Групповые творческо-практические работы на уроках природоведения и географии

Главная цель преподавания – не только обучить
учащихся основному содержанию науки, развить
интерес и понимание к изучаемому материалу, но и
сформировать практические навыки для
дальнейшего развития личности.

Для наиболее эффективного метода работы в
школе необходимо выбрать такие формы, при
которых будут в равной степени задействованы все
виды физических чувств восприятия в процессе
обучения. Для выявления наиболее эффективных
каналов восприятия информации мной было
проведено исследование, главная задача которого
определить количество и долю учеников с
выраженными физическими особенностями
восприятия для использования их в обучении.

Предмет исследования — личные физические чувства
в процессе обучения и работы.Актуальность
проблемы заключается в выявлении более
эффективного канала восприятия информации
учащимися и его дальнейшее использования в
педагогической деятельности, с целью
активизации обучения. Инструментарием для
исследования явился Аналитический обзор стиля
обучения (АОСО), разработки самостоятельного
метода оценки восприятия и запоминания, автор
РебеккаЛ. Оксфорд, доктора наук Университета
Алабамы, 1993 г.

Исследования мной школьной группы учащихся
выявили преобладание учеников со слуховым
каналом восприятия (62,06%), тогда как доля
способных воспринимать информацию зрительным
органом чуть ниже (57,24%). Из этого я сделала вывод,
что для эффективной работы по усвоению материала
лучше всего будет создание рабочих групп, куда
войдут учащиеся с различными каналами
восприятия, что поможет ученикам дополнительно
получать информацию друг от друга, лучше усвоить
ее и добиться более высокого результата.
Подтверждением являются высокие оценки за
групповые творческие работы в среднем на 1-2 балла
более чем у 70% учащихся.

В работе я часто использую групповые методы,
как для изучения нового материала, так и для его
закрепления. Самыми популярными являются:
деловые игры, проектная деятельность,
экскурсионный метод, кейс-метод. В группах ребята
работают наиболее эффективно и качественно. Это
объясняется рядом факторов: 1)особенностью
восприятия и прочтения информации,
2)возможностями обсуждения информации,
постановки и решения проблем, 3)коллективной
выработкой и подачей решений, 4)возможностью
сравнительного подведения итогов. Так, выработка
решений требует четких и слаженных действий от
участников, им необходимо не только найти
правильное решение, но и обосновать его или
представить творческую защиту. В подобных
заданиях дается критерий, на который группа
ориентируется в своей работе. Данные критерии
отражают не только глубину знаний по вопросу, но
и развитие способностей и общечеловеческих
качеств (творчество, аккуратность,
пунктуальность и др.). В своей практике я применяю
данные методы с пятого класса, что дает хорошие
результаты. Дополнительной мотивацией в работе
является соревновательный характер подведения
итогов, поскольку оценивается работа группы, а
значит, проводится своеобразный рейтинг
успешности групп, что так же очень важно для
учащихся. Подобные занятия проводятся как в
начале, так и в конце учебного года.

Основными целями подобных работ являются:

  • ознакомление с природными компонентами на
    данной территории (например: изучение почв и
    растительного покрова в природных комплексах
    пришкольного участка, леса, парка и др.);
  • определение взаимосвязей природных
    компонентов в природном комплексе;
  • выявление изменений произошедших в природе
    объекта за период (например: зима, осень, весна,
    или более короткий временной отрезок);
  • прогноз изменений на будущее и разработка
    возможных защитных мер по остановке развития
    негативных изменений объекта;
  • определение антропогенного воздействия на
    природу объекта, его степени, значения и глубины;
  • формирование экологической и природоохранной
    культуры учеников.

На экскурсиях школьники учатся анализировать
наблюдаемые ими местные особенности природы и
хозяйственной деятельности людей, сравнивать
различные географические объекты и территории.
На основе конкретного изучения
причинно-следственных связей географических
явлений и процессов во время экскурсий у
школьников формируется осознание необходимости
бережного отношения к естественным ресурсам.
Экскурсии и практические работы, которые
строятся на изучении, накоплении и использовании
краеведческого материала, содействуют активному
усвоению знаний и формированию практических
умений и навыков.

В ходе выполняемых работ идет сбор и обработка
информации и составление программы возможных и
посильных действий учащихся, их семей и ближнего
окружения по защите среды обитания от
негативного влияния на природные компоненты и
природные комплексы. Итогом выполнения работ и
усвоения материала являются практические
работы, оформленные учащимися, творческие
работы, устный опрос или иная форма проверки
знаний.

Я предлагаю материалы для уроков
природоведения в 5 классе, с использованием
методики групповых творческо-практических
работ, которые позволяют представить
направление и уровень подготовки к географии.


Тема урока: «Осенняя экскурсия».

Тип урока: экскурсия на природу.

Цели, задачи урока:

  • закрепить понятие о теле, веществе, живой и
    неживой природе, фенологических наблюдениях;
  • методом наблюдения установить особенности
    осеннего этапа развития живой природы;
  • формирование внимательного и бережного
    отношения к окружающей среде;
  • выработка навыков и умений наблюдать и
    сопоставлять увиденное, формирование
    творческого подхода к выполнению работ;
  • формирование интереса к естественным наукам.

Оборудование: тетради для записей,
карандаши, бумажные пакеты для гербария,
фотоаппараты, раздаточный материал.

План урока:

1. Ввести понятия фенология и фенологические
наблюдения.
2. Постановка целей и задач на проведение
экскурсии.
3. Проведение вводного инструктажа по технике
безопасности.
4. Организация и проведение экскурсии.
5. Домашнее задание по итогам экскурсии.

ХОД УРОКА

1. Знакомство с понятиями «фенология»
и «фенологические наблюдения», «фенологические
сезоны»

В качестве опережающих заданий классу были
выданы тексты для домашнего изучения, в классе
проводится фронтальный опрос по проверке
усвоения материала.

На доске висят таблички с понятиями:

ФЕНОЛОГИЯ, ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ,
ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ СЕЗОНЫ

2. Постановка целей и задач (цели
висят на доске)

Цель экскурсии – расширить
фактические знания об особенностях окружающей
среды в осенний период развития природы.

Задачи:

  • уметь наблюдать за природой и ее особенностями;
  • выявлять характерные признаки природы и ее
    частей в различных проявлениях;
  • научиться творчески оформлять и
    демонстрировать изученный материал;
  • научиться быстро и слаженно работать в группе.

3. Экскурсия на пришкольный участок

Класс разбить на 4 группы, в каждой группе
выбрать бригадира, художника-оформителя,
биологов, журналистов и ответственного за
презентацию. На каждую группу выдать лист с
инструкциями и заданиями и план пришкольного
участка, с обозначенным на нем маршрутом
экскурсии. Учитель проводит экскурсию по
территории пришкольного участка, показывает и
называет растения (деревья, кустарники, цветы и
травы), произрастающие во дворе школы, вместе с
учениками определяет и перечисляет особенности
развития природы в осенний период. Ученики
записывают основную информацию, фотографируют
или зарисовывают растения, собирают растения для
гербария.

5. Постановка домашнего задания

Домашнее задание прописано в раздаточном
материале, который был выдан на группу (лист
подсказок). Учителю необходимо еще раз напомнить
учащимся об этих заданиях и указать критерии
оценок для их проверки.

На следующем уроке каждая бригада защищает
свой творческий проект: «Лицо-коллаж
пришкольного участка».
Основные критерии
для оценки: (записаны в раздаточном материале).

Раздаточный материал:

1. Информационный лист и основные критерии
оценки.
2. Лист подсказок
3. Задания для группы.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

БРИГАДИР – лицо ответственное за работу всей
бригады, порядок и дисциплину в группе при
проведении экскурсии и работы в целом.
ХУДОЖНИК-ОФОРМИТЕЛЬ – отвечает за оформление и
эстетическую подачу материала, под его
руководством группа создает проект.
БИОЛОГ – отвечает за правильность написания
названий растений и животных, подбирает и
готовит необходимую информацию об изучаемых
объектах живой природы, отвечает за подготовку и
оформление гербария с растениями.
ЖУРНАЛИСТ – отвечает за подбор разного рода
информации (тексты, фотографии, картинки,
музыкальное сопровождение и т.д.), составляет или
пишет тексты, готовит картинки или фотографии
изучаемых объектов, отвечает за подачу
материала.
ОРАТОР – организует и проводит презентацию и
защиту творческого проекта.



ЛИСТ ПОДСКАЗОК

ФЕНОЛОГИЯ – наука о сезонном развитии живой
природы в связи со сменой времен года и
изменениями погоды.

ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ СЕЗОНЫ – части года, границы
между которыми устанавливаются по наступлению
особенно характерных сезонных явлений:

1) предвесенний – время пробуждения небольшого
числа самых ранних видов растений.
2) ранняя весна – время появления и начала
развития листьев большинства деревьев и
кустарников до начала цветения фруктовых
деревьев и ягодных кустарников.
3) разгар весны – до начала цветения озимой ржи на
полях и малины в садах.
4) раннее лето – время максимального цветения
луговых растений и начала созревания первых ягод
до цветения липы мелколистной.
5) полное лето – время созревания ранних плодов и
уборки хлебов, кончается полным созреванием
плодов рябины и началом осеннего пожелтения
листьев берез и лип.
6) ранняя осень – время созревания поздних
плодов, осеннего расцвечивания листьев у
древесной и кустарниковой растительности.
7) глубокая осень – время массового листопада,
кончается полным листопадом и прекращением
вегетации травянистых растений.
8) зима – период покоя растительности.

Задания для группы:

1. Изучить маршрут экскурсии, определить места
стоянок.
2. Собрать максимум информации о растениях и
животных, которые встретятся во время экскурсии
(названия научные и народные, характеристики,
применение их человеком, фотографии, картинки и
рисунки каждого объекта).
3. Собрать материалы для осеннего гербария,
оформить гербарий в виде альбома или коллажа.
4. На листе ватмана подготовить и защитить
творческую работу группы: «Лицо-коллаж
пришкольного участка».

Основные критерии для оценки творческих
заданий:

  • правильность отображения собранной информации
    – 2 балла;
  • образность создания творческого проекта – 1
    балл;
  • уверенная и интересная защита выполненной
    работы, яркая презентация – 2 балла.

Итого: максимально – 5 баллов.


Тема урока: «Весенняя экскурсия».

Цели, задачи урока:

  • повторить и закрепить понятие фенология и
    методах изучения природы, методом наблюдения
    установить особенности весеннего этапа развития
    живой природы, сравнить его с осенними
    признаками;
  • формировать внимательное и бережное отношение
    к окружающей среде, чувства сострадания и помощи
    природе от негативного влияния природного и
    антропогенного воздействия;
  • выработать навыки и умения наблюдать и
    сопоставлять увиденное, формировать творческий
    подхода к выполнению работ, формировать умения
    определять причинно-следственные связи
    природных и антропогенных явлений и их
    последствий.

Оборудование: блокноты для записей,
карандаши, бумажные пакеты для гербария,
фотоаппараты, раздаточный материал на группу,
табличка «БАНК ДАННЫХ».

План урока:

1. Постановка целей и задач для экскурсии,
оформление выставки работ «Банк данных»
(творческие работы по результатам осенней
экскурсии).
2. Проведение вводного инструктажа по технике
безопасности.
3. Организация и проведение экскурсии на
пришкольный участок.
4. Домашнее задание по итогам урока.

ХОД УРОКА

1. Постановка целей и задач для экскурсии(висят
на доске в печатном варианте)

Цели экскурсии:

  • изучить территорию пришкольного участка,
    определить количество деревьев и кустарников
  • на территории пришкольного участка;
  • выявить пострадавшие растения, обозначить их на
    плане;
  • объяснить причины бедственного состояния
    растений на территории;
  • разработать программу помощи пострадавшим
    растениям;
  • подготовить и защитить творческую работу
    «Экологический паспорт пришкольного участка».

2. Проведение вводного инструктажа по ТБ

3. Экскурсия на пришкольный участок

Класс разбить на 4 группы, в каждой группе
выбрать ответственных. На группу выдать листы с
инструкциями, приложениями и заданиями и план
пришкольного участка, с обозначенным на нем
маршрутом экскурсии, а так же вывесить на доске
под рубрикой «Банк данных»
творческие работы учащихся по результатам
осенней экскурсии, для восстановления знаний.
Учитель проводит экскурсию по территории
пришкольного участка, напоминает называния
растения деревьев и кустарников, произрастающие
во дворе школы, вместе с учениками определяет и
перечисляет особенности развития природы в
весенний период, обращает внимание на
повреждения изучаемых растений после зимы.
Ученики записывают основную информацию,
фотографируют или зарисовывают растения и
поврежденные участки, определяют степень и
причины повреждений, собирают растения для
гербария.

4. Домашнее задание

Домашнее задание прописано в раздаточном
материале, который выдается на группу. Учителю
необходимо еще раз напомнить учащимся об этих
заданиях и указать критерии оценок для их
проверки, для удобства рассмотрения
раздаточного материала на доске вывешиваются
материалы листа подсказок и критерии оценки.
На следующем уроке каждая бригада защищает свой
творческий проект: «Экологический паспорт
пришкольного участка».

Основные критерии оценки (висят на
доске и выдаются бригадирам):

  • правильность и четкость отображения собранной
    информации – 1 балл;
  • образность создания творческого проекта – 1
    балл;
  • уверенная, интересная и яркая защита
    выполненной работы – 1 балл;
  • творческий подход к презентации групповой
    работы (проекта) – 1 балл;
  • высказывание собственных мнений и суждений по
    оценке и перспективам изучаемых объектов – 1
    балл.

Итого:максимально – 5 баллов.

Раздаточный материал:

1. Информационный лист (из материалов осенней
экскурсии) и основные критерии оценки.
2. Лист подсказок (из материалов осенней
экскурсии)
3. Задания для группы.
4. Требования к созданию творческого проекта.

Задания для группы:

1. Вспомнить маршрут осенней экскурсии, места
стоянок, названия растений.
2. Собрать максимум информации о пострадавших
растениях, которые встретятся во время экскурсии
(названия научные и народные, их характеристики,
использование человеком, фотографии, картинки и
рисунки каждого объекта, возможные способы
поддержки растений и устранение обнаруженных
травм на растениях), определить фенологический
сезон.
3. Собрать материалы для весеннего гербария,
оформить гербарий в виде альбома или коллажа.
4. В произвольной форме подготовить и защитить
творческую работу группы: «Экологический
паспорт пришкольного участка».

Требования к созданию творческого проекта:

1. Информация о месте нахождения территории.
2. Информация об объектах территории (описание
объектов).
3. Задачи исследования.
4. Результаты исследования (что выявлено в
результате исследования и изучения территории и
объектов).
5. Предложения по выявленным результатам
исследований, личное мнение и отношение к
полученным сведениям (программа посильной
помощи пострадавшим объектам).
6. Творческий подход.
7. Аккуратность и эстетичность оформления работы
8. Список использованной литературы и источников.

Итогом работы является творческая защита
проекта «Экологический паспорт пришкольного
участка», который заслушивается на следующем
учебном занятии. Особо заинтересованные ученики
продолжают работу в летний период, где могут
реализовать свой план помощи пострадавшим
растениям. Для некоторых эта работа является
своеобразным этапом в научно-исследовательской
и проектной деятельности. Подобные работы в
старших классах стимулируют учеников не только к
развитию географической культуры, но и к
самопознанию и самосовершенствованию.




Следующий: