И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа Кавказ. Представление о счастье и несчастьях героев рассказа


Цель: определить суть рассказа И.А. Бунина
“Кавказ”.

Задачи:

1) охарактеризовать героев, их поступки;

2) определить характер их взаимоотношений;

3) установить причины непонимания между
героями;

4) выявить представления о счастье и несчастьях
героев рассказа.

Оборудование:

учебник-хрестоматия (ч. II, 2003 г,
стр. 55-61).

Словарная работа:

“любовный треугольник”,
“украденное счастье”, “двойственность любви”,
“трагедия любви”.

Ход урока

I. Ситуация вызова.

1. Сегодня мы продолжим наш разговор о счастье, о
том, что значит быть счастливым.

Давайте вспомним, в чем смысл рассказа А.П.
Чехова “О любви”?

(Философский смысл рассказа проявляется в
возвышении любви как чувства, перед которым все
другие рассудочные соображения оказываются
мелкими и незначительными. Герои оказались в
плену обычных и сковавших их душу представлений
о любви).

2. Учитель.

Тема нашего урока

– И.А.Бунин. Слово о
писателе. Проблема рассказа “Кавказ”. Представления
о счастье и несчастьях героев рассказа.

Цель урока

– определить суть рассказа И.А.
Бунина “Кавказ”.

– Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем
делать на уроке, чтобы добиться поставленной
цели?

1) охарактеризовать героев, их поступки;

2) определить характер их взаимоотношений;

3) установить причины непонимания между
героями;

4) выявить представления о счастье и несчастьях
героев рассказа.

Это будут задачи нашего урока.

II. Реализация смысла

Работа в тетрадях с таблицей.

– С произведениями Бунина вы встречаетесь с 5
класса уже третий раз.

– Что вы знаете о жизни Ивана Алексеевича
Бунина? (Устно)

– Что вы знаете о творчестве Бунина (запись в 1
графу таблицы)

(Показ портрета И.А. Бунина. Приложение)

Таблица 1


Знаю о Бунине Узнал новое о рассказе
“Кавказ”
Хочу узнать подробнее об
историзме Бунина
Стихотворение “Родина”. Это
состояние души поэта, переданное через описание
природы: тончайшие и выразительнейшие
подробности, детали, оттенки.
Рассказ “Кавказ” о любви.
Проблема взаимопонимания взрослых в момент
наивысшего эмоционального состояния –
состояния любви.

Любовь не только большое
счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство,
которое очень часто приносит страдание и боль.

“Косцы” (1921 г, Париж. Напечатан в
альманахе “Медный всадник” в Берлине. Бунин
неоднократно редактировал его). “Косцы”
рассказывают о впечатлениях автора от встречи с
родной природой, песнями[1].
“Цифры” рассказывают о жизни и
характерах взрослых людей и детей, их
взаимоотношениях. Должно быть взаимопонимание.
“Лапти” помогают осмыслить
необходимость сострадания, великодушия.
Посвящён теме взаимоотношения взрослых и детей.

– Что роднит все эти произведения И.А.Бунина?
(Они о любви, о взаимоотношениях между взрослыми
и детьми).

– О чём рассказ Бунина “Кавказ”? (О любви).

– Какую проблему поднимает автор в рассказе?

(Проблему взаимопонимания взрослых в момент
наивысшего эмоционального состояния –
состояния любви).

– Докажем, что любовь – большое счастье,
выпавшее на долю человека, но и чувство, которое
очень часто приносит страдание и боль. При
доказательстве будем исходить из самого текста
бунинского рассказа по плану: героиня – герой –
муж; портрет – поступки – пейзаж.

Таблица 2


Портрет Пейзаж Поступки
Героиня 1. Чтение.

Она была бледна
прекрасной бледностью любящей взволнованной
женщины, голос у неё срывался

2. Вуалька.

- О чём говорит эта деталь?

- Почему она, войдя в купе даже не поцеловала
героя?

(Она обманывает мужа, скрывает, таит свою
любовь, бежит с любовником, чтобы быть вместе с
ним)

7. В Москве шли холодные дожди,
было грязно, сумрачно, мокро – точно также на
душе у героини: смятение, ложь.

8. Мы нигде не
видим, чтобы герой настаивал на её полном разрыве
с мужем. Он поощрял её ложь.

9. Докажите, что даже когда им удаётся
остаться одним, в их любви была не только радость,
но и тревога?

Чтение эпизода.



“Когда жар спадал” до “глядя на них” [2]

- Почему так ведёт себя героиня?

(“Закрывала лицо газовым шарфом и плакала; из
духана слышался глухой стук в барабан. Вопль всё
одной и той же бесконечной песни..;стая чекалок”
просилась к нам…)

- О чём говорят эти детали?

10. Вспомните.

“После бала” Толстого – визгливая мелодия –
картина наказания)

Радость омрачена неизбежностью возвращения в
нелюбимый московский дом.

Вывод.

Героиня любит, но радость омрачена
многим: приходится врать мужу, возлюбленный не
настаивает на полном разрыве с мужем, муж
застрелился из-за её измены.

Грустная история!

3. Она была у меня за эти дни всего
3 раза, входила поспешно, со словами:

- Я только на
одну минуту. (Обманывала себя!)

4. Спешила обнять меня. (Любит, скучает!)

5. Бледнела, когда герой говорил, что он будет с
ней у тропического моря, в горных джунглях.

- Почему она бледнела?

(Не знала, что будет с ней после возвращения с
юга, как поведёт себя муж, к которому она больше
не чувствует любви, что с ней будет дальше.

Есть понятие “украденное счастье”.

6. — А могло бы с героями сложиться так, как в
рассказе А.П. Чехова “О любви”?

(Да, если бы героиня скрывала свои чувства, то не
было бы и этих моментов счастья. У героев Чехова
счастье прошло мимо).

Герой 1. Нет портрета, важны его
поступки!
5. Покой, она часто плачет при
нём.

Смотрите:

природа вечна, прекрасна,
великолепна, а любовь не была полной.

6. Влюблённая женщи на всё это переживала
острее, ей хотелось продлить счастливые дни.

2. Воровски остановился, жил
томительно, затворником, от свидания до свидания
с нею.

- Какие слова вы выделите?

3. Почему он испытывал жалость и восторг,
когда она спешила поднять вуальку и обнять его?
(Ради него скрывается, готова сбежать с ним)

4. Придумывает план побега.

-Почему можно догадаться, что его предложил
герой-любовник?

(Она говорит:

- Ради Бога. Будьте терпеливы!

“Жил когда-то возле Сочи, молодой, одинокий.

- О чём говорят эти определения

Вывод. Можно засомневаться, а так
ли уж сильно он её любил?

Романтическая история!

Муж 1. Высокая фигура, офицерский
картуз, держал её под руку.

- Деталь
“хозяйственно вошёл в него вместе с нею”.

- Как вы это понимаете?

Любит её, заботится о ней, но нет свободы.

Нет, только сказано: “купался в
море” – не до чего.
2. Её измена стала крахом жизни,
не пережил, до последнего надеясь на её
возвращение к хозяину…

Понятие
двойственность любви:

одним она приносит
счастье, другим – боль.

3. Чтение про угрозу:

- Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою
честь, честь мужа и офицера.

4. Как эта фраза характеризует его?

(Самолюбивый, жестокий, честолюбивый офицер,
угрожал ей и выполнил свою угрозу: застрелился.)

5. — Любил ли он её?

Конечно, он любил её, но, узнав об измене, свёл
счёты с жизнью. Но не молча, а с вызовом,
театрально, чтобы ей было больно.

6. А.С. Пушкин “Я вас любил”: “… как дай вам Бог
любимой быть другим”.

Вывод.

Любил, а доставил ей боль и страдания.

Трагическая история!

– Виноват ли кто из героев в разыгравшейся
трагедии?

(Нет, любовь не только большое счастье, выпавшее
на долю человека, но и чувство, которое очень
часто приносит страдание и боль).

– Почему такое произошло с героями?

(Нет взаимопонимания в любви: муж-жена,
героиня-любовник).

– Можем ли мы осуждать героев рассказа?

– А осуждает ли кого из них автор?

(Он только изображает ситуацию, которая
произошла с героями, а читатель должен сам
разобраться).

– В чём же суть рассказа “Кавказ”?

(Любовь не только большое счастье, выпавшее на
долю человека, но и чувство, которое очень часто
приносит страдание и боль).

– Запишите во 2 графу таблицы ваше мнение о
рассказе “Кавказ”.

III. Рефлексия

– Можем ли мы сделать вывод, что Бунин –
замечательный русский писатель?

– (Написал много произведений, в которых
поднимает разные проблемы, изображает разных
героев, показывает их поступки и чувства, не даёт
оценок, а заставляет читателя думать,
сопереживать).

IV. Задание на дом:

1. Историзм Бунина, вопрос № 2, стр. 61. Заполнить 3
графу таблицы.

Список литературы

1. Коровина В.Я. Литература: 8 кл.: Метод. советы.
М.: Просвещение, 2002. С. 86.

2. Литература. 8 кл. Учеб.-хрестоматия для
общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. М.:
Просвещение, 2003. С. 60.




Следующий: