И. А. Крылов. Лебедь, Щука и Рак. 2-й класс

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,35 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

ЦЕЛИ УРОКА.

  • Познакомить учащихся с басней И.А.Крылова
    “Лебедь, Щука и Рак”, расширять читательский
    кругозор детей.
  • Донести до сознания детей юмор и иронию басни,
    продолжать формировать умение находить
    мораль-поучение в произведении.
  • Развивать навыки выборочного и выразительного
    чтения, развивать произвольное внимание,
    логическое мышление.
  • ОБОРУДОВАНИЕ.

    Учебник “Литературное чтение” для 2 класса
    начальной школы, составитель Л.Ф.Климанова и др.
    – М.: Просвещение, 2009; портрет И.А.Крылова;
    презентация к уроку; выставка книг с баснями
    И.А.Крылова.


    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент. Проверяется
    готовность учащихся к уроку.

    II. Проверка домашнего задания.

    Чтение наизусть понравившегося отрывка из
    “Сказки о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина.

  • Упражнение-тренировка произвольного внимания.
  • Учитель. Назовите героев “Сказки о рыбаке и
    рыбке”. (Золотая рыбка, старик, старуха)

    Название самой большой из рыболовных сетей,
    которой старик ловил рыбу. (Невод)

    Слова-ответы на вопросы записаны на доске.

    ЗОЛОТАЯ РЫБКА
    СТАРИК
    СТАРУХА
    НЕВОД

    Учитель

    . Сейчас мы составим слово из букв
    этих слов, которое имеет непосредственное
    отношение к уроку.

    • Третья буква в слове “рыбка” Б
    • Третья буква в слове “старик” А
    • Первая буква в слове “старуха” С
    • Первая буква в слове “невод” Н
    • Седьмая буква в слове “золотая” Я


    III

    . Сообщение темы урока.

    Учитель.

    Какое получилось слово? Над каким
    жанром литературы мы будем сегодня работать?

    Учитель.

    Посмотрите на выставку книг, которую
    мы оформили к сегодняшнему уроку. Кто автор всех
    этих произведений.

    Сегодня мы познакомимся с басней Ивана
    Андреевича Крылова. Давайте прочитаем эпиграф к
    уроку.

    Слайд 1.

    “Люблю, где случай есть, пороки пощипать…”
    И.А.Крылов.

    Учитель. Посмотрите на портрет писателя,
    каким он вам представляется по характеру. (Добрый,
    умный и т.д.)

  • Давайте прочитаем текст на стр.102 учебника. Что
    нового узнали о баснописце?
  • Каким он был человеком? (Трудолюбивым, любил
    учиться)
  • Что удивило вас в этом сообщении? (Начал учить
    греческий язык в пятьдесят лет и за два года
    овладел им в совершенстве)
  • Слайды 2-4.

    Учитель

    . Вспомните, какие произведения писал
    И.А.Крылов. (дети называют известные им басни
    Крылова)


    IV. Работа с иллюстрациями к басням.

    Учитель

    . Рассмотрите рисунки. Вспомните
    названия басен. Расскажите, что перепутал
    художник?

    Слайд 5.

    V. Постановка цели урока.

    Учитель.

    Что такое басня? (Небольшое
    произведение, написанное стихами или прозой, в
    котором высмеиваются недостатки людей –
    хитрость, жадность, глупость, лень и др. В баснях
    обычно действуют животные, в которых мы легко
    узнаем людей и их пороки. Басня начинается или
    заканчивается моралью – выводом, поучением, в
    котором объясняется смысл басни)

    Слайд 6.

    Учитель.

    На какой жанр литературы похожа
    басня? (На сказку)

    Что у них общего, чем отличаются?

    Учитель

    . Прочитайте, что написано на слайде,
    только справа налево, так как подписывал свои
    басни И.А.Крылов. (тренировка произвольного
    внимания)

    КАР И АКУЩ, ЬДЕБЕЛ

    Слайд 7.

    Ответы детей.

    Учитель.

    Правильно, сегодня мы прочитаем
    басню И.А.Крылова “Лебедь, Щука и Рак”. Будем
    учиться находить в басне мораль-поучение.

    VI. Изучение нового материала.

    1. Актуализация знаний.

    Слайд 8.

    Учитель.

    Посмотрите на слайды. Что общего у
    всех этих животных? (Они живут в воде)

    2. Чтение басни подготовленным учеником.

    3. Первичная проверка понимания прочитанного.

    Учитель

    . Понравилась ли вам басня?

    • Что заставило вас улыбнуться? (Герои не смогли
      сдвинуть воз)
    • Каким был ваш смех? (Добрым, не злым)
    • Что узнали из басни? Какое событие описывает
      Крылов?
    • Есть ли незнакомые слова в басне? Объясните их
      значение.

    (Лад, поклажа, воз, впряглись, ныне).

    Слайд 9.

    VII. Физкультминутка.

    VIII. Закрепление изученного.

    1. Выборочное чтение.

    Учитель

    . Прочитайте басню. Ответьте на
    вопросы словами из басни.

    Слайд 10.

  • Что однажды задумали сделать Лебедь, Щука и Рак?
    (Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей
    воз взялись.)
  • Как они старались выполнить работу? (Из кожи
    лезут вон)
  • Получилась ли их затея? (А возу всё нет ходу)
  • Найдите слова, которые помогают увидеть образ
    каждого героя. (“Лебедь рвется в облака” – он
    стремительный, упрямый, быстрый; “Рак пятится
    назад” – он неповоротливый, нерасторопный, идет
    назад; “Щука тянет в воду” – настойчиво
    выполняет свое дело).
  • Есть ли в басне слова, которые подсказывают,
    что воз можно было бы свезти? (Товарищи, поклажа
    легка)
  • Слайд 11.

    Учитель.

    Посмотрите на следующий слайд и
    подумайте:

    Что главного не сделали герои басни: не спели
    вместе; не договорились, как они будут
    действовать;
    не пригласили на помощь кого-то
    более сильного?

    2. Словарная работа.

    Учитель

    . Замените своими словами выражения
    из басни:

    Слайд 12.

  • “Из кожи лезут вон” – очень стараются.
  • “А воз и ныне там” – воз стоит на прежнем
    месте.
  • “А возу все нет ходу” – герои не сдвинули воз
    с места.
  • 3. Выразительное чтение басни.

    Учитель. Давайте прочитаем басню выразительно.

    • С каким настроением вы будете читать басню?
    • Какое чувство вызывают у вас герои этой басни? (Сожаление,
      что друзья должны были договориться, как вместе
      свезти воз).
    • Как автор относится к своим героям? (Он
      сожалеет, что в товарищах нет согласья)
    • Для чего и зачем И.А.Крылов написал эту басню? (Баснописец
      подсказывает нам, как нужно поступить в этой
      ситуации; учит видеть недостатки, учиться на
      чужих ошибках)

    4. Работа над моралью басни.

    Учитель

    . Давайте найдем мораль – поучение,
    т.е. главную мысль басни. (Когда в товарищах
    согласья нет, на лад их дело не пойдет)

    Слайд 13.

    Учитель

    . Посмотрите на слайд, скажите, какое
    выражение из басни стало крылатым?

    Да только воз и ныне там.

    Учитель

    . Когда так говорят? (Ответы детей)

    IX. Викторина по басням И.А.Крылова
    “Крылатые слова”.

    Слайды 14-16.

    Учитель

    . Многие выражения из басен дедушки
    Крылова стали “крылатыми”. Мы часто их
    произносим, даже не задумываясь, что эти слова
    впервые произнесли герои Крылова. Вспомните, их и
    назовите басни, из которых взяты эти строчки.

    • “У сильного всегда бессильный виноват” (Волк
      и Ягнёнок)
    • “Сильнее кошки зверя нет” (Мышь и Крыса)
    • “А Васька слушает да ест” (Кот и Повар)
    • “Видит око, да зуб неймёт” (Лисица и Виноград)
    • “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье” (Квартет)
    • “Да только воз и ныне там” (Лебедь, Щука и Рак)

    Учитель

    . Приведите примеры из жизни, которые
    соответствуют данным выражениям.

    X. Итог урока.

    Слайды 17-18.

    Учитель.

    В г. Санкт – Петербурге в Летнем
    саду, где любил гулять дедушка Крылов, стоит
    памятник великому баснописцу работы скульптора
    П.Клодта. Пьедестал памятника украшают фигурки
    героев басен Крылова.

    Учитель.

    С каким произведением великого
    баснописца мы сегодня познакомились?

    • Что такое басня?
    • Для чего и зачем нужно изучать басни? (чтобы
      избавляться от своих пороков)

    Слайд 19.

  • Так какие же пороки любил “пощипать”
    И.А.Крылов? (глупость, лень и т.д.)
  • Как вы оцениваете свою работу на уроке? (рефлексия
    своих действий, дети показывают изображение
    “веселого” или “грустного” человечка)

  • XI. Домашнее задание.

    1. Самостоятельно прочитать басню “Стрекоза и
      Муравей”, найти мораль басни.
    2. Подготовиться к выразительному чтению басни.

    Использованная литература.

  • И.А.Крылов. Басни. – М.: Детская литература, 1965.
  • Литературное чтение. Учебник для 2 кл.нач.шк. В 2
    ч. Ч.1 /Сост. Л.Ф.Климанова и др. – М.: Просвещение,
    2009.
  • Кутявина С.В., Гостимская Е.С., Байкова М.И.
    Поурочные разработки по литературному чтению:2
    класс, – М.:ВАКО, 2007.
  • Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
  • Следующий: