И. А. Крылов Мартышка и очки. 3-й класс

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (440,5 КБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока:

осознание значимости чтения и
изучения литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в
систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире, гармонизации отношений
человека и общества, многоаспектного диалога;

Задачи:

Образовательные:

  • Ознакомить с жизнью и творчеством И.А. Крылова;
  • Формировать умение определять басню как жанр
    литературы по характерным признакам (аллегория,
    мораль, поучительность), находить мораль в
    произведении;
  • Формировать творческие способности детей:
    читать по ролям, инсценировать басню (навык
    выразительного и осознанного чтения), сочинять
    басню.

Развивающие:

  • Развивать умение планировать и осуществлять
    учебную деятельности и
  • организовать учебное сотрудничество с
    педагогами и сверстниками.
  • Развивать умения, выделять главное, обобщать
    полученные знания.
  • Развивать мышление учащихся посредством
    анализа, сравнения и обобщения изучаемого
    материала.
  • Развитие речи, эмоций, логического мышления
    учащихся.

Воспитательные:

  • Сформировать мотивацию учащихся к обучению и
    целенаправленной
  • познавательной деятельности.
  • Воспитывать активность, самостоятельность и
    аккуратность в работе.
  • Воспитывать и развивать у учащихся
    ответственность при работе в коллективе и
    группе.
  • Воспитывать стремление к знаниям, критичность
    мышления.

Тип урока:

изучение новых знаний.

Оборудование:

выставка книг И.А.Крылова,
маска для инсценирования басни, ЦОР — презентация
к уроку.

Ход урока

I . Вызов.

II. Осмысление изученного.

Сейчас мы будем читать басню. А что такое басня?

Небольшое произведение, написанное стихами или
прозой, в котором высмеиваются пороки и
недостатки людей — хитрость, ложь, лесть,
жадность, глупость и др. В баснях обычно
действуют животные, в которых мы легко узнаем
людей. Басня начинается или заканчивается
моралью — выводом, поучением, где объясняется
смысл басни).

III. Открытие нового знания

Ребята, сейчас мы с вами совершим воображаемую
экскурсию в Санкт-Петербурге по Летнему саду. Вот
и аллея, которая нас привела к памятнику.

(слайд №2)

Нет торжественной позы стоящего важно
человека. Он сидит в своем обычном сюртуке,
держит раскрытую книгу, словно читая кому-то. Мы
видим открытое лицо, добрые и проницательные
глаза мудрого человека. На каждой стороне
высокого постамента, на котором разместился
памятник, барельефные изображения персонажей
произведений, которые создал этот
необыкновенный человек. Кто же это?

(Иван Андреевич Крылов) Этот памятник был
сооружен из бронзы (через 11 лет после смерти, 1855
г.) на деньги, которые собирали по всей России;
скульптор — Петр Карлович Клодт.

Чем прославился И.А. Крылов? (баснями)

Но путь к этой славе был нелегким.

Послушайте небольшой рассказ о И.А.Крылове,
который приготовили несколько ребят нашего
класса.

(слайд № 3)

И.А. Крылов родился 2 февраля 1769 года в семье
армейского офицера. Семья была бедной, Иван не
смог получить в детстве хорошего образования,
грамоте он выучился в семье. А позже, семья
Крыловых тогда жила в Твери, довелось ему учиться
«из милости». У детей богатого помещика Львова
были домашние учителя, которые их обучали разным
наукам, и Ване Крылову разрешили заниматься
вместе с детьми Львовых. Там же, в Твери, Ваня
познакомился с иностранцем итальянского
происхождения — синьором Луиджи, игравшим на
скрипке. Мальчик был очень музыкален и быстро
выучился играть на этом инструменте.

Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец.
Семья Крыловых и так была небогата, теперь
лишилась последних средств к существованию.
Одиннадцатилетнему Ивану пришлось поступить на
работу в Тверской губернский суд — канцеляристом.
Он разносил пакеты с документами, переписывал
бумаги, чинил гусиные перья для письма. Да еще
читал книги, которые остались после отца.

Позже, в 1782 году, семья Крыловых перебралась в
Петербург. Здесь Иван продолжал служить в
канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много
читал, ему удалось выучить французский,
итальянский, греческий языки. Вначале он писал
пьесы для театра, басни же появились в печати,
когда Крылову было 37 лет. Тридцать лет И.А. Крылов
проработал библиотекарем в петербургской
Публичной библиотеке. Он написал более 200 басен.

Популярность басен Крылова была огромна уже
при жизни поэта. Их заучивали наизусть,
пересказывали, хохоча, друг другу и боевые
генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и даже
императоры Александр 1 и Николай 2 ими
зачитывались.

Почему, ребята? Узнаем мы это, когда
познакомимся с его баснями. Сегодня — «Мартышка
и Очки».

Физкультминутка

Ребята, прежде чем начнем читать басню, давайте
поиграем: представьте себе, что все мы мартышки.
Какие у нее повадки?

По деревьям мы тихонечко полазим,
И в ладоши так прихлопывать начнем.
А ногами- то притоптывать все враз.
Ну, теперь, не страшен нам и дикобраз!

1) Словарная работа.

Чтобы текст басни был понятен, определим
значение слов:

(слайд №4)

  • Дюжина- 12;
  • Полдюжины- 6;
  • Темя — верхняя часть головы;
  • Нанижет — оденет подряд на нитку, проволоку;
  • Нет проку — нет толку;
  • Невежда — необразованный, несведущий человек;
  • К худу клонит — к плохому клонит;
  • Познатней — знать — в буржуазно — дворянском
    обществе: высший слой привилегированного класса;
  • Невежа — грубый, невоспитанный человек.

2) Чтение басни учителем. Работа над ней.

  • Какие чувства вы испытали во время чтения басни?
  • Что тебя в басне забавляет, смешит?

3)Вторичное чтение басни учащимися
самостоятельно.

- Когда будете читать, пожалуйста, постарайтесь
найти ответы на следующие вопросы:

(слайд №5)

- Почему баснописец выбрал для своей басни
именно мартышку?

- Какие действия совершала мартышка с очками?
Прочитайте.

- Что обычно делают с очками?

4) Работа над басней после чтения детьми.

(

Обсуждение ответов детей на ранее заданные
вопросы)

- Почему мартышка решила, что ее обманули?

5) Работа с иллюстрацией учебника

Посмотрите на иллюстрацию страницы 134 учебника
и выразительно прочитайте то место в басне,
которое описывает данное изображение.

6)Работа в парах: чтение по ролям басни

(с. 134,
без морали)

Слушание нескольких пар.

«Живая картинка». Инсценирование басни.

(Для исполнения роли Мартышки используется
маска)

1 — 2 пары учащихся.

Физкультминутка


Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз — росой она умылась,
Два — изящно покружилась,
Три — нагнулась и присела,
На четыре — полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.

Рефлексия

1) Раскрытие морали басни.

Поэт выставил свою басенную героиню в смешном
свете и внес тем самым долю юмора, показал
комичность этой ситуации.

Перечитайте мораль басни.

- Что можно сказать о таких людях, которые
поступают также как Мартышка?

- Какой совет можно им дать?

- Встречали ли вы в жизни таких людей?

Да, ребята, Крылов помогает увидеть в себе
недостатки и подсказывает, как можно избавиться
от них. Его басни высмеивают не людей, а их пороки:
жадность, глупость, бахвальство, лень,
невежество, ложь и т.п.

2) Работа в группах.

Выберите нравственные качества человека,
которые высмеивает И.А.Крылов в басне «Мартышка
и очки».

(Учащиеся получают карточки, где выделяют
нравственные качества )

Проверка работы.

самоуверенность ложь лень
неблагодарность жадность глупость
скупость эгоизм невежество
зазнайство хвастовство назойливость

Выразительное чтение басни.

V. Итог урока

  • Кто такой Крылов?
  • С каким произведением познакомились? Что такое
    басня?
  • Какие качества человека высмеивает автор?

VI. Домашнее задание:

  • Выучить басню наизусть;
  • Творческое задание — сочинить свою басню, где
    высмеивается невежество, глупость человека (в
    стихах, в прозе).

Следующий: