Игра для учащихся 5-го класса Умники и умницы

Игра для учащихся 5 класса.

Вступительное слово учителя.

Оформление:

1. Плакат с высказыванием Сократа: “Существует
только один бог – знания и только один дьявол –
невежество”.

2. Карта.

3. Песочные часы, колокольчик.

4. Бумага для записей, ручки.

5. Карточки для игры “Лото”.

Древний мир предстаёт перед нами таинственным
и загадочным. Несмотря на проделанную огромную
работу археологов, искусствоведов, историков,
филологов, ещё много остаётся нераскрытым и
неизученным.

Рождались и погибали целые государства, а на их
развалинах вырастали новые. Так, оказались под
землёй Древний Вавилон, легендарная Ниневия,
знаменитая Троя и многие другие древние города,
история которых отделена от нас несколькими
тысячелетиями. О жизни людей этих древних
цивилизаций мы узнаём по сохранившимся
памятникам культуры и искусства. Порой даже
самая незначительная находка может произвести
переворот в науке. Так, например, найденный в
гробнице фараона Тутанхамона среди
ослепительных по красоте сокровищ ничем не
приметный амулет, выполненный из железа,
оказался самым ценным предметом для
исторической науки. Это позволило учёным
доказать, что уже во втором тысячелетии до нашей
эры египтянам было известно железо.

Сегодня вы не только откроете для себя что-то
новое, но и сможете проверить имеющиеся знания по
истории древних цивилизаций. А такая форма игры
как “вопрос – ответ” не позволит вам скучать.

2. Представление игроков (2 команды). Участники
команд составлены из победителей в школьной
олимпиаде по истории древнего мира и конкурсных
сочинений по темам: “Что я знаю о самых древних
городах: Иерихон, Чатал – Хююк, Мохенджо – Даро,
Хараппу”. Критерии оценки сочинений:

а) полнота и правильность подачи исторических
фактов и деталей (до 10 баллов);

б) грамотность изложения (до 5 баллов);

в) оформление: карты, рисунки (до 5 баллов).

3. Представление жюри. Критерии работы жюри:
оценивать работу каждого участника – умение и
формулировать проблему, внимательно слушать
оппонентов, не отклоняться от темы, быть терпимым
к другим мнениям, высказывать своё отношение не в
оценочной, а в описательной манере, находить
оптимальный путь к решению проблемы.

Разминка.

1.Какой боевой порядок напоминают нам косточки
пальцев? (Фаланга).

2. Гигант, чья кость понадобилась знаменитому
скульптору Фидию для создания статуи Зевса.
(Слон).

3. В одном из шумерских гимнов говорится о том,
что враги увезли богов в поен. Как можно “увезти
богов”? (Речь идёт об изображении богов).

4. Иранцы называли его Ашаена (Суровое море),
турки – Карадениз (Мрачное море), греки – Понт
Евксинский (Негостеприимное море). Как называем
его мы? (Чёрное море).

5. Как известно, компас был изобретён в древнем
Китае задолго до начала дальних морских
путешествий. Зачем он был нужен китайским купцам?
(Чтобы не заблудиться в степи).

6. Почему египтяне, попав в Междуречье, назвали
Тигр и Евфрат “перевёрнутыми реками”? (Они
привыкли, что Нил течёт с юга на север, в сторону
Средиземного моря, а Тигр и Евфрат текут с
северо-запада на юго-восток – т.е. от
Средиземного моря).

7. В Риме его делали из лавра – для триумфа, из
мирта – для овации, из дуба – за спасение
римского гражданина. А для кого его делали из
дикой оливы? (Речь идёт о венке из листьев дикой
оливы, которая росла в священной роще при храме
Зевса в Олимпии. Такой венок получал атлет за
победу на Олимпийских играх).

8. Он жил в Римском государстве, был рабом. Его
имя стало символом сопротивления, а в наше время
часто звучит в сводках спортивных новостей. Кто
он? (Спартак).

9. Кто такие “живые убитые”? (Речь идёт о рабах).

10. Назовите имя царя, с которым связывают самые
древние из сохранившихся законов. (Хаммурапи).

11. Далеко ли находится Месопотамия от
Междуречья? (Это один и тот же район).

12 .Как называется наука, которая делает выводы
на основе изучения остатков материальной
культуры (вещей)? (Археология).

13. Что раньше освоили люди: литьё бронзы или
обработку железа? (Бронза).

14. Как называли специально обученных бойцов для
выступления на арене? (Гладиаторы).

15. О нём говорили, что он умеет делать сразу
несколько дел. Среди его убийц был очень близкий
ему человек. Кто он? (Цезарь).

16. В какой древней библиотеке были несгораемые
книги? (В библиотеке столицы Ассирии – Ниневии
хранились тексты, написанные на глиняных
табличках).

Конкурс капитанов

. “Литература –
истории”.

1.

“Луна и… По берегу к пещерам
Идёт народ, краснеют фонари.
На берегу, в песке сухом и сером
Ряды гробниц – и всё цари, цари.
Иной как был – под крышкой золочёной,
Иной открыт – в тугую пелену,
В пахучий кокон тесно заключённый,
Пять тысяч лет не видевший луну.
(Бунин И.)

Вопросы:

а) Название, какой реки надо поместить в первую
строку? (Нил).

б) Как называется место, описанное в
стихотворении? (Долина Царей).

2. Прочитайте фрагмент из трагедии Эсхила
“Персы” и ответьте на вопросы:

“…Был громкий крик: “Вперёд, сыны Эллады!
Спасайте родину, спасайте жён,
Детей своих, богов отцовских храмы,
Гробницы предков, бой теперь — за всё”.
Сперва стояло твёрдо войско персов;
Когда же скучились суда в проливе
И медными носами поражали
Своих же – все они тогда погибли…”.

Вопросы:

а) Что было главной ценностью для греков? (Вера,
домашний очаг, семья, память о предках).

б) О каком знаменитом сражении идёт речь?
(Саламинское сражение).

Историческое лото.


Хаммурапи Вавилон Царские законы
Ашшурбанапал Ассирия “Бессмертная библиотека”
Конфуций Китай Великий восточный мудрец
Цинь Шихуань Китай Гробница глиняных воинов
Солон Греция Отмена долгового рабства
Гомер Греция Автор “Одиссеи” и “Илиады”
А.Македонский Македония Походы в Малую Азию, Египет, Персию,
Индию.
Ганнибал Карфаген Победа над римлянами при Каннах в 216 г.
до н.э.

Конкурс “География – истории”.




Египет р. Нил г. Афины
Персия р. Тибр г. Карфаген
Греция Чёрное море г. Вавилон
Индия Средиземное море г. Троя (Илион)
Китай горы Альпы г. Рим
Сирия горы Аппенины г. Александрия
Финикия о. Сицилия г. Спарта
Междуречье о. Саламин г. Константинополь

Конкурс эрудитов.

Какие “головы” были найдены в Гизе? (Отдельные
части человеческой фигуры – головы, торсы,
конечности, изготовленные из дерева или
песчаника служили в качестве моделей, по которой
художник мог изготовить скульптуру конкретного
человека).

Какой связующий раствор применяли при
постройке пирамиды? (Знаменитые пирамиды были
сооружены из огромных каменных блоков весом
более двух тонн каждый. Огромное давление сверху
делало всю конструкцию практически монолитной,
поэтому связующий известковый раствор применять
не приходилось).

Зачем при строительстве пирамид фараоны
покупали большое количество чеснока и лука?
(Согласно Геродоту, только на закупку чеснока,
лука, редьки для рабочих, сооружающих пирамиду
Хеопса, было израсходовано в переводе на
современные деньги около 250 миллионов рублей. Пи
огромном скоплении народа – а пирамиду строили в
течение 30 лет около 100 тысяч человек – могли
вспыхнуть эпидемии различных инфекционных
заболеваний. Поэтому и тратили фараоны огромные
деньги на обыкновенный чеснок и лук, защищающие
организм от инфекционных и вирусных
заболеваний).

4. Почему древнейшие жители Малой Азии входили в
дом через трубу? (В Турции, возле современного
города Кония, было обнаружено поселение Чатал -
Гуюк. Здесь не было оборонительных сооружений, но
толстые стены домов, стоявших один около другого,
служили надёжной защитой. В них отсутствовали
двери, а свет проникал через небольшие окошки под
самой крышей. Выйти из дома было также трудно, как
и войти. Чтобы попасть в соседний дом, в целях
безопасности человек должен был забраться в
камин, через трубу проникнуть наружу и, проходя
по соседним крышам, найти нужную трубу, через
которую можно было попасть внутрь).

Что общего между воском и бронзой? (Внимание
учёных привлекла техника изготовления бронзовых
статуэток, украшавших трон. Сначала их
изображения вырезались из мягкого податливого
воска, затем фигурки облепливались глиной, и в
такой форме оставлялось два отверстия. Эти
фигурки обжигались на огне. Воск при нагревании
вытекал, образовывалась модель, в которую
вливалась раскалённая бронза, заполняя всё
внутреннее пространство и повторяя восковое
изображение).

Какую хитрость придумал персидский царь Кир,
чтобы проникнуть в неприступный Вавилон?
(Разгромив Мидийское царство, Лидию, Кир подошёл
к Вавилону, но взять его было не так – то просто.
Мощные стены высотой с пятиэтажный дом, широкий
ров, наполненный водой, опоясывали Вавилон так,
что к нему нельзя было подступиться, да ещё
Евфрат, протекавший через город, при открытии
шлюзов мог затопить все близлежащие окрестности.
Кир приказал своим воинам выкопать канал, чтобы
отвести реку в другое русло, Евфрат сразу обмелел
и по руслу реки персидское войско проникло в
город).

“Русский язык – истории”.

Вставить пропущенные буквы:

И-роглиф; р-спублика; м-ценат; д-мократия;
хр-стиане; амф-театр.

(иероглиф, республика, меценат, демократия,
христиане, амфитеатр)

“Археология – истории”.

Где изобрели эти предметы?

Шёлк (), бумага (), фарфор (), компас (), порох (),
шахматы().

Вопросы болельщикам.

1. Приведите в соответствие:


Имя Страна Характеристика
Спартак Фракия Раб – гладиатор, руководитель
восстания.
Цезарь Рим Повелитель Рима, правил с 49 по 44 г. до н.э.
Клеопатра Египет Последняя царица Египта.
Нерон Рим Самый кровожадный из императоров Рима.
Траян Рим Самый лучший из императоров Рима.

2. О каких пристрастиях и вкусах римской толпы
можно судить по этим документам?

А) Чья известность больше?

Живший в 1 веке
выдающийся поэт Марциал, стихи которого читали и
в Риме, и в провинциях, с грустью говорил, что он
пользуется известностью не больше, чем вороной
жеребец Андремон. Мог ли конь пользоваться у
римской публики известностью большей, чем
талантливый поэт? И если да, то почему? Какие
развлечения для римского населения были
любимыми?

Б) Провал

комедии в театре. Другой
знаменитый римский поэт с ужасом вспоминал, как
однажды в театре шло представление написанной им
весёлой и остроумной комедии. Казалось, зрители с
интересом и вниманием следили за игрой актёров.
Как вдруг на сцену, подобно камню, пущенному из
пращи, влетел с улицы какой – то человек.
Задыхаясь от волнения, он закричал: “Не теряйте
времени!!! В амфитеатре дерутся за места –
вот–вот начнётся бой гладиаторов и травля
зверей! Актеры и комедия в тот же миг были забыты.
Толкаясь и крича, все ринулись к выходам из
театра…Как этот эпизод характеризует нравы и
культурный уровень римской публики?

В) Амфитеатр вместо театра

. В одном
греческом городе был театр, в котором шли комедии
и трагедии. В 3 в., когда город находился под
властью римлян, этот театр был переоборудован.
Строители убрали первый ряд сидений и сцену. В
результате орхестра была увеличена в размерах,
посыпана песком и превращена в арену для
гладиаторских боёв. Зачем понадобилось
превращать здание театра в амфитеатр? Какими
переменами во вкусах публики это можно
объяснить? Почему амфитеатр не был построен
заново?

Презентация.

Итоги конкурса. Награждение победителей.

  • Команда – победитель.
  • Капитан – эрудит.
  • Эрудит. Умник. Умница.
  • Самый активный болельщик.
  • Самый находчивый.
  • Самый активный.
  • Приз зрительских симпатий.



Следующий: