И все-таки узнают голос мой. Творческая судьба А. А. Ахматовой. 11-й класс


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с биографическими фактами
    А. Ахматовой; творческой судьбой, ее сборниками
    стихов.
  • Совершенствовать умение составлять план лекции
    учителя, читать стихотворения наизусть;
    самостоятельно готовить материал к уроку.
  • Прививать любовь к литературе; воспитывать
    патриотические чувства на примере жизни
    поэтессы; справедливость, честность.
  • Оборудование урока:

  • Портрет А.А.Ахматовой.
  • Фотографии поэтессы и ее семьи.
  • Сборники стихотворений А.А.Ахматовой.
  • Проигрыватель
  • Грамзапись песни “Смятение”.

  • Ход урока


    1. Учитель читает стихотворение.


    И мы шарахаемся, и глухое:
    Ох!
    Стотысячное – тебе присягает. –
    Анна Ахматова – это имя – огромный вздох,
    И в глубь она падает, которая безымянна.
    Мы коронованы тем, что одну с тобой
    Мы землю топчем, что небо над нами то же!
    И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
    Уже бессмертным на смертное сходит ложе.


    2. Сообщение учителем целей урока и
    запись темы в тетради.

    Анна Андреевна
    Ахматова
    (1889-1966)




    Как черный ангел на снегу
    Ты показалась мне сегодня,
    И утаить я не могу,
    Есть на тебе печать Господня.

    О.Мандельштам.

    3. Задание классу: составить план
    лекции.

    4. Изучение нового материала.

    1. Слово учителя.

    Анна Андреева Ахматова (псевдоним,
    настоящая фамилия Горенко) родилась 23 июня 1889
    года в семье офицера флота под Одессой.

    В то время я гостила на земле.
    Мне дали имя при крещенье – Анна.

    Детство ее прошло в Царском селе, близ
    лицея. Первые впечатления: “зелёное великолепие
    парков, ипподром, старый вокзал”.

    Я к розам хочу в тот единственный сад,
    Где лучшая в мире стоит из оград.
    Где статуи помнят меня молодой,
    А я их под невскою помню водой.
    И замертво спят сотни тысяч шагов
    Врагов и друзей… друзей и врагов.
    И шествию теней не видно конца
    От вазы гранитной до двери дворца.
    Там шепчутся белые ночи мои
    О чьей-то высокой и тайной любви.
    И всё перламутром и яшмой горит,
    Но света источник таинственно скрыт.

    Первое стихотворение она написала в 11
    лет, когда училась в Царскосельской женской
    гимназии. В 14 лет чернокосая гимназистка
    познакомилась с 17-летним учащимся мужской
    гимназии, который сразу же влюбился в нее. Звали
    его Николай Гумилёв. 7 лет ухаживал он за Анной,
    был многократно отвергаем. Наконец, в 1910 году она
    сказала “да” и вышла за него замуж. Николай
    Гумилёв к тому времени уже был признанным
    лидером нового литературного течения –
    акмеизма.

    А.Ахматова показала ему свои стихи, а
    он посоветовал ей заняться танцами и сказал
    “быть поэтом женщине нелепость”.

    Имя молодой Ахматовой тоже тесно
    связано с акмеизмом.

    – Что вы знаете об этом?

    Сообщение учащегося “А.Ахматова и
    акмеизм”.

    Учитель:

    В 1912 году вышел первый
    сборник стихов А.Ахматовой “Вечер” тиражом
    всего в триста экземпляров и принес ей
    известность.

    – Чем же примечателен был этот
    сборник? Какие стихотворения вошли в него? Как
    сама поэтесса относилась к своему раннему
    творчеству?

    Сообщение учащейся о сборнике стихов
    “Вечер”.

    Учитель:

    В сборник вошли
    интересные, красивые стихотворения о любви,
    овеянные грустью. Такие нотки звучат в
    стихотворении “Сердце к сердцу не приковано”.

    Читает стихотворение ученица.

    Иногда стихотворения похожи на
    короткие сценки-финалы повестей любви. Любовь у
    Ахматовой похожа на войну, на поединок. К таким
    стихотворениям можно отнести “Сжала руки под
    темной вуалью”.

    Выразительно читает стихотворение
    ученица.



    В этом же году, 1 октября 1912 года у четы
    Гумилевых родился единственный сын – Лев
    (известный историк и географ).

    Вскоре в семье начались размолвки,
    которые закончились разводом.

    Тебе покорной! Ты сошел с ума!
    Покорна я одной господней воле.
    Я не хочу ни трепета, ни боли,
    Мне муж – палач, а дом его – тюрьма.
    Но, видишь ли! Ведь я пришла сама…
    Декабрь рождался, ветры выли в поле,
    И было так светло в твоей неволе,
    А за окошком сторожила тьма.
    Так птица о прозрачное стекло
    Всем телом бьется в зимнее ненастье.
    И кровь пятнает белое крыло.
    Теперь во мне спокойствие и счастье.
    Прощай, мой тихий, ты мне вечно мил
    За то, что в дом свой странницу пустил.

    Учитель:

    В 1914 году вышла вторая
    книга поэтессы, которая называлась “Четки”.

    – Что особенного в этом сборнике?
    Почему он имел шумный успех?

    Сообщение ученика о сборнике “Четки”.

    Учитель:

    В этом сборнике та же
    приговоренность Ахматовой к любви – страданию,
    скорбь расставаний, отрава наслажденья. В
    стихотворении “Смятение” (1913) она пишет:
    “Пусть камнем надгробным ляжет на жизни моей
    любовь”.

    Послушайте песню Тухманова на стихи
    Анны Ахматовой.

    /Звучит песня “Смятение”/.

    “Я не любви твоей прошу”, – так
    называется еще одно стихотворение, вошедшее в
    этот сборник. /Читает ученица/.

    Учитель: В 1917 году вышла книга
    “Белая стая”. Она появилась при грозных
    обстоятельствах: революция, разруха, голод.

    Сообщение ученика о сборнике “Белая
    стая”.

    Учитель:

    А потом был сборник
    “Подорожник” (1921). Многие друзья Анны Андреевны
    Ахматовой уехали за границу, но она оставить
    Родину не смогла. В 1917 году она пишет
    стихотворение “Мне голос был. Он звал утешно”.

    Стихотворение читает ученица.

    Учитель:

    После революции работала
    в библиотеке Агрономического института. И еще
    раз она говорит о верности своей Родине.

    Звучит стихотворение

    “Не с теми я,
    кто бросил землю”.

    С середины 20-х годов ее стихи почти
    перестали печатать, а старые – перепечатывать.
    Она была объявлена “внутренней эмигранткой”.

    В начале 30-х годов первый раз был
    арестован сын. Долгими месяцами она стояла в
    длинных очередях в тюрьму, там и родился замысел
    поэмы “Реквием”, много позже будет опубликована
    еще одна поэма “Поэма без героя”.

    Немало было создано поэм А.Ахматовой.

    – Что вы знаете о них?

    Сообщение ученицы о поэмах поэтессы.

    Учитель:

    Отечественная война
    застала Ахматову в Ленинграде. Она копала
    траншеи, дежурила на крышах. В 1941 году вылетела в
    Москву. А потом эвакуировалась в город Ташкент.

    В 1942 году на страницах “Правды” рядом
    с военными сводками было напечатано
    стихотворение Анны Ахматовой “Мужество”.

    Ученик читает стихотворение
    наизусть.

    Учитель: После войны она
    возвращается в родной город. А
    потом…разразилась гроза.

    В докладе А.Жданова и в постановлении
    ЦК “О журналах “Звезда” и “Ленинград”
    беспощадно и безосновательно поэзия Ахматовой
    клеймилась. Говорили, что она с буржуазным
    уклоном. Ее исключили из Союза писателей. А
    дальше…10 лет забвения.

    После смерти Сталина в жизни Анны
    Андреевны наступают перемены: в 1955 году
    освобожден сын, в 1956 году напечатан сборник ее
    переводов.

    В 1964 году Ахматовой исполнилось 75 лет.
    В том же году ей присуждена премия

    “Этна Таормино”, в 1965 году
    Оксфордский университет присвоил ей почетное
    звание доктора университета. Тогда же вышла
    последняя при жизни поэтессы книга “Бег
    времени”, куда вошли стихотворения последнего
    десятилетия.

    В феврале 1966 года Анна Ахматова тяжело
    заболела. Скончалась от сердечного приступа.
    Похоронена на уединенном кладбище в Комарове.

    Протянется надолго, мнилось,
    Гряда ее тяжелых дней.
    Себе самой она отснилась,
    И нам явилась, словно милость.
    Ушла – увиделась полней.
    Как многозвучно, как зеркально
    Ее душа воплощена
    В строках, звучащих изначально
    Железно, медленно, хрустально,
    Но то не строки – письмена

    Л.Озеров.

    Обобщение учителя:

    Итак, ребята, мы
    сегодня на уроке познакомились с частичкой
    творчества необычайной поэтессы Анны Андреевны
    Ахматовой. Были названы сборники стихов
    поэтессы, но, к сожалению, не обо всех поговорили
    подробно. Невозможно на одном уроке объять
    необъятное. У нас еще будет время рассмотреть
    другие произведения Анны Ахматовой, которые, я
    думаю, вы полюбите.

    А сейчас проверим, какие планы у вас
    получились.

    2-3 ученика зачитывают планы,
    составленные во время урока.

    Учитель выставляет оценки за урок и
    задает домашнее задание.

    Домашнее задание:

    – выучить одно понравившееся
    стихотворение;



    – принести сборники стихов поэтессы;

    – прочитать по учебнику (Журавлев) стр.
    146-152.




    Следующий: