И. А. Бунин. Кавказ. Мастерство Бунина-прозаика. 8-й класс


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (25,55 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи урока:

Образовательная:

  • расширить представления учеников о личности и
    творчестве И.А. Бунина;
  • показать особенности творческой
    индивидуальности писателя;
  • формировать умение работать с художественной и
    справочной литературой;
  • развивать навыки анализа текста.
  • Развивающая:

  • формировать умение работать с информацией,
    представленной в электронном варианте;
  • формировать практические навыки поиска
    информации в сети Интернет;
  • формировать навыки создания мультимедийной
    презентации для предъявления итогового продукта
    в классе.
  • Воспитательная:

  • стимулировать познавательный интерес и
    поисково-исследовательскую деятельность
    восьмиклассников;
  • формировать личностные качества: быстро и
    слаженно работать в группе.
  • Технические средства:

    персональный
    компьютер, мультимедийный проектор; программные
    средства Microsoft Word, Microsoft PowerPoint.

    Технология

    : метод проектов

    Ход урока

    I. Актуализация. Погружение в проект.

    (Слайд
    №2)

    Ясная Поляна… В роще гуляют двое.
    Один… в тёплом пальто, ему уже за 70. Он подходит к
    берёзкам, ласково гладит их стволы и неожиданно
    говорит своему спутнику: “Недавно прочитал я
    где-то стихи:

    Грибы сошли,
    но крепко пахнет
    в оврагах сыростью грибной…”

    И восклицает: “Очень хорошо, очень
    верно!” Это Лев Толстой, спутник его – Максим
    Горький. А стихи, которые понравились Толстому,
    написал Иван Алексеевич Бунин. Бунин всю жизнь
    преклонялся перед талантом Толстого, и сам
    обладал толстовской зоркостью, силой
    изобразительности. Как писал Б. Зайцев, он имел
    “почти звериный глаз, нюх, осязание”.

    (Слайд № 3) И.А. Бунин почетный
    академик Российской Академии Наук, был дважды
    награждён Пушкинской премией, в 1933 году стал
    первым из русских писателей лауреатом
    Нобелевской премии. Это было мировое признание
    таланта И.А.Бунина и русской литературы в целом.

    – С какими произведениями И.А. Бунина
    вы знакомы? (слайд №4)


    II. Определение предмета исследования .

    (слайды №5)Сегодня необычный урок,
    а урок– исследование, мы впервые попробуем
    реализовать учебный проект “И.А. Бунин.
    Мастерство Бунина-прозаика (По рассказу
    “Кавказ”)»

    – Определим предмет нашего
    исследования? Что подлежит изучению?

    – Какие вопросы хотите задать к теме
    проекта?


    III. Формулировка проблемы.

    (слайд № 6)

    – Сформулируйте главный вопрос, на
    который надо дать ответ, и вопросы подтемы урока.
    Основополагающий вопрос, на который мы должны
    получить ответ:

    Кто такой мастер?

    (слайд № 7)

    Проблемные вопросы учебной темы:

    • Обладает ли И.А. Бунин творческой
      индивидуальностью как писатель-прозаик?
    • Является рассказ И.А. Бунина “Кавказ” образцом
      художественной прозы?

    Вопросы учебной темы: (слайд № 8)

  • Как жизнь писателя повлияла на создание цикла
    “Темные аллеи”, в который входит рассказ
    “Кавказ”?
  • Почему автор уделяет пейзажу такое большое
    внимание? Какую роль играют картины природы в
    рассказе “Кавказ” и как они отражают чувства
    героев?
  • Какой теме посвящен рассказ “Кавказ”? Каким
    настроением он пронизан?
  • Кто виноват в трагедии, которой завершается
    текст рассказ?
  • Какие средства художественной выразительности
    использует автор в произведении?
  • Какой “звук” мог явиться истоком рассказа
    “Кавказ”?
  • Проект поможет дать ответы на поставленные
    вопросы.

    IV. Выдвижение гипотезы.

    (слайд № 9)

    Попробуем предположить, за какие
    характерные признаки творческой
    индивидуальности Бунина считают мастером прозы?

    (Новеллист, тонко чувствующий русскую
    природу, умеющий передать тончайшие чувства
    человека, обладающий силой воображения и ярким,
    лаконичным стилем: “ничего лишнего”.)

    Предлагаю сформировать следующие
    группы: биографы, теоретики, литературоведы,
    критики. Ознакомьтесь, чем будут заниматься
    группы, над каким материалом работать, какой
    продукт они могут подготовить (слайды №10-15.)

    Что нам предстоит сделать? (слайд
    № 16)

    – Распределите роли в группе и
    спланируйте свою деятельность по решению задач
    проекта, заполнив дневник проекта (слайд № 17):

    • “генератора идей”– тот, кто придумывает;
    • “эрудит” – тот, кто много знает;
    • “критик”– тот, кто сомневается, проверяет и
      перепроверяет.

    – Подумайте, что может быть продуктом
    группового проекта? (слайд № 18-19)

    1. Группа “Биографы” – компьютерная
      презентация “Жизнь и творчество И. А.
      Бунина”.
    2. Группа “Теоретики” – тест по рассказу И.А.
      Бунина “Кавказ”.
    3. Группа “Критики ” – статья Пейзаж –
      средство изображения чувств и переживаний
      героев”.
    4. Группа “Критики” – статья “Тайна любви
      в рассказе И. А. Бунина “Кавказ”.
    5. Группа “Литературоведы” – статья “Изобразительно-выразительные
      средства в рассказе И.А. Бунина “Кавказ
      ”.


    V. Исследование.

    (слайды № 20-24)

    В течение 7 дней вы работаете над проектом.

    – Распределите обязанности в группе.

    – Заполняете по ходу работы над проектом
    индивидуальный дневник проекта.

    – Формулируете ключевые положения проекта.


    группа

    Деятельность учащихся

    Биографы

    Теоретики (тест)

    Критики (1)

    Критики (2)

    Литературоведы

    Распределяют обязанности.

    Разрабатывают
    план работы группы.

    Выбирают форму презентации результатов работы.

    Реализуют собственный план работы.

    Изучают теоретический материал и применяют их
    при реализации проекта.



    Готовят и репетируют презентацию.


    VI. Представление результатов исследования.
    Защита проекта (второй урок)

    (Слайды № 26-27).

    Мы завершаем проект “Мастерство
    Бунина-прозаика” и должны ответить на
    проблемные вопросы темы:

    • Почему И.А. Бунина считают мастером прозы?
    • Обладает ли И.А. Бунин творческой
      индивидуальностью как писатель-прозаик?
    • Является ли рассказ Бунина “Кавказ” образцом
      художественной прозы?

    Каждая группа демонстрирует свой
    продукт проекта. Расскажите о своей проектной
    деятельности, с какими трудностями столкнулись в
    ходе работы над проектом, какие идеи возникали,
    как преодолевали возникшие затруднения.

    (Слайды № 28-29) Другие группы
    слушают, делают записи в тетради, если это
    необходимо, оценивают работу групп по следующим
    критериям, используя пятибалльную систему.
    Распределите роли в группе, вы должны выставить
    среднюю оценку каждой группе по каждому
    критерию. Группе предоставляется 5 минут на
    защиту проекта.

    Учитель

    (слайды № 30-33): Каким
    человеком был И.А. Бунин? О чем думал, почему его
    волновало то, о чем он писал, как сложилась его
    жизнь, и почему его произведения живы и актуальны
    сегодня? Ответы на эти и другие вопросы нам дадут
    Биографы”.

    Учитель

    (слайды № 34): Ключевой
    темой творчества писателя стала тема любви,
    осмысление её скрытой природы. Традиционно в
    русской литературе любовь показывалась как
    сердечная привязанность, полная боли и радости,
    тоски и блаженства, причём отдавалось
    предпочтение изображению чувственной, духовной
    любви, нежели плотской.

    – Какова же тайна любви в рассказе
    “Кавказ”?

    – Кто виноват в трагедии, которой
    завершается текст рассказа? Слово
    предоставляется группе “Критики”.

    Учитель

    (слайд №35): “Всякая любовь –
    великое счастье, даже если она не разделена” – в
    этой фразе пафос изображения любви Буниным.
    Почти во всех произведениях на эту тему исход
    трагичен. Именно потому, что любовь оказалась
    “украденной”, она не была полной и привела к
    трагедии. Бунин размышляет о том, что счастье
    одного может привести к трагедии другого.

    Учитель

    (слайд №36): Бунинский
    подход к описанию этого чувства несколько иной:
    любовь в его рассказах более откровенная,
    обнажённая, а порой даже грубоватая, исполненная
    неутолённой страсти. Проблема рассказа
    “Кавказ”: любовь – это необыкновенная сила.
    Любовь не только большое счастье, выпавшее на
    долю человека, но и чувство, которое очень часто
    приносит страдание и боль.

    Учитель

    (слайд №37):

    – Какую роль играют картины природы в
    рассказе “Кавказ” и как они отражают чувства
    героев? Почему автор уделяет пейзажу такое
    большое внимание? Ответ на эти вопросы дадут
    критики.

    Учитель

    : Иван Алексеевич Бунин –
    большой мастер слова. Поэтические описания
    природы в его рассказах гармонично вплетаются в
    сюжетную линию, а концовка всегда
    непредсказуема. Чувства героев раскрывалось на
    фоне великолепной, прекрасной и экзотической
    природы, символизирующей вечность,
    неисчерпаемость жизни. На фоне природы они
    становились более яркими. Но рядом с этим
    возвышающим душу чувством постоянно ощущалась
    тревога, тревога от того, что само их счастье было
    временным, непрочным, зыбким и хрупким перед
    лицом бессмертной и могучей природы.

    (Слайды № 38-39)Описание природы
    Кавказа занимает значительную часть рассказа.
    Южный пейзаж соответствует настроению героев, но
    дает понять, что герои оказались здесь случайно и
    ненадолго. Покой и красота природы – явно
    недостижимый для героев идеал: “еще две-три
    недели – и опять Москва!”. Перед описанием
    трагической развязки – последняя картина
    природы, предвещающая эту развязку: “Иногда по
    ночам надвигались с гор темные тучи, шла злобная
    буря, в шумной гробовой черноте лесов то и дело
    разверзались волшебные зеленые бездны и
    раскалывались в небесных высотах допотопные
    удары грома”.

    Учитель

    (слайд №40):

    – Какие художественно-выразительные
    средства использовал Бунин в рассказе? свой
    проект представляет группа “Литературоведы”.

    Бунин заслуженно считается одним из
    лучших стилистов среди русских писателей рубежа
    веков, его язык ярок, точен и вместе с тем
    поэтичен. По части красок и звуков, “всего того,
    – выражаясь словами Бунина, – чувственного,
    вещественного, из чего создан мир”, литература
    не касалась таких тончайших подробностей
    деталей и оттенков.

    Стилистические фигуры

    Антитеза


    Оксюморон

    (греч.
    “остроумно-глупое”) – это стилистическая
    фигура, состоящая в соединении двух понятий,
    противоречащих друг другу, логически
    исключающих одно другое: горькая радость;
    звонкая тишина; красноречивое молчание.
    Изобразительно-выразительные средства:

    Эпитет

    – …
    Сравнение – …
    Олицетворение – …
    Метафора – …

    Учитель

    Писатель считал для себя
    важным “найти звук” для того, чтобы сложилось
    новое произведение. Какой “звук” мог явиться
    истоком рассказа “Кавказ”?

    Это звук, доносившийся из духана:
    “глухой стук в барабан и горловой, заунывный,
    безнадежно-счастливый вопль как будто все одной
    и той же бесконечной песни”. Ключевое
    определение этого звука –
    “безнадежно-счастливый”, оно соответствует
    чувствам героев.

    Учитель

    (слайд №41): Слово
    предоставляется группе “Теоретики”, которая
    готовила тест по теме проекта.

    Итог

    . Иван Алексеевич Бунин – одно
    из самых ярких имен русской литературы ХХ века.
    Он по праву является мастером прозы, потому что
    прекрасный язык, образность, точность, сила
    воображения, выразительная живописность, тонкий
    психологизм – это лишь некоторые черты его
    творчества, уходящего корнями в русскую классику
    (слайд №42).

    Оцените свою работу, выставите оценку работе
    группе (приложение
    № 1
    );

  • Сдайте индивидуальные дневники (приложение № 2)
    и лист планирования (приложение
    № 3
    ).



  • Следующий: