И где мы были, куда глядели? Интерпретация стихотворения Владимира Гузия День брусники

Психологический настрой на урок.

(Звучит
музыка И. Крутого из сборника “… без слов…”)

Слово учителя:

Зима затянулась, мы уже не
прочь побродить по лесу. Не успеем оглянуться,
как наступит время сбора брусники.

Давайте представим: куда мы пойдем (поедем)? С
кем? Что возьмем с собой? (Ведра, воду, еду,
фотоаппарат, средство от комаров, совки). — Как мы
оденемся?

Итак, мы на месте. Огляделись. Что видим? (Лес,
небо, поваленные деревья, кусты стланика, повсюду
опавшую хвою, брусничник, бруснику…).

Какой цвет в природе преобладает у нас
ранней осенью? (Желто-коричневый, темно-зеленый,
красный, бордовый…)

Запахи?

(Багульника, свежести, влаги…)

Брусника

… опишите ее так, чтобы мы
представили (цвет, форму, размер, вкус…)

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы
видите ягоду или слышите о ней? (Отдых – приятное
времяпрепровождение, труд; пироги, компот или
морс, красная икра…)

Что чувствуете перед сбором ягоды, после? (Опишите
свои эмоции)
.

Какие мысли приходят в голову? (Философские
мысли появляются?) (Запись на доске вариантов
ответов ребят).

Знакомство со стихотворением В. Гузия “День
брусники”

1. Чтение стихотворения учителем на фоне слайда
(№1 )
с портретом В. Гузия.

День брусники

Ирине


Какие нынче по листьям блики!
Как высока и прозрачна высь!
Давай отпразднуем День брусники!
Мы очень вовремя добрались.
Зачем же нам запираться дома,
Столы раскинув, готовить, печь?
Природа празднует по-другому.
Она умеет свой миг беречь.
Здесь ход событий завидно точен,
Канва событий всегда проста:
День распускания первых почек,
День улетающего листа.

И где мы были, куда глядели?
Понять значения не смогли.
И День снежинки, и День капели
Так незаметно и утекли.
Но помнишь: праздничен и возвышен,
Светясь особенной чистотой,
День белых вишен, День белых вишен
Тебя прозрачной накрыл фатой.

Ручей прохладен, весь лес воздушен.
От ближней тучи уходит тень.
Нам очень нужен, нам очень нужен
Обычный праздник на каждый день.

2. Беседа на восприятие

Ваше настроение после прочтения стихотворения?

Предположения: о чем оно?

Интерпретация стихотворения.

1. Работа в группах: мини-исследования.
(Группам раздаются тексты, карточки с заданиями,
чистые листы для работы. Звучит музыка.

Слайд №2

с темой урока).

Первая группа. Попытайтесь объяснить тему
урока через рассмотрение художественного
времени и художественного пространства в тексте.

В стихотворении противопоставлены
пространства: открытое (высока высь, ручей
прохладен, лес воздушен) закрытому (дом). Что это
дает для понимания основной мысли произведения?
О каком времени (реальном или прошедшем) идет в
стихотворении речь? Обратите внимание на слова: нынче,
миг
. Природа умеет беречь свой миг, а мы? Что
значат фразы: “Мы очень вовремя добрались”, “И
День снежинки, и День капели // Так незаметно и
утекли”?

Вторая группа.

Попытайтесь объяснить тему
урока, рассмотрев “обычные праздники”,
приведенные поэтом в стихотворении. Какие
праздники названы? Представьте их (опора на
текст). Как можно отпраздновать День брусники? А
вы могли бы придумать свои праздники на каждый
день?

Третья группа

. Попытайтесь объяснить тему
урока, рассмотрев настроение лирического героя
на протяжении стихотворения. Совпадает оно с
вашим настроением после прочтения
стихотворения? “Понять значения не смогли” -
значение чего?

2. Сообщения групп.

3. Аналитическая беседа. (с использованием
презентации, выполненной в Power Point). Слайд №3

(Лирический герой испытывает восторг,
восхищение; любуется солнечными бликами, высотой
неба. Ощущение, что он давно не видел такой
красоты. Нынче (сегодня) все иначе. – Почему?
Особое настроение? Что значит “вовремя
добрались?” Может быть, потому, что еще не все
потеряно, житейская суета не затянула настолько
глубоко, что не замечаешь ничего вокруг. Как
можно отпраздновать День брусники?)



Слайд №4

(

Недоумение лирического героя: “Зачем же
нам запираться дома,//Столы раскинув, готовить,
печь?” Праздник не в этом. А в чем? Как празднует
природа? Как вы понимаете, что такое миг, как
его можно беречь?)

Слайд №5

(“Здесь ход событий завидно точен”. Кому
завидно? Канва – основа чего-нибудь. Значит, не
все в природе так просто и ясно. Ведь по этой
канве можно вышить любой узор. Хотя по давно
заведенному порядку чередуются времена года,
день сменяется ночью, но бывают и природные
катаклизмы (катастрофы). Возможно, в простоте
смысл существования. “День распускания первых
почек…” — зарождение жизни, весна. “День
улетающего листа” — не только осень – подведение
итогов жизни. Мы же суетимся, вечно заняты, и
упускаем самое главное — вовремя: остановиться,
заглянуть в себя, написать, позвонить, помочь
кому-то. Ведь не должно быть чужого горя.)

Слайд №6


(А, действительно, где были, куда глядели? Кто
это – мы? Конкретные люди или размышления
лирического героя о прошлой жизни: жизнь уходит
– главное не увидели, не смогли понять из-за
повседневной суеты. Нужно учиться уметь видеть
необычное в обычном и радоваться этому.
Представьте День снежинок, День капели… Как они
незаметно “утекают”? И почему незаметно?)

Слайд №7

(Настроение лирического героя праздничное,
возвышенное, светлое, грустное. Возможно,
воспоминание о свадьбе; возможно, ассоциации:
лепестки с облетающей вишни и фата. В
энциклопедии знаков и символов Д.Фоли (М,: Вече,
1997) вишня – символ чистоты и помыслов.)

Слайд №8

(Ручей – река, вода – символ движения, пути,
жизни. Лес воздушен – легок, прозрачен. Уходит
тень – не только с неба, очищение души, душевная
легкость. Почему дважды повторяются слова: “Нам
очень нужен…”? И именно обычный праздник на
каждый день?)

Письменная работа.

Создать суждение

: “Обычный праздник на
каждый день – что это в твоем понимании?”

Зачитывание работ вслух

.

Обобщающая беседа.

- Так о чем это стихотворение? (Размышления
лирического героя о смысле жизни. Не пройти мимо
главного, разглядеть его. О гармонии с природой, о
бережном, внимательном отношении к ней, а значит,
к себе.)

- “Обычный праздник на каждый день” похож на
привычные нам праздники? (Странное сочетание:
обычный праздник… Обычный – не нуждающийся в
торжественности, шуме, застолье … Возможно, это
праздник для души, для одного человека, двух, для
семьи?..)

Каждый художник предполагает, что, входя в его
художественный мир, читатель оказывается во
власти тех пространственно-временных отношений,
которые составляют основу его модели мира.
Человеческую судьбу определяет непрерывный
поиск истины, следование высоким идеалам добра и
красоты. Их постижение невозможно без терпения,
мужества, любви и духовного созидания. А путь
духовного совершенствования человека –
бесконечное восхождение к истине, обогащенное
опытом духовной культуры, движение вперед через
сомнения.

Рефлексия прошедшего занятия.

Удалось ли группе выполнить задание? Что
помогает и что мешает общей работе? Легче ли
работать над стихотворным текстом при помощи
слайдов? Помогает ли акцентировать внимание на
словах шрифт, его размер, цвет, другие
анимационные эффекты?

Подведение итогов урока.

Оценка учителем работы учащихся на уроке.




Следующий: