Идея целостности в системе экологического образования младших школьников


Инновационные процессы способствуют развитию
и модернизации системы образования района.

Концепция модернизации российского
образования на период до 2010 года ставит задачу
существенных изменений в системе образования,
вызванную ускорением социального выбора,
глобальных проблем, которые могут быть решены
лишь при условии формирования у молодого
поколения современного мышления,
характеризующегося мобильностью, динамизмом,
конструктивностью.

Российскому обществу нужны образованные,
нравственные, предприимчивые люди, которые могут
самостоятельно принимать ответственные решения
в ситуации выбора, прогнозируя их возможные
последствия, способные к сотрудничеству.

Кончился ХХ век, век, когда человек “познавал”
окружающий мир. Это познание привело к нарушению
храма природы. Исчезают многие виды растений и
животных, загрязняются почвы, воздушный и водный
океаны.

Практически ежедневно через средства массовой
информации на нас обрушиваются предупреждения о
неминуемых, если уже не происходящих
экологических бедствиях. Многие из нас
почувствовали и усвоили, что жизненно
необходимые нам воздух, вода, продукты питания
загрязнены и становятся причиной многих
болезней.

Мы перестали радостно подставлять лица тёплому
летнему дождю, потому что всё чаще стали выпадать
кислотные дожди. В летнюю жару можно встретить на
водоёмах знаки “Купаться запрещено!” или
“Опасно для здоровья!”. Открывая окна в
квартирах или рабочих помещениях, чтобы
проветрить их, вдохнуть “свежего воздуха”,
можно получить обратное.



На Международной конференции по окружающей
среде и развитию, состоявшейся в июне 1992г. в
Рио-де-Жанейро, учёные обратили внимание на
быстрое уничтожение лесного покрова Земли, что
угрожает снижением содержания кислорода в
атмосфере.

Экологические проблемы велики и разнообразны.
Их можно разделить на локальные, региональные и
глобальные. В нашей стране они становятся
особенно угрожающими. Главная тому причина –
вызревшая за долгие годы и процветающая в
условиях сегодняшнего дня экологическая
безответственность.

Главные отравители атмосферы: промышленные
предприятия и транспорт. Основными источниками
загрязнения водоёмов являются промышленность,
сельское и жилищно-коммунальное хозяйства.
Загрязнение почв происходит из–за
массированного применения в сельском хозяйстве
ядохимикатов (пестицидов). Опасным недругом почв
являются овраги. Варварски, нерационально
используют недра Земли

В последние годы возникает беспокойство о
наших соседях по планете – разнообразных видах
растений и животных. Они испытывают двойной гнёт:
от разрушения и загрязнения мест своего обитания
и от непосредственного преследования со стороны
человека (сбор растений, охота, рыболовство). В
результате многие виды полностью исчезли с лица
Земли, другие оказались на грани вымирания.

Специфические экологические проблемы
складываются в каждой природной зоне нашей
страны.

Я счастлива, что живу в Тисульском районе. Это
сохранившийся уголок страны, где относительно
чистый воздух и вода, где небо ещё голубое, а
трава зелёная. Красива наша река Урюп. Скалисты
её берега, тихи плёсы, быстры перекаты. Лес
является основным компонентом природных
комплексов, способствующих сохранению других
жизненно важных компонентов биосферы – воды,
воздуха, почвы. Но тревога добирается и сюда.

Тисульский район – это территория, находящаяся
в лесной зоне, где драматично складываются
отношения в системе “человек – лес”. Правила
лесозаготовок нарушаются. Не отвечающая
современным экологическим требованиям техника,
используемая лесозаготовителями, губит молодые
деревья, подрост, почву на десятки тысяч
гектаров. Часть заготавливаемой древесины
оказывается брошенной, отходы попадают в реку
Урюп.



Лесопосадки отстают от лесозаготовок из-за
несоблюдения агротехники при закладке “лесов
будущего” и из-за отсутствия должного ухода
часть посаженного гибнет.

Горячегорское лесничество создавалось с целью
охраны лесных массивов от незаконных вырубок,
для защиты леса от пожаров, для проведения
лесозаготовительных работ и проведения
санитарных вырубок.

Если в 80 годы лесничие Горячегорского
лесничества проводили посадку саженцев на
площади в 300 га и примерно на такой же площади
уход за лесонасаждениями, то в последние годы эти
площади сократились до 70-50 га.

Одной из главных задач лесничества является
охрана лесов от пожаров, так как от неосторожного
обращения с огнём выгорают большие лесные
массивы, гибнут звери и птицы. В течение 2003 года в
урочищах Еловка, Большая Сосновка выгорела
территория в 100 га, а молодые саженцы погибли на
площади в 30 га.

Страдает лес и от незаконных вырубок
браконьерами. В результате вырубок леса в пойме
реки Урюп значительно обмелел. Если в 80 годы ХХ
века в реке в большом количестве водились
хариусы, ельцы, налимы, ленки, таймени, то в
настоящее время количество рыбы в реке резко
сократилось. Погибли нерестовые места на малых
реках Саланга, Малый Урюп, Еловка. С середины 90
годов на нерест в Урюп перестал заходить елец.

Глобальные проблемы современности стоят у
нашего порога.

Экологическое образование требует целостного,
системного подхода.

И именно начальная школа является важнейшим
этапом накопления знаний об окружающем мире,
развития отношений младшего школьника к
природному и социальному окружению,
способствующим становлению личности,
формированию экологической культуры.

“Творческая духовная жизнь не есть движение по
плоскости, это – движение вертикальное, ввысь и
вглубь”. // Н.Бердяев//.

Н.Н.Моисеев. Академик РАН в своей работе “О
необходимых чертах цивилизации будущего”
сказал: “Человечество подошло к порогу, за
которым нужна и новая нравственность, и новые
знания и новый менталитет, новая система
ценностей. Кто их будет создавать и пестовать? От
того, как следующие поколения смогут усвоить эту
тревогу за будущее, понять и реализовать
собственную ответственность, и зависит это
будущее”.

На протяжении ХХ века отношение человека к
окружающей среде изменилось. В первой его
половине люди в основном хищнически потребляли
природные ресурсы, не заботясь об их сохранении и
восстановлении. В конце века они в большинстве
своём поняли, что эти ресурсы истощимы, и начали
переходить к рациональному преобразованию
первоначальных природных условий, что, по
В.И.Вернадскому, является одним из условий
создания ноосферы.

В последнее время многие учёные задумываются
над проблемами будущего человечества. В третьем
тысячелетии человечество вступило в новую эпоху
взаимоотношений с окружающей средой – “Эпоху,
когда людям, для того чтобы выжить, приходится
начинать думать по – иному, чем до сих пор”.
(Н.Н.Моисеев).

Естественное следствие нового подхода –
понимание того, что целью образования
подрастающего поколения должно стать
формирование гражданина планеты с новым
мышлением и мировоззрением, новой экологической
культурой.

Спасти окружающую среду от деградации
человечество сможет при условии осознания
каждым человеком своей гражданской
ответственности за судьбу своего общего дома –
планеты Земля.

Экологическое образование – это непрерывный
процесс обучения, воспитания и развития
личности, направленной на формирование системы
научных и практических знаний, ценностных
ориентаций, поведения и деятельности,
обеспечивающих ответственное отношение к
окружающей социально-природной среде.

Целью экологического образования является
формирование экологической культуры, в основе
которой лежит ответственное отношение к
окружающей среде.



Основы экологической культуры закладываются в
младшем школьном возрасте, в связи, с чем
значительно возрастает роль предмета окружающий
мир в начальной школе.

На уроках и во внеклассной деятельности
использую такие виды работы, как индивидуальная,
работа в группах с последующим обсуждением,
поисковая, практическая, исследовательская.

Существуют методические рекомендации по
формированию понятийного аппарата у младших
школьников:

– вместе с учащимися формулировать
природоведческие понятия методами анализа,
сравнений и сопоставлений, классификаций,
выводов и обобщений;

– вести словарь понятий, записывать чёткие
лаконичные формулировки; обращаться к этому
словарю на этапе повторения пройденного, а также
на уроках по другим дисциплинам;

– использовать моделирование схем по каждой
подсистеме понятий, выделять сложные и простые,
общие и частные;

– не требовать дословного заучивания
формулировок; добиваться самостоятельных
рассуждений обучающихся по сути каждого понятия;

– организовывать выполнение творческих
заданий.

Система природоведческих понятий,
сформированная у обучающихся начальной школы –
фундамент для более успешного и осознанного
изучения биологии и географии в среднем звене.

Для реализации межпредметных связей использую
синхронистическую таблицу, в которой по времени
расписано содержание учебного материала в
разных учебных предметах. Так можно соединить и
сопоставить программы по природоведению,
литературе, изобразительному искусству, музыке,
трудовому обучению с вертикальными темами.

В системе экологического образования особое
место принадлежит становлению личности,
формированию экологической культуры,
познавательных, эмоциональных и практических
отношений к природному и социальному окружению,
интенсивному накоплению знаний об окружающем
мире через интегрированные уроки.

Структура интегрированных уроков требует
особой чёткости и стройности, продуманности и
логической взаимосвязи изучаемого материала по
различным предметам на всех этапах обучения.
Этого можно достичь за счёт компактного,
сконцентрированного использования учебного
материала программы, использования
разнообразных способов организации и изучения
учебного материала, различных методических
приёмов через проведение занятий с
использованием видеофильмов, использую
материалов книги В.Бианки “Лесная газета”,
экскурсии, творческие работы (составление
рассказа об интересном и любимом животном,
составление Красной книги, оформление заметки в
газету, составление мини-сценария на
экологическую тематику, выполнение композиции
на природоохранную тему).

Немаловажную роль в осуществлении
экологического обучения и образования играют
экскурсии в природу. Ведущий метод изучения
природы на экскурсиях – наблюдение. Именно
наблюдение позволяет формировать у ребёнка
полное и чёткое представление об объектах
природы, выявлять связи, существующие между ними.
Они убеждаются, что предметы и явления природы
действительно реально существуют, что
окружающий мир объективен. Это можно было
пронаблюдать при проведении экологического
проекта “Дерево – мой друг”.

Организация и проведение кружковой работы
также способствует повышению эффективности
экологического образования младших школьников.
В своей работе необходимо включать материал о
гармонии мира, роли человека в природе, о
закономерностях окружающего мира, своеобразии
местного природного комплекса, обозначить
проблемы экологии, отвести время для творческого
поиска решения экологических проблем родного
края.

Для достижения цели экологического
образования важное место занимает знакомство с
народным календарём – колыбелью научного
естествознания. Изучая окружающий мир природы,
дети улавливают закономерности и связи одних
явлений с другими, изучают народные приметы,
составляют азбуку народной мудрости.

На уроках и во внеклассной работе использую
жанры русского народного творчества (загадки,
пословицы, поговорки). Они способствуют
обогащению представлений детей о предметах и
явлениях природы, формированию навыков
правильного поведения в природе.

Знакомство с календарно – обрядовыми
праздниками способствует приобщению детей к
изучению традиций русского народа, знакомству с
природными условиями родного края, с поэзией
национальных поэтов. Это такие праздники как,
“Капустник” (8 октября), “Масленица”,
“Международный день птиц” (1 апреля).

Активизации познавательной деятельности
обучающихся способствуют работа на
“экологической тропе”, слежение за чистотой
окружающей среды с помощью живых организмов и
растений.

Для формирования основ экологической культуры
у младших школьников использую различные виды
уроков, беседы, дидактические и ролевые игры,
практические работы, а во внеклассной работе
праздники, КВН, театрализованные представления,
викторины на экологическую тему, экологические
игры, выступление агитбригады “Росинка” об
охране родного края, проведение мониторинга “Мы,
играя, проверяем, что умеем и что знаем”, акции
“Моё дерево”, операции “Берёзка без слёзок”,
“Первоцветы”, “Муравейник”, фотовыставка “Эти
удивительные животные”.

Разносторонняя деятельность помогает ученику
осознавать значение природы для человека,
важность грамотного взаимодействия с ней.

В заключении хотелось бы подвести итог всему
сказанному выше.

Осуществляя идею целостности в системе
экологического образования младших школьников,
я способствую накоплению знаний об окружающем
мире, развитию отношения школьника к природному
и социальному окружению. Только через
непосредственное общение ребёнка с живым
существом возможно формирование экологической
культуры школьников. Через общение с природой
обучающиеся учатся пропагандировать знания о
природе, об отношении к ней, лично участвовать в
практической работе по охране природы. В
сознании детей происходит формирование
современной экологически ориентированной
картины мира.

В результате систематической работы по
экологическому образованию деятельность
обучающихся активизировалась. Это можно увидеть
на мониторинге “Мы, играя, проверяем, что умеем и
что знаем”. О показателях сформированности
экологической культуры ребёнка можно судить по
результатам методик, диагностирующих и
развивающих экологическую культуру:

– соблюдение правил поведения в окружающей
среде вошло в привычку; ребёнок контролирует
свои действия, соотнося их с окружающей
обстановкой и возможными последствиями для
объектов окружающей среды;

– выражена потребность в заботе о тех или иных
представителях животного и растительного мира;

– ребёнок способен самостоятельно выбирать
объекты своей экологической деятельности;

– доброта, отзывчивость и внимание к
окружающим (людям, природе) сопровождается
готовностью ребёнка оказать помощь нуждающимся
в ней.

Реализуя разнообразные формы деятельности в
области экологического образования, добилась
повышения эффективности экологической культуры
обучающихся и дальнейшего познания ими мира
природы. Заканчивая начальную школу, дети
продолжают проявлять интерес к познанию
окружающего мира. Они участвуют в районных
экологических играх, КВН, конкурсах.

Предложенные формы обучения и воспитания,
позволяющие развивать экологическую культуру
младших школьников на уроках, во внеурочное
время и во внеклассной работе, а также
практический материал может использоваться в
работе с детьми.

Литература

Аквилева, Г.Н.,Клепинина, З.А.Методика
преподавания естествознания в начальной
школе./Г.Н.Аквилева, З.А.Клепинина.– М.: Владос. –
2001.

  • Захлебный, А.Н. На экологической
    тропе./А.Н.Захлебный.– М.: Знание. – 1985.
  • Кошмина, И.В. Межпредметные связи в начальной
    школе./И.В.Кошмина.– М.: Новая школа. – 1999.
  • Бианки, В.В.Лесная газета./В.В.Бианки. – М.:
    Правда. – 1986.
  • Закон Российской Федерации об охране
    окружающей среды.
  • Васильченко, А.А. Заповедник “Кузнецкий
    Алатау”. Альманах./А.А.Васильченко.– Кемерово:
    Издательский дом “Азия”. – 1999.
  • Гавриляко, С.Б.Игры “Земля – наш
    дом”./С.Б.Гавриляко.//Начальная школа. – №5.– 1995.
  • Лескова, С.В. Формирование экологической
    культуры./С.В.Лескова.//Начальная школа.-№7. – 2003.
  • 9.Мытницкая С.Н. Мне помогают элементы
    интегрирования /С.Н.Мытницкая. //Начальная школа.
    – №1. -2002.
  • Плешаков, А.А.Экологические проблемы в
    начальной школе/А.А.Плешаков.//Начальная
    школа.-№5. – 1991.
  • Китаева, Н.А.Земля – наш дом
    родной/Н.А.Китаева.//Начальная школа.-№5. – 1991.



  • Следующий: