И физика, и лирика. Интегрированный урок по теме Оптические явления в 11-м классе

Цель урока:

показать взаимосвязь оптических
явлений с искусством и жизнью.

Задачи урока:

  • Закрепить понятия о световых явлениях, их
    природе и свойствах света.
  • Развивать устную речь, художественный вкус,
    любознательность.
  • Воспитывать любознательность, любовь к
    прекрасному.
  • Методика урока:

    Заключительный урок по теме “Оптика” в 11-м
    классе построен в виде презентации – результата
    творческой работы 3-х групп учащихся. За месяц до
    проведения урока класс делится на 3 группы,
    которые получают задание найти и оформить
    материал об оптических явлениях:

    1 группа – в литературе;

    2 группа – в живописи;

    3 группа – в музыке.

    На уроке каждая из групп учащихся представляет
    свою часть подготовленной презентации:
    раскрывает тему, объясняет связь с физикой.


    Ход урока

  • Организационный момент.
  • Учитель

    Ребята! У нас сегодня необычный
    урок. Мы назвали его “И физика, и лирика” потому,
    что повторяя световые явления и законы затронем
    не только их научное описание и обоснование, но и
    поэтическое, художественное восприятие явлений
    и законов природы.

    В 60-х годах прошлого века много внимания
    уделялось так называемому конфликту физиков и
    лириков. И.А.Полетаев, крупный специалист в
    области кибернетики, написал однажды в
    шестидесятые годы шутливую статью, в которой
    противопоставил физику лирике. Однако, статья
    эта была принята всерьёз некоторыми писателями и
    поэтами. Более того, Илья Сельвинский (1899-1968)
    написал стихотворение “Физики и лирики”, а
    Борис Слуцкий два стихотворения “Физики и
    лирики” и “Лирики и физики”. (Приложение
    1
    ) На самом же деле между физиками и
    лириками нет никаких противоречий, а наоборот,
    глубокая внутренняя связь. Её существование ещё
    Н. Бор объяснял тем, что настоящий художник
    всегда полагается на “общечеловеческий
    фундамент”, на котором строят гипотезы также и
    ученые. Л. Ландау писал: “Грош цена вашей физике,
    если она застилает для вас всё остальное: шорох
    леса, краски заката, звон рифм… Физик, не
    воспринимающий поэзии, искусства, — плохой
    физик”. “Наука и искусство также тесно связаны
    между собой, как лёгкое и сердце” — вот
    высказывание Л. Толстого. Об этом же говорил и А.
    Эйнштейн, указывая, что в научном мышлении всегда
    должен присутствовать “Элемент поэзии”. С
    другой стороны, научное знание в существенной
    степени обогащает поэтическое восприятие
    природы. Знание физики природных явлений
    позволяет ещё сильнее ощущать их внутреннюю
    гармонию и красоту; в свою очередь, ощущение этой
    красоты есть дополнительный и мощный стимул к
    дальнейшему исследованию. Я вас убедила? Итак,
    начнём наш урок – презентацию.

    ( Приложение 2,

    слайды 1-2 )

  • Выступления групп учащихся.
  • А) Первая группа учащихся рассказывает об
    использовании описания оптических явлений в
    литературе, приводит отрывки из художественных
    произведений и объясняет оптические явления с
    точки зрения физики. (слайды 3-9)

    Б) Вторая группа учащихся рассказывает о работе
    художников со светом и тенью, смешивании красок,
    различной технике изображения предметов,
    использовании оптических иллюзий в живописи.
    (слайды 10-30)

    Приложение 3

    В) Третья группа учащихся рассказывает о
    взаимосвязи света и музыки, применении
    светомузыкальных эффектов. (слайды 31-35)

    Приложение 4

  • Музыкальная пауза.
  • Давайте немного отдохнём и вспомним известные
    песни, в которых поётся о световых явлениях.

    (учащиеся вспоминают и исполняют строки из
    песен о рассвете, радуге, мираже и т.д.)

  • Проверка усвоения полученных знаний.
  • Тест. (слайды 36-46)

    1. О каком оптическом явлении идёт речь в этих
      строках?
    2. Какое оптическое явление вы узнаёте?
    3. Почему снег белый?
    4. Какое свойство света позволяет сравнить пятно
      нефти с павлиньим хвостом?
    5. Какое оптическое явление можно сравнить с ликом
      подсолнечника?
    6. Какой оптический прибор создал Сайрес Смит?
    7. Какое оптическое явление изображено на
      картинах Левитана?
    8. Как называется картина Айвазовского?
    9. Какой закон оптики иллюстрирует эта картина
      Васнецова?
    10. Какое оптическое явление изображено на полотне
      Левитана?

    Проверка.

    1. Мираж
    2. Радуга
    3. Отражает все световые лучи
    4. Интерференция
    5. Солнечное затмение
    6. Собирающая линза
    7. Отражение света
    8. “Радуга”
    9. Прямолинейное распространение света
    10. Образование тени
    1. Подведение итогов, выставление оценок,
      рефлексия.
    2. Учитель

      Ребята! Давайте подведём итог
      нашему уроку. Сейчас вы подумаете несколько
      секунд, и каждый из вас скажет: “Сегодня на уроке
      я…” и добавит, чему научился, что узнал, что
      понял и т.д. (ответы учащихся)

    Итак, наш сегодняшний урок подтвердил слова
    Г.Флобера: “ Чем дальше, тем искусство становится
    более научным, а наука более художественной;
    расставшись у основания, они встретятся когда –
    нибудь на вершине”.

  • Литература:
    1. Вотяков Е. “Свет и цвет в изобразительном
      искусстве”.
    2. Галеев Б.М. “Светомузыка”.

    3. Куценко А.Н. “Необыкновенная физика”.

    4. Лентовский А.М. “Технология живописных
    материалов”.

    5. Львовский Марк “Физика и лирика”.

    6. Павленко Н.И. “Искусство и физика” (www.Best Referat.ru).

    Следующий: