептун, Плутон.

Поле чудес

Задание первой тройке

• Первым предшественником современных паровых
турбин может считаться игрушечный двигатель,
который был изобретен еще во II веке до н.э.
Александрийским ученым. Он был назван его именем.
В этом двигателе использовалась реакция струи, и
шар работал по реактивному принципу, и являлся
прообразом реактивной турбины.

Задание

. Назовите имя этого ученого.
Ответ. Герон.

Задание второй тройке

• Старинная легенда рассказывает о пастухе по
имени Магнус. Он обнаружил однажды, что железный
наконечник его палки и гвозди сапог
притягиваются к черному камню. Этот камень стали
называть “камнем Магнуса”.

Но известно и другое предание о том, что это
слово происходило от названия местности, где
добывали железную руду (холмы Магнезии в Малой
Азии).

Задание

. О чем идет речь?
Ответ. Магнит.

Задание третьей тройке

• Это слово по-французски означает
“перетяжка”. Но откуда пошло такое название?
Когда понадобилось передавать телеграфные
сигналы на большие расстояния, телеграфирование
стало невозможным. Из-за возрастания
сопротивления и уменьшения силы тока при такой
незначительной протяженности проводов. Поэтому
телеграфную линию разделили на участки, причем
каждый имел свой источник тока. В конце такого
участка ставили электромагнит, который при
передаче телеграфного сигнала, притягивая якорь,
включал цепь следующего участка. Такое
устройство напоминало перетяжку уставших
лошадей, и его назвали …

Задание. А вот как его назвали, вы мне сейчас
скажете.
Ответ. Реле.

Игра со зрителями

• Известна легенда о том, что, когда вражеский
флот осаждал город Сиракузы, Архимед вызвал на
крепостные стены всех женщин города, которые
принесли с собой то, что всегда носит с собой
женщина. По команде великого ученого, с помощью
этих предметов был сожжен вражеский флот. Так
гласит предание.

Задание. Что это за предмет?
Ответ. Зеркало. По команде Архимеда все
навели солнечные зайчики на одну и ту же точку
вражеского корабля.

Финальная игра

В середине XIX века развитие промышленности и
рост городов усложнили различные деловые связи.
Потребовалось средство связи, обеспечивающее
разговор на расстоянии.

В 1876 г. совершенно независимо друг от друга два
американских изобретателя А.Белл и Э.Грей в один
и тот же день с разницей во времени 2 часа сделали
заявку в бюро патентов США на изобретенные ими
телефонные аппараты. Изобретателем телефона
считается А.Белл. Первый изготовленный А.Беллом
телефонный прибор представлял собой две
одинаковые коробки, соединенные проводами.
Собеседники поочередно подносили коробки то к
уху, то ко рту.

Задание суперигры

• Первый в мире молниеотвод в июне 1754 года
водрузил над крестом своего храма сельский
священник из Моравии по имени Прокоп,
крестьянский сын, ученый и изобретатель.

Задание

. Назвать фамилию этого ученого.
Ответ. Дивиш.

Следующий: