И. С. Шмелев «Мартовская капель»

Ход урока

Запись на доске

:

Счастлив дом, где пребывает мир…
где брат любит брата, родители
пекутся о детях, дети почитают
родителей. Там благодать Господня…
“Слово Иоанна Златоуста”

Благодать – радость, довольство, счастье.

Иоанн Златоуст. Архиепископ Константинопольский (398–403 гг. н.э.),
выступал против роскоши, излишеств за взгляды пострадал, был сослан.

Златоуст – златые уста. Прозвище получил за красноречье, за умение
убеждать.

1. Слово учителя.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Необычен он тем, что сегодня мы с вами
прикоснемся к творчеству Ивана Сергеевича Шмелева, к его удивительному,
поэтическому, наполненному духовным светом произведению “Мартовская капель”.

“Мартовская капель” – это не самостоятельное произведение, это маленькая
капелька большой и интересной книги Шмелева “Лето Господне”.

Хотели бы вы больше узнать об этой книге и о человеке, ее написавшем? Вот это
и будет целью сегодняшнего урока. Кроме того, мы будем учиться чувствовать
слово, заглянем в творческую лабораторию писателя.

– Давайте прочитаем эпиграф к уроку. Подумайте над ним и в конце урока вы
скажете, почему взяты именно эти слова. (Чтение эпиграфа, пояснение слов
“благодать”, “Иоанн Златоуст”.)

-А сейчас послушаем удивительно красивое стихотворение И.С.Тургенева “Утро
туманное”. (Читает подготовленный ученик.)
(Приложение 1)

– Как вы думаете, почему разговор о творчестве Шмелева мы начали с этого
произведения Шмелева? (Речь пойдет о чем-то давно прошедшем, о том, что живет
только в воспоминаниях, но эти воспоминания сладостны и приятны.)

И.С.Тургенев был еще жив и писал вдали от Родины, тоскуя по ней, когда в
России, в Замоскворечье (так назывался район Москвы), родился другой
певец земли русской, тоже Иван Сергеевич…Шмелев.

Кто мог тогда предположить, что умереть ему суждено будет, как и Тургеневу,
не на Родине, а недалеко от Парижа.

А сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие в Москву двухсотлетней
давности. А поможет нам в этом художник Василий Дмитриевич Поленов и репродукция
его картины “Московский дворик”. (Приложение 2)
(Рассказ подготовленного ученика.)

Шмелев великолепно знал свой родной город и любил его. Самые ранние
впечатления детства – это мартовская капель, Вербная неделя, посещение церкви.
Эти детские впечатления и составили лучшую книгу писателя “Лето Господне”.

Вы спросите, откуда это непонятное название? Оказывается, оно восходит к
Евангелию, к книге пророка Исайи: “И послал Он меня проповедовать лета Господне
благоприятно…” Вот и Шмелев пишет свою книгу о благоприятном лете. Может быть,
поэтому она особенно нужна в дни трудные, в лета неблагоприятные. Как-то очень
солнечно и одухотворенно рассказывает писатель о своем детстве. Посреди
огромного города, “супротив Кремля”, в окружении мастеровых работников, купцов и
духовенства протекает жизнь, полная доброты и душевной щедрости, жизнь
маленького Вани, будущего русского писателя Ивана Шмелева.

– А теперь давайте заглянем в творческую лабораторию писателя. Из чего же
плетется волшебное кружево шмелевской речи? Дома вы прочитали рассказ и выписали
незнакомые для вас слова. Какие слова вы нашли? (Дети зачитывают слова и
объясняют вместе с учителем.)
(Приложение 3)

– Почему в тексте так много незнакомых слов? (Автор пишет о
прошлом, о давно ушедшем русском быте.)

2. Работа с текстом.

– О чем это произведение? От чьего лица ведется повествование? (Описание
ожидания праздника, подготовки к нему. Дом, свет, предчувствие праздника дается
через детское восприятие, так как повествование ведется от лица мальчика.)

– А для кого написан этот рассказ: для детей или для взрослых? (Не только
для детей, но и для взрослых, ищущих в детстве все самое лучшее и светлое.)

– Легко ли пересказать этот текст? (Трудно, потому что главное здесь – не
действие, а настроение, чувства, вызванные приходом весны. Чувства радости,
приподнятости, ожидания.)

– Чем вызваны такие чувства? (Во-первых, приходом весны. Во-вторых,
ожиданием праздника Великой Пасхи. Окрашены они ожиданием, предчувствием
обновления, счастья, которые несет Христово Воскресение.)



– Описание чувств, мыслей, переживаний – это признаки какого произведения?
(Лирического.)
Значит, произведение Шмелева – это лирическая проза. (Ученики
записывают в тетрадь.)

– Итак, приход весны. Автор описывает его так, что мы можем не только
увидеть, но и услышать его звуки, и даже почувствовать запах весны.

Какие слова помогают услышать весну? (“Кап-кап-кап”, “шуршит по железке за
окном”, “постукивает сонно”, “тараторит по железке”, “капель играет тра-та-та”).

Какие запахи мы чувствуем? (Запах свежести – идет уборка.)

– Какие строки помогают почувствовать, что “весна взялась”? (Сначала
просто “везде капель. Под сосенкой – кап-кап. Под елочкой кап-кап. Но вот и
“грачи прилетели” и в “комнату льется солнце” И вот уже “Весна! Весна!”)

– Какие чувства в душе ребенка вызывает приход весны? (Ощущение радости,
счастья, ожидания чего-то доброго. Весну он воспринимает и глазами, и сердцем.
Свет, радость – так воспринимается приход весны у Шмелева.)

– Найдите в тексте слова и словосочетания, передающие настроение героя.
(“И такой день чудесный, такой веселый”; “меня ослепляет светом”; вижу, “как в
комнату льется солнце”; “суетятся золотинки”; “Если бы и к нам спустился
Ангел!”; “милые обои”; “журавли и лисы на обоях веселые, что весны дождались”.)

– Радость, счастье – вот основное настроение героя. А какой он, цвет радости
и счастья? (Чаще всего повторяется у Шмелева – золотой – потому что много
солнца. “Золотая полоса, золотые окна, золотая искра отдушника, пушеч
ка как
золотая, золотые капли, золотые нитки…”)

– Но только ли приходом весны вызвано приподнятое настроение мальчика?
(Ожидание праздника. Подготовка к нему: уборка, большая стирка.)

– Найдите наиболее яркие, на ваш взгляд, сравнения, которые соединяют в
сознании мальчика весну и праздник. (Луч солнца – дорога, по которой
спускаются ангелы с неба, капли сыплются часто – часто, вьются как золотые
нитки. Особенно ярки сравнения при описании шаров. В первую минуту они для
мальчика – “зайчики, голубой и красный”. Затем – “пасхальные яички, прозрачные,
как дымок”. Наконец, мальчик вспоминает, что это его шары, которые он “выпустил
погулять на воле” и “солнце их делает живыми”.)

– Какое сравнение вам больше понравилось?

– Почему же сравнения такие необычные, такие интересные? (Потому что их
“находит”, “подбирает” ребенок. Он воспринимает весну не только глазами, но и
сердцем. Весна и солнце да еще накануне Великой Пасхи могут все.)

– Какие эпитеты, метафоры и олицетворения встречаются в рассказе? С какой
целью они использованы? (Чтобы рассказ был ярким, образным, выразительным,
красивым.)

– Что вы можете сказать о мальчике, глазами и сердцем которого мы видим
весну? (Очень точно чувствует природу, внимательный, чуткий, фантазер.
Счастливый ребенок.)

– А теперь давайте вернемся к эпиграфу. Как перекликается он с нашим
разговором о произведении Шмелева? (Только в счастливом доме, где мир и
согласие, где действительно благодать Господня, ребенок мог быть таким
эмоциональным, радостным, счастливым.)

Дай Бог каждому из нас иметь такой дом, чтобы о детстве вспоминать с такой же
теплотой и любовью, как это делает Иван Сергеевич Шмелев.

Итог: Сегодня мы с вами лишь краешком глаза заглянули в творческую
лабораторию писателя И.Шмелева. Но когда-нибудь двери в его рабочий кабинет
широко распахнутся перед нами. Это непременно случится, если вы научитесь
внимательно, вдумчиво читать, научитесь сопереживать писателю и его герою.

Домашнее задание: выразительное чтение рассказа.

Литература:

  1. Образ красоты в повести Ивана Шмелева “Лето Господне”. С.В. Лаврова
    // Литература в школе. – 1997. – № 3.
  2. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 8 класс.
    – М., “Просвещение”, 1999. – С. 93.
  3. В. Поленов (Альбом)/ Авт.-сост. И.В.Раздобреева. М.:
    Изобразительное искусство, 1973.



Следующий: