И. А. Крылов. Басня Ворона и Лисица. 4–5-й классы

Цели:

  • познакомить учащихся с основными фактами из жизни И.А.Крылова, проанализировать басню, рассмотреть особенности её композиции, выделить мораль;
  • развивать навыки анализа художественного произведения, мышление, речь учащихся;
  • воспитывать умение распознавать лесть и отрицательное отношение к ней.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Подготовительная работа.

Работа по группам:

1 группа — рассказ об авторе басни с использованием дополнительной литературы; материалов, найденных дома (приложение № 1)

2 группа — подготовка ответов на вопросы об особенностях жанра басни:

-Какое художественное произведение называется басней?

Басня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера.

-Кто является её действующими лицами?

Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.

-Что такое мораль басни?

В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль.

3 группа – найти значение непонятных слов (используются толковые словари):

Лесть – лицемерное, угодливое восхваление.

Льстить – хвалить из корыстных побуждений.

Льстец – льстивый человек.

Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжело на что-то высокое

4 группа – подготовить выставку рисунков по материалам прочитанных басен (приложение № 2)

Викторина по материалу прочитанных басен (приложение №3 — у автора)

1.Кому из героев басен И. А. Крылова принадлежат данные вещи:

Очки, зеркало, ноты. («Мартышка и очки», «Квартет»)

2. -Кого «по улицам водили, как будто напоказ»? (Слона)

-Куда попал волк «ночью, думая залезть в овчарню»? (на псарню)

-Кто «слушает да ест»? (Васька)

3.-Найди свою пару. Прослушав начало крылатого выражения, учащиеся должны быстро отыскать продолжение.

-Оглянуться не успела — Как зима катит в глаза

-Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье—А вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь

-За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха—За то, что хвалит он кукушку. (Записать на доске)

III. Основная часть.

  1. Прослушивание записи басни.(использование фонохрестоматии)
  2. Уточнение структуры и композиции басни.

На доске

  • Завязка
  • Развитие действия
  • Кульминация
  • Развязка

- На сколько частей можно разделить данную басню?

Учащиеся делят басню, обосновывая деление. (Три части)

Работа по группам.

4. Анализ содержания басни.

- Какой момент вы считаете началом описанного случая, то есть завязкой действия? Прочитайте.

- Когда действие достигло наивысшего момента своего развития? Докажите текстом.

-Прочитайте развязку действия.

-Что же является основным стержнем в развитии действия? (льстивая речь Лисицы, от которой у Вороны вскружилась голова)

-Докажите, что лесть Лисицы всё больше и больше возрастала, а Ворона всё больше и больше поддавалась льстивой похвале.

- Почему Лисица так хвалит Ворону?

-Как автор подчеркнул, что на самом деле Ворона не такова?

-Прочитайте строчки и выделите слова, наиболее ярко передающие это несоответствие. (На ель Ворона взгромоздясь и т.п.)

- Какой вы представляете себе Лисицу, читая эту басню?

-Какова Ворона? (Глупа, доверчива, любит лесть.)

- Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (Ворона любила лесть. Лисица умела льстить.)

- Какова основная мысль басни? (Того, кто любит лесть, легко обмануть лестью)

- Кого осуждает И.А. Крылова в своей басне? (И того, кто льстит, и того, кто любит лесть.)

-Прочитайте первые четыре строчки басни. Как понимаете смысл первой строчки: «Уж сколько раз твердили миру? (Много раз повторяли людям одно и то же)

-Замените другими словами выражение лесть гнусна. (незаслуженная похвала отвратительна)

- «Но только всё не впрок». А как можно сказать иначе? (всё не на пользу)

-Что значат слова: «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»? (Льстивый человек сумеет привлечь другого человека на свою сторону.)

-Передайте смысл первых четырёх строк своими словами.

-А теперь сравните, как об этом же сказал автор басни. (Мысль выражена чётко, образно. В первых четырёх строках автор выразил самое главное.)

- Прочитаем всю басню в лицах.

- Если вы встретите людей, которые льстят, т. е. незаслуженно хвалят кого-либо, ради своей личной выгоды, кого из персонажей басни они вам напомнят?

IV. Итог урока.

Какова же мораль данной басни?

Рассматривание иллюстраций.

V. Домашнее задание.

Выучить басню наизусть или составить рассказ из жизни, напоминающий сюжет басни.

Аудиофайл с басней.

Следующий: