И. А. Бунин Листопад. Урок русской литературы в 6-м классе

Цели урока:

  • пробудить у учащихся интерес к произведениям
    Бунина; научить учащихся видеть, слышать,
    чувствовать автора лирического произведения;
  • пробудить чувство радости от знакомства с
    поэмой Бунина.

Оборудование:

  • портрет И.А.Бунина, картина Левитана “Золотая
    осень”,
  • эпиграф к уроку “Я вижу, слышу, счастлив. Все во
    мне”,
  • книжки А.И.Куприна “Ю-Ю”, “Чудесный доктор”,
    “Белый пудель”.

Ход урока

1. Слово учителя. На прошлом уроке мы читали
рассказ Куприна “Бонза”, выяснили, что это
произведение о людской несправедливости и какую
память она оставляет в человеке. Вы привели много
примеров из своей жизни. Давайте, напишем рядом
имена А.И.Куприн и И.А.Бунин.

Чем они созвучны?

(Учащиеся называют инициалы, фамилии короткие,
созвучные).

Они были современниками, т.е. жили почти в одно и
то же время, когда случилась в России революция,
которая разделила писателей на два фронта.
Многие уехали за границу. В том числе Куприн и
Бунин. Куприн вернулся на Родину, но умер спустя
год. А Бунин прожил в эмиграции 33 года. Он первый
нобелевский лауреат по литературе из русских
писателей — значит, получил всемирное признание.

Основная тема поэзии Бунина — русская природа. В
его стихотворениях даны яркие, волнующие картины
природы.

2. Сегодня познакомимся с его поэмой
“Листопад”. И постараемся проследить, что же
увидел и услышал в осеннем лесу автор.

Посмотрим на картину Левитана “Золотая
осень”.

- Почему называется “Золотая осень”?

- Какие краски преобладают? (золотая — эпитет).

- Чем рисует художник? (красками).

- Что-нибудь услышать можно?

3. Словарная работа.

Терем — дворец (показывается фото теремного
дворца Московского Кремля).

Лиловый — фиолетовый, сиреневый.

Багряный — темно-красный.

Лазурь — синева (светло-синий цвет).

Пурпурный — ярко-красный.

4. Чтение текста учителем.

5. Ответить на вопросы:

- О чем это стихотворение?

- На какие части можно разделить?

- Что помогает нам зрительно представить
картину осени, её звуки, запахи?

- Каких частей речи больше употреблено? Почему?

Что вы видите? — терем расписной?

Что чувствуете? — запах.

Что слышите? (шуршанье, щебет птиц).

Что ощущаете? (тишину).

Как этого добился автор?

У него свои особые поэтические слух, зрение,
вкус, обоняние. Все свои чувства он передает
через слова. Немаловажную роль играют
прилагательные, слова в переносном значении
(эпитеты, метафоры), сравнения, олицетворения.
Бунин рисует словами, как художник красками.
Почему это у него получается?

- От любви к природе и от радости бытия. Он
счастлив от этого.

6. Чтение поэмы учащимися.

7. – Что вы узнали? Бунин – художник слова.

- Что увидели? Красочную картину осени,
нарисованную словами.

- Какое чувство вызвало это произведение ?
(радость, легкость, тоску по осени).

8. Домашнее задание. Выписать по столбикам слова
из поэмы, обозначающие цвет, звук, запах.

Следующий: