Идея, связанная с формированием культурного поля учащихся


В соответствии со Стандартами второго
поколения учителя начальной школы призваны
учить детей творчеству, воспитывать в каждом
ребенке самостоятельную личность, владеющую
инструментарием саморазвития и
самосовершенствования, умеющую находить
эффективные способы решения проблемы, опираясь
на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск
нужной информации, критически мыслить, вступать
в дискуссию, коммуникацию.

Стремительные темпы научно-технологического
прогресса предъявляют новые требования не
только к самим знаниям, которые должны усвоить
учащиеся, но и к способам их получения.

В настоящее время педагогическим коллективам
даны широкие возможности выбора форм и методов
работы с детьми. Наше понимание того, что
традиционные формы обучения и развития детей не
могут в полной мере решить проблемы развития
интеллектуальной творческой личности, привело
нас к участию в экспериментальной работе по теме:
“Формирование культурного поля учащихся”.

Культурным полем личности является часть
пространства, освоенная личностью. Посредником
между пространством культуры и личностью
является среда. Понятие “среда” включает в себя
и окружающие условия, и совокупность людей,
связанных общностью этих условий.
Художественная среда включает в себя:

  • общественные институты: детские сады, школы,
    учреждения дополнительного образования;
  • учреждения культуры: библиотеки, кинотеатры,
    музеи, театры, цирк;
  • средства массовой информации (коммуникации):
    телевидение, радио, периодическая печать, сеть
    “Интернет”.

Как построить учебно-воспитательную работу
так, чтобы каждого ученика включить в работу,
дать ему возможность высказаться, реализовать
свой познавательный интерес, расширить его
культурное поле?

Образовательная среда школы в нашем
эксперименте складывалась из образовательных
сред предметов. Я хочу поделиться своим опытом
формирования культурного поля посредством
образовательной среды такого предмета, как
“Окружающий мир”. И прежде всего, я хочу
поделиться опытом по созданию проектов с
использованием ИКТ. ИКТ, благодаря своей
технологичности, легко “уживаются” с любым
школьным предметом.

Как известно, в основу метода проектов положена
идея о направленности учебно-познавательной
деятельности школьников на результат, который
получается при решении той или иной практически
и теоретически значимой проблемы.

“Внешний результат” можно увидеть, осмыслить,
применить в реальной практической деятельности.

“Внутренний результат” — опыт деятельности -
становится бесценным достоянием учащегося,
соединяя в себе знания и умения, компетенции и
ценности.

Творческие способности развиваются у учащихся
в практической деятельности, но при такой
организации, когда знания нужно добывать самим.
Поставленная учителем задача должна побуждать
детей к поиску решений. Поиск предполагает выбор,
а правильность выбора подтверждается на
практике. Поэтому цель, которую я ставила перед
собой — создать условия для развития умения
учиться на собственном опыте и опыте других в
процессе разработки учебного проекта создания
презентаций к уроку “Окружающего мира”.

Задачи проекта:

1. Вызвать интерес к проектной деятельности, т.
к. она дает возможность:

  • Проявить творчество мышления.
  • Научиться элементам поисковой работы.
  • Научиться способам поиска информации, ее
    анализа, структурирования.

2. Совершенствовать навыки работы с
компьютером.
3. Направить деятельность ребёнка на расширение
кругозора, без которого невозможно формирование
культурного поля.



Мы чётко следовали каждому этапу проектной
деятельности.

С чего начать, за какую ниточку потянуть? Очень
непросто решить этот вопрос.

Источником активности человека являются его
потребности. Потребности в деятельности, в
познании, в общении становятся движущей силой
развития личности. Потребность вызывает мотив –
побуждение к активности и требует постановки
цели деятельности.

Толчком послужили презентации, которые я
использовала на уроках. Именно они позволяли
сделать уроки интересными, живыми, насыщенными.
После одного из таких уроков, кто-то из ребят
спросил меня: “Можно ли мне подготовить
презентацию к уроку?” Я с радостью разрешила. На
следующем уроке спросила у ребят: “Кто ещё хочет
мне помочь в проведении урока Окружающего мира?”
Набралась группа ребят, с которыми началась
работа.

Первый вопрос, на который должны были ответить
ребята: “ На какую тему тебе хотелось бы создать
презентацию?”

Тематика работ была различной, дети выбрали
тему в зависимости от своего желания, от своего
интереса и потребностей.

Далее в процессе обсуждения каждый ответил на
вопрос: “Зачем я участвую в проекте?”

Поставили цель: создание презентаций для урока
окружающего мира.

На следующем этапе постарались ответить на
вопросы: “Что для этого будем делать? Как это
можно сделать?” Дети были ознакомлены с
критериями оценки презентаций.

Разработали план действий:

  • найти источники информации,
  • ознакомление с информацией, отбор материала для
    презентации,
  • планирование слайдов,
  • подбор иллюстративного материала,
  • подготовка выступления.

Далее дети работали самостоятельно в
соответствии со своей темой и планом. Если в ходе
работы у ребят возникали вопросы, то они за
помощью могли обратиться к учителю или своим
товарищам. На промежуточных этапах происходило
обсуждение того, что уже сделано и того, что
предстоит сделать. Ребята работали как на уроке,
так и после уроков.



Роль учителя:

  • помогать, но не давать прямых инструкций,
  • не сдерживать инициативы,
  • приучать к навыкам самостоятельно решать
    проблемы.

Одним из самых сложных моментов на этом этапе
была подготовка к защите. Дети на бумаге кратко
изложили самое главное. Как оказалось — это
сделать для ребят непросто.

На следующем этапе дети на уроке окружающего
мира представляли свои презентации перед
одноклассниками. Выступления были интересными,
яркими, поэтому и у других детей возникало
желание присоединиться. Таким образом, почти
весь класс был вовлечён в эту деятельность.

После защиты каждого проекта проходит анализ
выполненной работы, ребята отмечали
положительные(!) стороны данной работы,
высказывали свои предложения о том, что ещё можно
сделать по данной теме. (Приложение 1.
Оценочный лист)

В результате активной деятельности происходит
усвоение знаний, а на основе знаний формируются
умения. В процессе активного познания
формируются интересы, которые ведут, в свою
очередь, к появлению новых потребностей, и круг
не замыкается, а начинается новый виток.

Рефлексия – важный этап, способствующий
осмыслению учеником собственных действий.



Дети должны были ответить на вопрос: “Почему
это важно для меня лично?”

По окончанию проекта проводилось
анкетирование. (Приложение 2)

В процессе работы над проектом дети получили
удовлетворение от сделанного. Для них было очень
важно сделать что-то для других и получить от
этого радость. Многие дети, неуспешные в учебной
деятельности, получили возможность реализовать
свои возможности в проектной деятельности, что
очень важно для самоутверждения личности.

Учащиеся, выполняя проект, приобретают не
только необходимые знания, умения и навыки, но
развиваются как личность, получая необходимый
заряд для самоопределения в будущей взрослой
жизни. Важно, что проектное обучение
личностно-ориентировано, самомотивируемо,
следовательно, позволяет учиться на собственном
опыте и опыте других, стимулировать
познавательный интерес, получать удовлетворение
от результатов своего труда, создавать ситуацию
успеха в обучении, формировать культурное поле.
Формирование культурного поля это путь к
саморазвитию, через осознание собственных
потребностей, через самореализацию в творческой
деятельности.




Следующий: