И чувства добрые я лирой пробуждал… Высшие человеческие чувства в литературе и музыке


Цель

: Воспитывать высокие чувства учащихся
средствами литературы и музыки.

Задачи:

Ознакомление с содержанием сказки А.
Платонова “Любовь к Родине или путешествие
воробья” и музыкой великих композиторов.

  • Развитие навыков аналитического мышления.
  • Формирование духовной культуры ребенка, его
    эстетического вкуса.
  • Воспитание эмоциональной сферы учащихся,
    повышения интереса к литературе и музыке.
  • Обучение умению слышать и слушать музыку.
  • Подготовка к уроку:

    Учащиеся

    должны прочитать сказку А.
    Платонова “Любовь к Родине или путешествие
    воробья”.

    Учителя должны:

    1. Подготовить оформление доски: Тема. Лексика.
    2. Создать условия для использования презентации
      к уроку.
    3. Подобрать музыкальные произведения:

    Н. Паганини. “ Каприс №24”.

    В.А. Моцарт “Маленькая ночная серенада”

    В. Сен-Санс. “Рондо”.

    А. Вивальди “Времена года. Весна”

    Оборудование

    :

    • компьютер,
    • презентация.

    Ход урока

    I. Актуализация деятельности учащихся.

    1. Звучит музыка Н. Паганини. Каприс № 24

    (Приложение 1)

    2. Беседа – (учитель литературы).

    - Как вы думаете, ребята, почему мы начинаем наш
    урок с музыки?

    - Какие чувства человека мы называем высокими?

    - Какие люди, окружающие нас, нам нравятся
    больше всего?

    - Как можно определить человека: добрый он или
    злой?

    Итак, мы сегодня с вами поговорим о
    замечательном герое, с которым встретились в
    произведении А. Платонова “Любовь к Родине и
    путешествие воробья”, у которого будем учиться
    быть нужными людям.

    II. Аналитическая работа по тексту.

    1. Чтение нескольких эпизодов (2-3)

    - Вы все прочитали сказку А.Платонова?

    - Она вам понравилась?

    - Какие слова вам были непонятны при чтении?

    Словарная работа

    : пьедестал- подножие статуи,
    постамент — (учитель литературы),

    Каприс, рондо – (учитель музыки).

    - Какие моменты сказки особенно тронули душу,
    где вы сопереживали героям сказки? Зачитайте
    несколько эпизодов.

    2. Название сказки.

    - Вы задумались, почему сказка так называется?



    - Докажите, что герои любят свою Родину. Как
    проявляется их любовь?

    Учитель литературы:

    Действительно, сказка о большой любви к Родине.

    А.Платонов,

    чью сказку мы с вами прочитали,
    рассказывает об этом необычно. Его произведение
    похоже и на сказку, и на произведение, события в
    котором происходят в наши недалекие дни. Давайте
    обратимся к слайду №2. (Приложение
    №2). Прочитайте высказывание критика и
    библиографа писателя И. Мокашевой о сказках А.
    Платонова.

    3. Характеристика героя.

    - Кто является главным героем сказки и
    носителем высоких качеств?

    - Каким вы себе представляете старика? Запишите
    в тетради прилагательные, которые помогут
    рассказать об этом человеке.

    - Подтвердите каждое прилагательное примером
    из текста.

    4. Слайд № 3

    (Приложение №2)

    - Какие слова можно подписать под портретом
    старика, и они расскажут о высоких качествах
    музыканта?

    - Что, по мнению скрипача, есть добро на свете?

    5. Слайд №3.

    (Приложение №2).

    Перед вами еще один герой сказки.

    - Что вы можете сказать о нем?

    - Почему скрипач обратил внимание на воробья?

    6. Сравнительный анализ. Слайд №4.

    (Приложение
    №2).

    - Укажите, что общего у старика и воробья?

    - Что различного?

    Следовательно, только человек способен на
    щедрость души, помогая, спасая, врачуя.

    7. Слайд №5. памятник А.С. Пушкину.

    (Приложение
    №2).

    - Почему старик шел играть к памятнику
    А.Пушкину?

    - Зачем человеку высокие чувства, возможно и без
    них можно прожить?

    Учитель музыки.

    8.

    Звучит снова каприс №24 Н. Паганини.
    Слушание
    .

    (Приложение №1).

    9. Беседа.

    - Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

    - Представьте на минуту себя возле памятника
    Пушкину, послушайте музыку.

    - Какие ассоциации возникают в вашем сознании?

    - Что хочется сделать, чтобы как-то
    отреагировать на эти звуки?

    - Как эта музыка связана с нашим уроком?

    - Когда нам плохо или радостно, к чему мы
    обращаемся?

    Вывод:

    наша жизнь часто связана с музыкой.
    Литература отражает нашу жизнь,

    поэтому можем сказать, что литература и музыка
    связаны между собой.

    Учитель музыки.



    - На каком инструменте играет старый скрипач?

    - Что характерно для звучания этого
    инструмента?

    Действительно, звуки скрипки похожи на
    человеческий голос, способный передать чувства
    человека. Поэтому многие великие композиторы
    часто, создавая свои произведения, обращались к
    скрипке. Среди них Николо Паганини, Вольфганг
    Амадей Моцарт, австрийский композитор, Камиль
    Сен-Санс, французский композитор, и многие
    другие.

    10. Давайте послушаем музыку этих композиторов.


    Какие голоса вы услышите?

    а)

    Моцарт “Маленькая ночная серенада” (Приложение №3)

    б)

    Сен-Санс “Интродукция и Рондо”. (Приложение
    №4)

    в)

    Антонио Вивальди “Времена года. Весна”. (Приложение №5)

    - Какие чувства, по-вашему, выражают они?

    - Старик играл Шуберта (по тексту), произведения
    каких музыкантов, прослушанные только что, он мог
    еще играть?



    Учитель литературы:

    - Вернемся к сказке. Как слушатели относятся к
    игре скрипача-старика? Зачитайте эти строки.

    - Что можно сказать об игре старого музыканта?

    - Что движет стариком во время игры на скрипке?

    - Почему люди останавливаются возле музыканта?

    Учитель музыки:

    - Какую роль играет музыка в жизни человека?

    Учитель литературы:

    Можно, ребята, поставить рядом и старика, и А.С.
    Пушкина, и тех великих музыкантов, с музыкой
    которых мы познакомились на нашем уроке? Если
    можно, то почему?

    Вывод: они создавали атмосферу, в которой
    проявлялись лучшие чувства человека. Литература
    и музыка, как две родные сестры, дополняют друг
    друга, обогащают, живут в гармонии, всегда звучат
    лучше, ярче и красивее, если вместе.

    Домашнее задание.

    Подумайте и ответьте на вопрос: Нужна ли нам в
    жизни такая сказка, как эта сказка А. Платонова,
    ведь это все-таки сказка, а вы уже взрослые люди?
    Письменный ответ на этот вопрос — ваше домашнее
    задание.

    Литература:

    А. Платонов “Любовь к Родине или путешествие
    воробья”.

  • Мотяшова И. Мир и надежды Андрея Платонова.
    Критико-биографический очерк. М., “Молодая
    гвардия”, 1983.
  • Виноградов А. Осужденный Паганини.



  • Следующий: