Игра для знатоков литературы, музыки, изобразительного искусства Союз прекрасных муз


Цель игры

: обобщить знания по теме “Мифы.
Древнерусская литература. Литература XVIII века”,
активизировать учебный процесс, формировать у
учащихся способность продолжать учиться
самостоятельно в течение всей жизни.

Ведущий:

- Дорогие друзья, добро пожаловать в Страну, где
живут прекрасные музы: Литература, Музыка,
Живопись, Архитектура. Сегодня в нашей игре
встречаются сильнейшие игроки седьмых классов.
Посмотрим, какая команда быстро и правильно
выполнит задания, в какой команде больше знающих,
находчивых и остроумных любителей литературы,
музыки, изобразительного искусства.

Девиз нашей игры: “Неразрывны в России
литература, музыка, живопись”

(К.Г.Паустовский). У каждой команды есть название,
девиз, капитан.

Литературная разминка:


Мой ПЕРВЫЙ слог растет в дубраве,
ВТОРОЙ – глубокая канава,
Добавьте букву иль предлог.
Затем найдите ТРЕТИЙ слог:
Его отлично знает,
Кто в бильярд играет.
А в целом – повесть эта
Великого поэта.
(Дуб + Ров + С + Кий = “Дубровский”.)

Команда, правильно ответившая первой, начинает
игру.

Игра состоит из четырех геймов. За каждый ответ
команда получает баллы: за вопросы I группы – 10
баллов, за вопросы II группы – 20, за вопросы II
группы – 30.

Первый гейм

“В литературной
гостиной”

I

  1. В “Повести о Петре и Февронии” девица
    встречает слугу князя такими словами: “Плохо
    дому без ушей, а горнице без очей”. Как нужно
    понимать ее слова?
  2. Это стихотворение было опубликовано в журнале
    “Сын отечества” за 1816 год с примечанием: “За три
    дня до кончины своей, глядя на висевшую в
    кабинете его известную историческую карту…,
    начал он стихотворение “На тленность” и успел
    написать один куплет… Эти строки написаны были
    им не на бумаге, а еще на аспидной доске (как он
    всегда делал начерно)”. О каком стихотворении
    идет речь(автор, название)?
  3. Какое задание дает Микула Селянинович дружине
    Вольги? Сколько раз посылает
    Вольга свою дружину выполнить поручение оратая?
    Смогла ли “дружинушка хоробрая” справиться с
    заданием?

П

1. Назовите имя былинного богатыря -
землепашца, в чьей переметной суме собрана “вся
тяга земная”.

2. Широко известны строки:

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.

Кто автор этих строк? В каком
произведении мы их встречаем?

3. Широко известное выражение “ Книга -
источник знаний” встречается еще в “Похвале
князю Ярославу и книгам”, отличаясь лишь одним
словом. Как это выражение звучит в летописи?

III

Русские пословицы и поговорки собирали
многие писатели. Один из них В.И.Даль. А кому
принадлежат слова восхищения малым жанром
русского фольклора: “Что за роскошь, что за
смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за
золото!”?

  • Кто из поэтов признавался:

  • Я любил чистосердечье,
    Думал нравиться лишь им:
    Ум и сердце человечье
    Было гением моим.

    3. Назовите три пословицы о родной
    земле.

    Подведение итогов первого гейма.

    Игра для болельщиков

    ОТГАДАЙ СЛОВО

    * Мужская, женская, точная, приблизительная,
    неточная, смежная, перекрестная, охватная,
    смешанная, удачная… (рифма).

  • Литературный, положительный, отрицательный,
    комический, трагедийный, сказочный, главный,
    заглавный… (герой).
  • Жалобная, адресная, телефонная, печатная,
    бухгалтерская, амбарная, главная, настольная,
    интересная, захватывающая, подарочная… (книга).
  • Оконный, кожаный, коленкоровый, картонный,
    твердый, мягкий, книжный… (переплет).
  • Ревизская, народная, литературная, волшебная,
    фантастическая, авантюрная, бытовая,
    стихотворная, интересная, добрая… (сказка).
  • Второй гейм “За столом
    литературоведа”

    I

  • В чем смысл теории М.В.Ломоносова о“ трех
    штилях”?
  • В древнерусском государстве высоко ценились
    книги. По свидетельствам литературоведов, над
    рукописной книгой трудились многие. Сколько
    монахов работали над книгой, и в чем заключались
    их обязанности?
  • Что общего в композиции сказок и былин?
  • П

    1.Что такое вязь? Где она встречается?

    2.В чем заключается отличие пословицы
    от поговорки?

    3.Каковы художественные открытия Г.Р.
    Державина? Что нового внес он в литературу?

    III

  • Какое изобразительно-выразительное средство
    часто встречается в былинах, прославляющих
    героические подвиги богатырей?
  • Какие жанры художественной литературы М.В.
    Ломоносов относил к “низкому штилю”?
  • Какое произведение мы называем былиной? В чем
    его особенность?
  • Подведение итогов второго гейма.


    Игра для болельщиков

    ЗАЗЕРКАЛЬЕ

    В названии известных произведений все
    слова заменили на противоположные им по смыслу.
    Попробуйте восстановить зашифрованные таким
    образом истинные названия.

    * “Пес босиком”. (“Кот в сапогах”, Ш. Перро.)

    * “Девочка-каланча”. (“Мальчик с Пальчик”,
    Ш. Перро.)

    * “Синий Платочек”. (“Красная Шапочка”, Ш.
    Перро.)

    * “Железный замочек”. (“Золотой
    ключик”,А.Н. Толстой.)

    * “Знайка под Землей”. (“Незнайка на
    Луне”, Н.Н. Носов.)

    * “Песочная служанка”. (“Снежная
    Королева”, Г.Х. Андерсен.)

    * “Одетая королева”. (“Голый король”,
    Г.Х.Андерсен.)

    * “Белый петух”. (“Черная курица”, А.
    Погорельский.)

    * “Быль о железной курочке”. (“Сказка
    о золотом петушке”, А.С. Пушкин.)

    Третий гейм “Музыкальный салон”

    I

    1. Назовите три пословицы или поговорки, в которых
      упоминаются музыкальные инструменты.
    2. Древнерусские певцы — сказатели исполняли свои
      песни о богатырях и героях под звон гуслей.
      Почему этому музыкальному инструменту дали
      такое название?
    3. Вы знаете оперу Римского-Корсакова “Садко” и
      слышали “Песнь веденецкого гостя”. В старину на
      Руси Венецию называли Веденец, и для
      венецианского купца — веденецкого гостя -
      композитор сочинил арию в ритме народной
      итальянской песни. Как называется эта песня?

    П

  • Это один из самых древних музыкальных
    инструментов, прародительница всех струнных
    инструментов; игрой на нем особенно славились
    ирландские сказители саг; его изображение вошло
    даже в национальный герб Ирландии. Это
    единственный музыкальный инструмент,
    удостоенный такой чести. Назовите его.
  • Кто из русских композиторов использовал
    былинные напевы в операх и симфониях.
  • Н.А. Римский — Корсаков написал 15 опер, и
    большинство из них на сюжеты сказаний, былин,
    сказок. Одна из таких опер — опера-былина
    “Садко”. Её красивейшая мелодия -
    “Колыбельная”. Какой персонаж её исполняет?
  • III

  • Сказатели былин сопровождали свое исполнение
    игрой на гуслях. Почему музыканты считают гусли
    самым подходящим инструментом для исполнения
    былин?
  • В стихотворении Г.Р. Державина читаем:
  • Если звуки посвящались
    Лиры моея царям,-
    Добротельми казались
    Мне они равны богам.

    Почему Державин из всех музыкальных
    инструментов упоминает именно лиру?

    3. Былины возникли во времена, когда
    пение и рассказывание ещё не сильно отошли друг
    от друга. Почему былины пелись?

    Подведение итогов третьего гейма.


    Игра для болельщиков

    Назови писателей на все СТО

    Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевкий,
    К.Г.Паустовский



    Четвертый гейм

    “В мастерской
    художника”

    I

    1. Книга высоко ценилась на Древней
    Руси. Многие монахи трудились над рукописью. Даже
    оклад выполнялся тремя мастерами. Как называли
    этих мастеров?

    2. Смыслом жизни Ломоносова до самого
    последнего дня было “утверждение наук в
    отечестве”. Многостороннее дарование ученого
    проявилось во многих областях науки и искусства.
    Внес он свой вклад и в развитие изобразительного
    искусства. В чем заключается вклад Ломоносова?

    3. Русский художник XX века, чье детство
    прошло в небольшом поселке под Казанью, создал на
    своих полотнах неповторимые образы былинных
    героев. На его полотнах мы видим Илью Муромца,
    Святогора, Дуная Ивановича, Садко и Василия
    Гуслаева, Микулу Селяниновича и Вольгу
    Святославовича. Назовите имя художника.

    II

    1. В “Повести о Петре и Февронии
    Муромских” читаем: “Февронья, нареченная
    Ефросинией, вышивала для соборного храма
    Богородицы воздух с ликами святых… только у
    одного святого не вышила ризы”. Что такое воздух
    и риза?

    2. Всем известна картина В.Васнецова
    “Витязь на распутье”. На фоне какого пейзажа
    изобразил художник своего героя?

    3. Живописец, художник Русской частной
    оперы С.М.Мамонтова, автор широко известного
    эскиза декорации “Океан – море” к опере
    Римского-Корсакова “Садко”. Назовите его.

    III

    Назовите русских живописцев, авторов
    эпических полотен на темы былин.

  • Как называется народное искусство, русская
    лаковая миниатюра на черном фоне? Тематика
    произведений этого искусства тесно связана с
    русскими песнями, былинами, сказками, с сюжетами
    русской и зарубежной литературы. Это искусство
    всегда выражало поэтическое существо русского
    человека, его любовь к родной земле, доброту и
    мудрость.
  • 3. К книге на Руси относились очень
    бережно, делали на ней даже металлическое
    покрытие. Как это покрытие называлось?

    Подведение итогов четвертого
    гейма и всей игры.

    Награждение победителей.

    ответы

    Первый гейм

    I

    1. “Если бы был во дворе пес, попугал
    бы тебя и залаял. Пес – уши дома. А если бы в моей
    горнице было дите, увидело бы тебя и сказало мне.
    Дите — очи дома”.

    2. О стихотворении Г.Р. Державина “Река
    времен”.

  • “Как бы сошку из земельки повывернути, из
    омешков бы земельку повытряхнути, да бросить
    сошку за ракитов куст”. Три раза: сначала — пять
    молодцов, потом — “целым десяточком” и, наконец,
    всю дружинушку храбрую; но не смогли они
    “бросить сошку за ракитов куст”.
  • II

    1. Микула Селянинович.

    2. Строки из “Оды на день восшествия на
    всероссийский престол ея Величества государыни
    Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года”
    М.В.Ломоносова.

    3. Книга — источник мудрости.

    III

    1. А.С.Пушкин.
    2. Гаврила Романович Державин.
    3. Своя земля и в горести мила.

    Глупа та птица, которой свое гнездо не
    мило.

    Родина — мать, умей за нее постоять.

    Второй гейм

    I

  • Ломоносов разделил слова на три группы -
    “штиля”: “высокий” — слова церковнославянские
    и русские, “средний” — русские слова с небольшой
    примесью церковнославянских, “низкий” — русские
    слова разговорного языка с добавлением
    простонародных и малого числа
    церковнославянских. Каждому “штилю”
    соответствуют свои жанры: “высокому” -
    героические поэмы, оды, трагедии; “среднему” -
    драмы, сатиры, дружеские письма, элегии;
    “низкому” — комедии, эпиграммы, песни, басни.
  • Восемь: доброписец чернописный воспроизводил
    основной текст, статейный писец — вязь киноварью,
    заставочный писец — заставку и буквицы,
    живописный иконный — миниатюры; златописец
    покрывал золотом заставки и отдельные части
    миниатюр. Златокузнец, среброкузнец и сканный
    оформляли оклад.
  • В былинах, как и в сказках, есть зачины, концовки,
    повторы.
  • П

  • Это соединение, сплетение смежных букв в один
    сложный знак; встречается в заглавиях старинных
    рукописей, в летописях.
  • Пословица — это краткое мудрое изречение,
    имеющее поучительный смысл, заключающее в себе
    законченную мысль, житейскую мудрость. Поговорка
    - это часть суждения; это яркое меткое народное
    выражение.
  • Державин предал позору продажность сильных
    мира сего. Новое содержание поэзии требовало
    новых форм выражения. Добиваясь большей
    выразительности, поэт часто ставил рядом слова “
    высокие” и “низкие”. Эту особенность своей
    поэзии он назвал “забавный русский слог”.
  • III

  • Гипербола.
  • Комедии, эпиграммы, басни, песни.
  • Героико-патриотическая песня о богатырях и
    исторических событиях. Множество достоверных
    черт древнего быта и жизни придают былинам
    документальную ценность.
  • Третий гейм

    I

  • Бесструнная балалайка
  • — очень болтливый
    человек, пустомеля.
    Играть первую скрипку - быть главным в
    каком-либо деле.
    Плясать под дудку чью — поступать, вести себя
    так, как угодно кому-либо, безоговорочно во всем
    подчиняться кому- либо.

  • На гуслях играют, защипывая струны пальцами, и
    струны гудят; поэтому инструмент и назвали гусли.
  • Баркарола (от итальянского bагea -лодка) — песня
    венецианских гондольеров. Для нее характерны
    мягкое, качающееся, движение мелодии, как бы
    воспроизводящее плеск волн, минорный лад,
    лирический характер.
  • П

  • Арфа.
  • М.П.Мусоргский “Картинки с выставки”,
    “Богатырские ворота”. Н.А.Римский — Корсаков
    “Садко”. А.П.Бородин “Богатырская”.
  • Морская царевна Волхова.

  • III

  • Мерные звуки гуслей не заглушали пения и
    располагали к восприятию былины.
  • 2. Лира считается символом
    поэтического творчества, вдохновения.

    3. Пение придавало рассказу
    торжественность.

    Четвертый гейм

    I

    Златокузнец, среброкузнец и сканный.

  • Ломоносов создал мозаичную картину, проведя со
    своими учениками три
    тысячи опытов, выплавил множество кусочков
    стекла.
  • Васильев Константин Алексеевич.
  • II

    1. Воздух — это покров для церковной чаши, а риза -
      парчовое тканное золотом или серебром одеяние
      без рукавов, верхнее церковное облачение
      священнослужителя.
    2. Витязь в чистом поле остановился перед
      придорожным камнем, надпись на котором гласит,
      что, куда ни поедешь, всюду подстерегают
      опасности. Поле вокруг всадника усеяно конскими
      и человеческими черепами, над которыми кружат
      вороны.
    3. Коровин Константин Алексеевич (1861-1839), русский
      живописец. Под влиянием импрессионизма
      выработал свободную декоративную манеру, создал
      красочные зрелищные театральные декорации, в том
      числе и к опере “Садко”.

    III

    В.Васнецов “Богатыри”, “Витязь на
    распутье”; И.Репин “Садко”; И.Билибин “Дружина
    Вольги” и другие.

  • Палех.
  • Оклад.
  • Литература

    1. Агеева И.Д. Литературные забавы на уроках и
    праздниках. – М.: “ТЦ Сфера”, 2006.

    2. Машенко Н.М. Использование музыки на уроках
    литературы. Пособие для учителя.- М.: Просвещение,
    1978.

    3. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах.
    – М.: Советский композитор, 1988.

    4. Энциклопедический словарь юного
    литературоведа. — М.: Педагогика, 1988.

    5. Энциклопедический словарь юного музыканта. –
    М.: Педагогика, 1987.

    6. Энциклопедический словарь юного художника. –
    М.: Педагогика, 1983.




    Следующий: