Игра как способ найти свое место в жизни


Много лет назад, наблюдая за тем, как ребята рассматривают карту взятия Зимнего дворца, мне пришла мысль, что это похоже на игру на картонном поле, не хватало кубика, а что если…

С тех пор, рассматривая ту или иную тему по истории или обществоведению, мысль возвращалась к игре, к серьезной взрослой игре. Первые результаты были неожиданными: «выиграл» войну в 1812 «Наполеон», «Зимний дворец» был «защищен» и началось развитие буржуазной демократии. Учащимся нравилось играть, а мне вплотную пришлось заниматься психологией и разрабатывать методику проведения учебных игр.

Ролевые игры впервые были использованы Ж.Л.Морено, венским психиатром, в работе с людьми, страдающими умственными расстройствами. Через игру врач возвращал больного в общество. Позже ролевые игры использовались в вооруженных силах различных стран для подготовки узких специалистов. Позже появились «производственные игры». В настоящее время игры применяются не только в вышеперечисленных направлениях, но и для достижения различных целей:

  1. Для практического обучения поведению в новой, непривычной деятельности;
  2. Для изучения проблемной ситуации;
  3. Чтобы создать для участников возможность взглянуть изнутри на побуждения и роли других или самого себя;
  4. Показать в игре, как можно использовать полученные знания.

Проштудированные позже книги Эрика Берна «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры» подтвердили мои наблюдения о том, что понятия «определенных ситуаций», которые сформировываются в детстве, подростковом возрасте, как правило, сохраняются на протяжении всей жизни. Год от года моя методика учебных игр пополнялась и изменялась. Сейчас, проходя ту или иную тему, ловлю себя на мысли: «А может можно поиграть…». Слыша реплики: «Все заиграли! Им бы все играть!», готова ответить: учебные игры — это очень серьезные, глубоко продуманные уроки, которые показывают, как глубоко уважают, понимают друг друга ученик-учитель, учитель-ученик. Игры бывают разные по степени сложности, но все они учитывают психологию человеческих отношений. В первые игры человек играет в семье, детсаде («поиграем в «семью»; я, чур, мама; игра в «школу» с куклами или друзьями, утренники — игры по сценарию»). В этих играх, как правило, нет своего мнения, слова и те принадлежат взрослым людям, но дети с удовольствием играют, правда, не все, почему? Мы, взрослые, даже и не пытаемся ответить на это вопрос. Мы говорим, есть активные и пассивные люди и все они в будущем члены человеческого общества, государства. Игра дает блестящие возможности всем учащимся, не зависимо от темперамента и интеллекта, участвовать, творить и самое главное получать удовольствие от участия в игре и ощущать свою значимость в коллективе. Итак, игра… первая ступень — это игра «Учитель-ученик». Ученики играют роль учителя, в этой игре основной упор делается на материал учебника. Учитель по необходимости помогает найти правильную подачу материала, смотрит, правильно ли учащиеся определили основные положения темы. В конце урока обсуждение: «Что понравилось? Кто удачно рассказал?». Звучит не критика, а обсуждение. Роль учителя в игре сложна, она не авторитарна, он — коллега с учащимися, он может услышать критику в свою сторону и по необходимости объяснить свои действия. Все это дает возможность коллегиально искать совместный выход из «сложной ситуации». Учитель должен быть честен, учащиеся остро чувствуют фальшь в поведении взрослого человека, в поиске выхода взрослый человек не диктует его, он подводит к правильному выходу и радуется вместе со своими питомцами. Могу честно признаться, за многие годы «игр» я многому научилась у своих ребят. Они не закомплексованы разного рода программами, они учатся формировать свое мнение и помогли сформулировать одно из правил в классе на уроке: «Если ты доказываешь свою точку зрения, приведи три аргумента и факты. Даже если эта точка зрения идет вразрез с официальной, она принимается и ставится положительная оценка».

Одна из первых игр: «Представьте себе, что вы… (Кутузов, С. Дотов, М. Утемисов…)». Рассказ нужно вести от первого лица. Учащиеся сначала путаются, но со временем, проведя линию «героя», начинают давать свою оценку поведения исторической личности.

Потом очередь доходит до дебатов. Ребята чаще говорят «до споров». Дебаты по К. Поперу хороши, но они хороши для 3-6 участников, а остальные? Где те, которые отмалчиваются по разным причинам? Они опять сидят и молчат. А спор?! Правильно организованный спор делит группу, класс на 3 составляющие: «за», «против», «специалисты» (они оценивают выступления, вносят поправки, могут выдвинуть свою точку зрения). Работа идет по творческим группам. «Мозговой штурм», отбор нужного материала, выбор выступающих, за которыми стоят все, совместная оценка значимости каждого участника. Группа имеет право отстаивать свое мнение при выставлении оценки за урок. Вот и появилось второе правило для учителя: «Не бойтесь поставить оценку, которую выставили ваши коллеги по уроку». Первое время они будут вас «проверять», т.е. пытаться завысить (по вашему мнению) оценки внутри группы.

Не давите, дайте возможность объяснить самим ребятам, почему они так сделали. Заверяю вас, вы будете удивлены их аргументацией. Здесь важно, если они все же ошибаются, грамотно показать их заблуждения. Для этого необходимо учителю во время игры вести записи, на которые он и будет опираться, доказывая свою точку зрения. Уверяю вас, дети очень точно определяют роль каждого в игре, но они чаще нас, взрослых, «авансируют тихонь», которые со временем выходят из тени, принимают участие в играх уже в других ролях. На этом этапе отношения ученик-учитель переходят на более доверительный уровень. Все видят, насколько честно играет каждый участник.



А мы переходим к новому уровню игры — ролевые игры. Они включают все приобретенные навыки в первых играх, поднимаясь на более высокий, сложный уровень. Задача учителя в игре — определить, сколько групп-ролей будет задействовано в ней. Например, урок «НЭП — поиски новых путей» включил следующие группы, которые готовили свою точку зрения: буржуазия, мещане, крестьяне, рабочие, большевики. «Суд молодежи над фашизмом» определил следующие группы: прокуроры, адвокаты, суд присяжных, свидетели и т.п. В каждой игре определяется разное количество ролевых групп, все зависит от того, насколько силен коллектив, с которым вы работаете и на что в материале вы хотите заострить внимание учащихся. Как правило, уроки — игры – это закрепляющие, обобщающие, завершающие ту или иную тему уроки, они позволяют увидеть, как усвоен пройденный материал.

Пиком методики «урок — игра» я считаю игру, условия которой учитель обсуждает с учащимися, предлагает им самим определить группы-роли и провести деление на группы. На этом этапе роль учителя – кураторская. Он подсказывает, какая есть литература, и предлагает самим выверить не только свою точку зрения, но и склонить к ней своих оппонентов (например: «Аукцион проектов малого бизнеса», «Политический марафон»…)

Через некоторое время при встречах с выпускниками я слышу слова благодарности. Игры помогли многим из них найти свое место в жизни, стать активными участниками современного человеческого общества, гражданами своей страны.



Методические предложения

Наряду с трудом и ученьем игра – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П. Болонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, в зарубежной — З.Фрейд, Ж.Пиаже и другие. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессах социализации — в усвоении и использовании человеком общественного опыта.

В структуры игры как деятельности личности входят этапы:

  1. целеполагания ;
  2. планирования;
  3. реализации цели;
  4. анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

  • роли, взятые на себя играющими;
  • игровые действия как средства реализации этих ролей;
  • игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
  • реальные отношения между играющими;
  • сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Цели:

  • Формирование познавательного процесса;
  • Развитие творческих способностей;
  • Обобщение изучения пройденного материала.

Инструкция к игре:



  1. Формирование творческих групп;
  2. Постановка задания;
  3. Сообщение правил выполнения заданий;
  4. Работа в группах;
  5. Презентация;
  6. Подведение итогов.

Учитель — учебный материал — ученик.

Правила игры:

  1. Учитель — коллега – ученик;
  2. Честность;
  3. Компромисс;
  4. Слушать и слышать;
  5. Доказуемость любой точки зрения. Разные точки зрения в рассмотрении любого материала.

Этапы развития игры:

  1. «Представьте себе…». Любая точка зрения доказуема. Знать официальную точку зрения обязательно;
  2. Игра «Учитель — ученик»;
  3. Спор. В споре рождается истина. Возможны и дебаты. На первом этапе рефери — учитель, позже – группа учащихся склонных к логическому мышлению, анализу;
  4. Ролевые игры. Роли определены игрой;
  5. Поиски предполагаемого результата в будущей игре. Игра. Что мы получили? Роль учителя – наставник.



Следующий: