Игра для учащихся 6–7-го классов Здравствуй, Пушкин!

Цели и задачи:

  • воспитание интереса к творчеству А.С.Пушкина,
    любви к литературе, гордости за русскую землю;
  • повышение интеллектуального и культурного
    уровня, расширение кругозора учеников;
  • повышение интереса к учебно-познавательной
    деятельности, стимула;
  • воспитание чувства товарищества,
    взаимоуважения; толерантного отношения друг к
    другу.
  • формирование и развитие умения чётко и
    правильно формулировать ответы;
  • формировать у ребёнка умение организовать
    взаимосвязь своих знаний и упорядочить их.
  • Оборудование

    :

    • портрет А.С.Пушкина;
    • выставка произведений А.С.Пушкина.

    Материалы к игре: флажки, жетоны, таблицы с
    названием номинаций, секундомер,
    слайд-презентация — Приложение 1, Приложение 2.

    Игра проходит в несколько туров по типу
    популярной несколько лет назад игры “Угадай
    мелодию”.

    1. Отборочный тур

    (из числа присутствующих
    учащихся нужно отобрать три игрока. За
    правильный ответ угадавшим дается жетон. После
    окончания викторины участниками игры становятся
    3 обладателя большего количества жетонов;
    остальные игроки переходят в разряд болельщиков)

    1) Дата рождения А.С.Пушкина (6 июня 1799 г.).

    2) Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна)

    3) Какие произведения вошли в “Повести
    Белкина”? (“Метель”, “Гробовщик”, “Выстрел”,
    “Станционный смотритель”,
    “Барышня-крестьянка”).

    4) В каком учебном заведении учился Пушкин? (В
    Царскосельском лицее)

    5) Какой великий русский поэт слушал стихи
    Пушкина на лицейском экзамене? (Г.Р.Державин)

    6) Кто из русских поэтов подарил Пушкину свой
    портрет с надписью “Победителю ученику от
    побежденного учителя”? (В.А.Жуковский)

    7) Сколько полных лет прожил Пушкин? (37)

    8) Как называлось село – имение Пушкиных, где
    поэт “провел изгнанником два года незаметных”?
    (Михайловское)

    9) Как звали убийцу Пушкина? (Жорж Дантес)

    10) Как погиб Пушкин? (От ранения на дуэли)

    11) Назовите 3-х витязей – соперников
    пушкинского Руслана.(Ратмир, Рогдай, Фарлаф)

    12) Как зовут героя “Сказки о мертвой царевне и о
    семи богатырях”7 (Королевич Елисей)

    13) Сколько раз летал Гвидон в царство Салтана и
    в кого он превращался? (3 раза: в комара, муху,
    шмеля)

    14) Обо что разбила злая мачеха волшебное
    зеркальце? (Об пол)

    15) За какой период поп велел Балде собрать оброк
    с чертей? (За 3 года)

    16) У какой героини Пушкина звезда во лбу горит?
    (У Царевны-лебеди)

    17) Имя старика Дубровского? (Андрей Гаврилович)

    18) За какую плату нанялся Балда в услужение к
    попу? (3 щелчка по лбу)

    19) Куда послала старуха старика работать, став
    столбовою дворянкой? (На конюшню)

    20) Фамилия самого богатого помещика из
    повести“Дубровский”? (Троекуров)

    21) На чем спал Балда в поповом доме? (На соломе)

    22) Куда укусил комар повариху? (В правый глаз)

    23) Имя главной героини сказки Пушкина “Жених”?
    (Наталья)

    24) Чем просил кормить себя Балда в поповом доме?
    (Вареной полбой)

    25) К кому первому обратился Елисей в поисках
    царевны? (К солнцу)

    26) Как звали жену Пушкина? (Наталья Николаевна
    Гончарова)

    27) Как называлось имение помещика Троекурова?
    (Покровское)

    28) Сколько лет учился Пушкин в Царскосельском
    Лицее? (Шесть)

    29) какое первое задание предложили черти Балде?
    (Обежать вокруг моря)

    30) Как назывался начальник почтовой станции во
    времена Пушкина? (Станционный смотритель)

    1 тур.

    За правильный ответ – 10 баллов. Игроки
    выбирают номинацию и номер вопроса.


    “Повести Белкина” №1 №2 №3 №4
    “Сказки” №1 №2 №3 №4
    “Портрет героя” №1 №2 №3 №4

    “Повести Белкина”. Из какой повести
    отрывок?

    № 1

    . “Мария Гавриловна была воспитана на
    французских романах и, следственно, была
    влюблена. Предмет, избранный ею, был бедный
    армейский прапорщик, находившийся в отпуску в
    своей деревне. Само по себе разумеется, что
    молодой человек пылал равною страстию и что
    родители его любезной, заметя их взаимную
    склонность, запретили дочери о нем и думать, а его
    принимали хуже, нежели отставного заседателя”.
    (“Метель”)

    № 2.

    “На другой день гусару стало
    хуже.человек его поехал верхом в город за
    лекарем. (Дуня) обвязала ему голову платком,
    намоченным уксусом, и села со своим шитьем у его
    кровати. Больной… охал и не говорил почти ни
    слова, однако ж выпил две чашки кофе и, охая,
    заказал себе обед”. (“Станционный смотритель”)

    № 3.

    “Не до смеху было чопорной англичанке.
    Она догадывалась, что сурьма и белила были
    похищены из ее комода, и багровый румянец досады
    пробивался сквозь искусственную белизну ее лица.
    Она бросала пламенные взгляды на молодую
    проказницу, которая, отлагая до другого времени
    всякие объяснения, притворялась, будто их не
    замечает”. (“Барышня-крестьянка”)

    № 4.

    “Мне должно было стрелять первому: но
    волнение злобы во мне было столь сильно, что я не
    понадеялся на верность руки и, чтобы дать себе
    время остыть, уступал ему первый выстрел;
    противник мой не соглашался. Положили бросить
    жребий: первый нумер достался ему, вечному
    любимцу счастия. Он прицелился и прострелил мне
    фуражку. Очередь была за мною. Жизнь его наконец
    была в моих руках; я глядел на него жадно,
    стараясь уловить хотя одну тень беспокойства…”
    (“Выстрел”)

    “Сказки”. Из какой сказки Пушкина
    отрывок?

    № 1


    “Наконец и в путь обратный
    Со своею силой ратной
    И с девицей молодой
    Царь отправился домой.
    Перед ним молва бежала,
    Быль и небыль разглашала.
    Под столицей, близ ворот,
    С шумом встретил их народ”. (“Сказка о золотом
    петушке”)

    № 2


    “Царь глядит – и узнает…
    В нем взыграло ретивое!
    “Что я вижу?Что такое?
    Как!” — и дух в нем занялся…
    Царь слезами залился,
    Обнимает он царицу,
    И сынка, и молодицу,
    И садятся все за стол.” (“Сказка о царе
    Салтане…”)

    № 3


    “Мне снилось, — говорит она,
    Зашла я в лес дремучий.
    И было поздно; чуть луна
    Светила из-за тучи;
    С тропинки сбилась я: в глуши
    Не слышно было ни души,
    И сосны лишь да ели
    Вершинами шумели.” (“Жених”)

    № 4


    “Соперники одной дорогой
    Все вместе едут целый день.
    Днепра стал темен брег отлогий;
    С востока льется ночи тень;
    Туманы нал Днепром глубоким;
    Пора коням их отдохнуть”. (“Руслан и Людмила”)

    “Портрет героя”. Узнай героя
    произведений Пушкина

    № 1.

    “От роду 23 года, роста среднего, лицом
    чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы
    русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не
    оказалось”. (Владимир Дубровский)

    № 2

    . “Ей было 17 лет. Черные глаза оживляли ее
    смуглое и очень приятное лицо. Она была
    единственное и. следовательно, балованное дитя.
    Ее резвость и поминутные проказы восхищали отца
    и приводили в отчаяние ее мадам мисс Жаксон,
    сорокалетнюю чопорную девицу…” (Лиза Муромская,
    “Барышня-крестьянка”)

    № 3.

    “Высока, стройна, бела,
    И умом, и всем взяла;
    Но зато горда, ломлива,
    Своенравна и ревнива”. (Царица из “Сказки о
    мертвой царевне…”)

    № 4.

    “Сняв мокрую, косматую шапку, отпутав
    шаль и сдернув шинель, проезжий явился молодым,
    стройным гусаром с черными усиками” (Минский,
    “Станционный смотритель”)

    2 тур.

    Время на прослушивание отрывка и
    размышление – 1 минута. Количество очков
    соответствует числу секунд, которые использовал
    первый поднявший флажок игрок.


    “Дубровский”. Назови эпизод из
    романа.
    *
    “Места, связанные с жизнью
    Пушкина
    *
    “Иллюстрации к произведениям
    Пушкина”
    *
    “Концовка произведения” *

    “Дубровский”. Назови эпизод романа

    1. “Он шел не разбирая дороги; сучья поминутно
    задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли
    в болоте, — он ничего не замечал. Наконец
    достигнул он маленькой лощины, со всех сторон
    окруженной лесом; ручеек извивался молча около
    деревьев, полуобнаженных осенью”. (Владимир в
    Кистеневской роще)

    2. “Француз стоял как вкопанный. Договор с
    офицером, деньги, все ему казалось сновидением.
    Но кипы ассигнаций были тут, у него в кармане, и
    красноречиво твердили ему о существовании
    удивительного происшествия. (Владимир
    становится учителем Дефоржем)

    3. “Мальчик поднял кольцо, во весь дух пустился
    бежать – и в три минуты очутился у заветного
    дерева. Тут он остановился, задыхаясь, оглянулся
    во все стороны и положил колечко в дупло”. (Марья
    Кирилловна подает знак Дубровскому с помощью
    брата Саши)

    4. “Несколько дней спустя после приезда учителя
    Троекуров вспомнил о нем и вознамерился угостить
    его в медвежьей комнате: для сего, призвав его
    однажды утром, повел он его с собою темными
    коридорами; вдруг боковая дверь отворилась, двое
    слуг вталкивают в нее француза и запирают ее на
    ключ”. (Дефорж убивает медведя)

    “Места, связанные с жизнью Пушкина”


    (демонстрируются фотоплакаты) Приложение 1.

    1. Кабинет А.С.Пушкина в последней квартире на
    Набережной Мойки, 12.

    2. Лицей.

    3. Памятник Пушкину-лицеисту в г.Пушкине.

    4. Село Михайловское.

    “Иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина”.

    Назвать
    произведение (демонстрируются иллюстрации без
    названия) Приложение 2.

    1. А.В.Ванециан “Дуня у могилы отца”
    (“Станционный смотритель”).

    2. Т.А.Маврина. “Царевна с яблоком” (“Сказка о
    мертвой царевне…”)

    3. Е.Е.Лансере. “Дубровский: “Вы свободны!”
    (“Дубровский”)

    4. В.М.Васнецов. “Олег и кудесник” (“Песнь о
    вещем Олеге”).

    “Концовка произведения”.

    Какое
    произведение Пушкина заканчивается словами….

    1. Сказка ложь, да в ней намек!
    Добрым молодцам урок. (“Сказка о золотом
    петушке”)

    2. И никто с начала мира
    Не видал такого пира;
    Я там был, мед, пиво пил,
    Да усы лишь обмочил. (“Сказка о мертвой
    царевне…”)

    3. Прославилась Наташа!
    И вся тут песня наша. (“Жених”)

    4. “И я дал мальчишке пятачок и не жалел уже ни о
    поездке, ни о семи рублях, мною истраченных”.
    (“Станционный смотритель”)

    3 тур.

    Торги: Игрокам нужно угадать по
    подсказке стихотворение, начиная торг с 4-х строк,
    предел – одна строка.

    Начинает игрок, набравший большее количество
    очков.

    1. Стихотворение о скучном, одиноком пути.

    Сквозь волнистые туманы
    Пробирается луна,
    На печальные поляны
    Льёт печально свет она. (“Зимняя дорога”)

    2. Стихотворение о старой доброй женщине.

      Подруга дней моих суровых,
      Голубка дряхлая моя!
      Она в глуши лесов сосновых
      Давно, давно ты ждёшь меня. (“Няне”)

    3. Стихотворение о резкой перемене погоды:

      Мороз и солнце;день чудесный!
      Еще ты дремлешь, друг прелестный-
      Пора, красавица, проснись:
      Открой сомкнуты негой взоры… (“Зимнее утро”)

    4. Стихотворение о зимнем ненастье:

      Буря мглою небо кроет,
      Вихри снежные крутя;
      То, как зверь, она завоет,
      То заплачет, как дитя… (“Зимний вечер”)

    5. Стихотворение об атмосферном явлении:

    Последняя туча рассеянной бури!
    Одна ты несешься по ясной лазури,
    Одна ты наводишь унылую тень,
    Одна ты печалишь ликующий день. (“Туча”)

    Суперигра для победителя:

    в течение одной
    минуты угадать названия 7 произведений Пушкина
    по первой строке (можно пропускать строки, а
    потом вернуться и в оставшееся время подумать и
    вспомнить)

    1. Сижу за решеткой в темнице сырой…(“Узник”)
    2. У лукоморья дуб зеленый…. (“Руслан и Людмила”)
    3. Унылая пора! Очей очарованье! (“Осень”)
    4. Трусоват был Ваня бедный… (“Вурдалак”)
    5. Три девицы под окном… (Сказка о царе Салтане…”)
    6. Царь с царицею простился… (“Сказка о мертвой
      царевне…”)
    7. “Что ты ржешь, мой конь ретивый…” (“Конь”)

    Подведение итогов. Поздравление победителя,
    двух участников и самых активных зрителей.

    Литература

    1. Пушкин А.С. Избранное. М., Правда, 1988.

    2. Родные поэты. Сборник. М., Детская литература,
    1989.

    Следующий: