И еще раз об общеучебных умениях и навыках


Проблема сформированности общеучебных умений
и навыков стоит перед российской системой
образования очень остро. От ее решения зависит
будущее наших выпускников.

Какими знаниями и умениями должен обладать
современный выпускник? Общество в значительной
степени заинтересовано в том, чтобы его граждане
были не только грамотными специалистами, но и
способными самостоятельно, активно действовать,
принимать решения, гибко адаптироваться к
изменяющимся условиям жизни.

Поэтому нужно вооружить их не только
необходимыми знаниями, но и способами овладения
ими, т.е. общеучебными умениями и навыками.

Единый Государственный Экзамен, который уже
становится основной формой государственной
итоговой аттестации, требует от учащихся
продемонстрировать знания, умения и навыки как
предметные, так и общеучебные. Основательная
проработка и систематический контроль развития
общеучебных умений и навыков учащихся приведет к
достижению поставленных целей.

Учителю-предметнику при подготовке к уроку
необходимо знать, какие общеучебные умения и
навыки он должен сформировать у учащихся, какие
для этого следует подобрать задания, как
проконтролировать сформированность общеучебных
умений и навыков. И эта работа должна вестись в
системе. С этой целью сначала нужно провести
диагностику сформированности общеучебных
умений и навыков, проанализировать полученный
результат, который покажет направление работы
учителя. В качестве упражнений на развитие
общеучебных умений и навыков можно использовать
готовые рабочие тетради на печатной основе или
же попытаться самим составить такие задания.

Существуют различные классификации
общеучебных умений и навыков. Воровщиков С.Г.,
Татьянченко Д.В. выделяют три группы общеучебных
умений и навыков: учебно-управленческие,
учебно-информационные и учебно-логические, среди
которых особое место занимают логические,
связанные с развитием логического мышления
учащихся.

Ниже представлены задания, направленные на
развитие основных мыслительных операций: анализ,
синтез, сравнение, абстракция, обобщение,
классификация и конкретизация. Эти задания можно
использовать на уроках по Истории России в 7, 10
классах. На основе этих заданий можно по аналогии
составлять и другие задания.

Упражнения применятся на различных этапах
урока: при опросе домашнего задания, при
объяснении новой темы, при закреплении
изученного материала с целью
коррекционно-развивающего действия.

При проведении контроля знаний можно
использовать эти задания для составления
контрольных и самостоятельных работ.

Упражнения на развитие мыслительной операции
анализ

Анализ

— логический прием, метод
исследования, состоящий в том, что изучаемый
предмет мысленно или практически расчленяется
на составные элементы.

Задание № 1

Соотнеси понятия и их значения:


А) Регулярная армия 1) Свод правил, регулирующих какую-либо
деятельность
Б) Устав 2) Способ комплектования российской
регулярной армии в XVIII-XIXвв.
В) Рекрутская повинность 3) Постоянная армия, профессионально
обученная, одинаково вооруженная и
обмундированная
Г) Рекрут 4) Неловкое положение, оплошность
Д) Конфузия 5) Воин-новобранец, принятый на военную
службу по найму

(а-3, б-1, в-2, г-5, д-4)

Задание № 2

Выберите государственные реформы, проведенные
Петром I:

  1. Создание приказов.
  2. Уничтожение Синода.
  3. Уничтожение патриаршества.
  4. Введение коллегий.
  5. Создание Сената.
  6. Введение Боярской думы.
  7. Провозглашение империи.
  8. Созыв Земского собора.
  9. Введение должности генерал-прокурора.
  10. Указ о порядке наследования престола.

(3, 4, 5, 7, 9, 10)

Упражнения на развитие мыслительной операции
синтез

Синтез

— мысленное соединение частей
предмета, расчлененного в процессе анализа.

Упражнения на развитие мыслительной операции
абстрагирование

Абстракция

— мысленное отвлечение от
каких-либо несущественных связей, признаков
изучаемых предметов или процессов с целью
выделения их общих, т. е. наиболее важных,
существенных связей и признаков;

Задание № 1

«Сокращение рассказа»

Взять небольшой текст. Его содержание надо
передать максимально сжато, используя лишь
одно-два-три предложения, и так, чтобы в них не
было ни одного лишнего слова. При этом основное
содержание рассказа должно сохраниться,
второстепенные же моменты и детали следует
отбросить.

Медный бунт.

Постоянные войны истощили царскую казну. Для ее
пополнения было принято решение взыскать долги
за прошлые годы, а также чеканить монету не из
серебра, как прежде, а из меди. Стоимость новых
денег оказалась в 12-15 раз меньше, чем старых. В
результате торговцы отказывались продавать на
новые деньги товары. Это вызвало недовольство
населения и части армии, с которой также
расплачивались обесцененными деньгами. В июле 1662
года в Москве началось восстание. Безоружная
толпа была обращена в бегство силой оружия.
Начались расправы над участниками выступления.
Тем не менее хождение медных денег было отменено.

(В Москве в июле 1662 года произошло народное
восстание. Причиной его стал выпуск медных денег
вместо серебряных. Восстание было подавлено, но
выпуск медных денег прекратился.)

Упражнения на развитие мыслительной операции
обобщение

Обобщение

— мысленное выделение
каких-либо свойств, принадлежащих некоторому
классу предметов, и формулирование такого
вывода, который распространяется на каждый
отдельный предмет данного класса: переход от
единичного к общему, от менее общего к более
общему.

Задание № 1

Обобщи следующие понятия. По какому принципу
образован ряд? Что объединяет все эти понятия?
Подбери к этим понятиям более общее понятие.

1) Соляной бунт 1648 г., Выступления старообрядцев
70-80-е гг., Восстание под предводительством
С.Т.Разина 1667-1671 гг., Медный бунт 1662 г.

(Народные Восстания XVII в.)

2) Федор, Софья, Иван, Петр (Дети царя Алексея
Михайловича Романова.)

Ф.Я.Лефорт, Ф.А.Головин, П.Б.Возницын, Петр
Михайлов

(Участники Великого посольства.)

Тиммерман, Брант, Гордон, Лефорт (Иностранцы,
обучавшие ПетраI различным наукам.)

Астраханское восстание, восстание под
руководством К. Булавина, Башкирское восстание,
восстание работных людей, религиозные восстания.
(Народные восстания в период правления Петра I).

Россия, Дания, Саксония, Речь Посполитая.
(Северный союз)

Нарва, Лесная, Полтава, Гангут, Гренгам.
(Сражения Северной войны)

А.Д. Меншиков, Н.П. Репнин, Б.П. Шереметьев

(Полководцы русской армии в Полтавской битве)

Создание Сената, введение коллегий, указ о
единонаследии, создание Синода

(реформы Петра I)

Задание № 2

Заполни пропуски:

1) Дворцовые перевороты в истории России
продолжались ___________ лет. (37)

2) Начало этой эпохе положила смерть
____________(Петра I). А завершилась эта эпоха
воцарением императрицы ______________ (Екатерины II).

3) Главной причиной дворцовых переворотов было
усиление роли ________ (гвардии) в государственных
делах.

4) После внезапной смерти Петра I в январе _____ (1725
г.) императрицей была провозглашена ____________
(Екатерина I).

5) Для примирения враждующих дворцовых партий
был создан ______________________

(Верховный тайный совет).

6) После смерти Екатерины I с 1727 по 1730 годы правил
император ________ (Петр II).

7) После его смерти на российский престол была
приглашена ______________ (Анна Иоанновна), которая
подписала __________ (кондиции-условия), а после их
разорвала.

Упражнения на развитие мыслительной операции
конкретизация

Конкретизация

- логическая операция,
противоположная обобщению. Некоторое общее
утверждение переносится на какой-либо
конкретный объект, то есть ему приписываются
свойства, присущие многим другим объектам.

Задание № 1



О ком идет речь:

1) Выходец из крестьянской семьи, торговавший
пирожками на московских улицах и площадях, он
стал вначале царским денщиком, а вскоре — одним
из его ближайших соратников Петра I. Со временем
он стал одним из самых богатых людей в стране.

(Меншиков А.Д.)

2) Генерал-фельдмаршал, граф, сподвижник Петра I,
участвовал в Крымских и Азовских походах,
главнокомандующий армией в Полтавском сражении
и Прутском походе. (Б.П. Шереметьев)

Задание № 2

О каком событии идет речь:

1) «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу
Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что
сражаетесь за Петра, но за государство, Петру
врученное, за род свой, за Отечество». (Приказ
ПетраI, зачитанный перед Полтавской битвой)

Задание № 3

Конкретизируйте следующие понятия:

Сражения Северной войны.

А) Полтавская битва

Б) Сражение у мыса Гангут

В) Сражение под Берестечком

Г) Сражение у деревни Лесная

Д) Сражение под Смоленском

(А, Б, Г)



Упражнения на развитие мыслительной операции


классификация

Классификация

— это распределение
предметов какого-либо рода на классы по наиболее
существенным признакам, присущим предметам
данного рода и отличающим их от предметов других
родов. Основания для классификации могут быть
самые разные.

Задание № 1.

Исключи лишнее слово и объясни выбор:

Федор, Софья, Михаил, Иван, Петр

(Михаил); (дети царя Алексея Михайловича
Романова);

2) Ф.Я.Лефорт, В.В.Голицын, Ф.А.Головин,
П.Б.Возницын, Петр Михайлов

(В.В.Голицын); (участники Великого посольства
1697-1698 гг.);

3) Тиммерлан, Брант, Гордон, Лефорт, Крижанич.

(Крижанич); (учителя Петра I).

Задание № 2.

Исключи лишнее:

Условия Ништадского мира:

А) Россия получила территории Прибалтики -
Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия.

Б) Россия присоединяла часть Карелии.

В) Россия получила выход в Балтийское море.

Г) Россия обязывалась уплатить Швеции денежную
компенсацию и возвратить Финляндию.

Д) Выплата Швецией России значительной суммы
денег. (д)

Задание № 3 — А (Классификация)

(Высокий уровень)

Проведите классификацию следующих понятий:

Используются методы: кластера, графа.

Кластер

- (гроздь) выделение смысловых
единиц текста и графическое их оформление в
определенном порядке в виде грозди.

Граф

- это средство для наглядного
представления состава и структуры системы. Граф
состоит из вершин, связанных дугами (линия
направленная со стрелкой) или ребрами (линия не
направленная без стрелки).

Дерево

— это граф, предназначенный для
отображения таких связей между объектами как
вложенность, подчиненность, наследование и т. п.

1) Архиепископ, 2) бояре, 3) вотчина,4)
владельческие, 5) дворяне,6) духовенство, 7)
духовные, 8) епископы, 9) жители посада, 10)
крестьяне, 11) купцы, 12) казаки, 13) митрополит, 14)
непривилегированные, 15) привилегированные, 16)
пушкари, 17) патриарх, 18) приходские священники, 19)
поместье, 20) ремесленники, 21) сословия, 22) служилые
люди по прибору, 23) стрельцы, 24) светские, 25)
феодалы, 26) черносошные, 27) холопы.

Задание № 3 — Б (Классификация)

(Средний уровень)

Подбери к каждой группе понятий название, из
предложенных ниже:

1) феодалы, 2) крестьяне, 3)
холопы, 4) служилые люди по прибору, 5) светские, 6)
духовные, 7) жители посада.

Задание № 3 — В (Классификация)



(Низкий уровень)

Расположи данные понятия по указанным группам:


1) бояре, 2) дворяне, 3) купцы, 4) стрельцы, 5) епископы,
6) казаки, 7) патриарх, 8) владельческие, 9)
архиепископ, 10) черносошные, 11) пушкари, 12)
ремесленники, 13) приходские священники, 14)
митрополит.

Упражнения на развитие мыслительной операции


сравнение

Сравнение

— логическая операция, в
результате которой два или несколько разных
объектов сравниваются между собой с целью
установить, что общее и различное имеется в них.




Следующий: