Групповые технологии на уроках географии Калининградская область. 9-й класс

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы проведения урока:

  • беседа;
  • рассказ;
  • практическая работа;
  • самостоятельная творческая работа;
  • работа со статистическим материалом.

Цели и задачи:

  1. Обучающая: знакомство с новыми терминами и понятиями «анклав», «свободная
    экономическая зона»; выяснить особенности ЭГП района; выявить проблемы
    Калининградской области и наметить пути их решения.
  2. Развивающая: уметь оценивать влияние природных условий и ресурсов на
    развитие хозяйства; объяснять особенности специализации Калининградской области;
    делать выводы; продолжить формирование у школьников умений работать с различными
    источниками географической информации.
  3. Воспитывающая: продолжить формирование коммуникативных отношений.

Формы работы: групповая и индивидуальная работа.

Учебно-наглядный комплекс:

  • учебник;
  • атлас;
  • дополнительная литература;
  • раздаточный материал;
  • физическая карта России.

Практическая работа:

  • в контурной карте обвести границы Калининградской
    области, указать основные природные ресурсы, цветными ручками выделить
    промышленные центры;
  • составить проект «Калининградская область – европейская
    зона отдыха».

Ход урока

I. Организационный момент. (1 мин).

II. Актуализация опорных знаний и умений. (3 мин.):

Какие области входят в состав Северо–Запада? Покажите по карте.

По какому показателю Северо–Западный район является «самым выдающимся» в
России? (S = 212 тыс. кв. км. – самый маленький, 86 % — доля городского населения –
самая большая в России).

III. Нацеливание. Мотивация. (3 мин).

Тема сегодняшнего урока – Калининградская область (запись в тетрадь). Обычно
эту область не включают в состав какого – либо экономического района РФ и
статистические данные по ней даются отдельно. Именно поэтому, мы рассматриваем
Калининградскую область отдельно.

Цель нашего урока: выяснить, почему главный ресурс области – это её
экономико–географическое положение.

IV. Изучение нового материала. (25 мин).

1. Знакомство с ЭГП области.

Калининградская область – самая западная область России (показ по карте).
Открыли атласы. Нашли эту область. С какими странами граничит область? (Литва,
Польша). Каким морем омывается? (Балтийским – бассейн Атлантического океана) S =
15 тыс. кв. км. – одна из самых маленьких в России (республика Адыгея –8;
Северная Осетия – 8, т. е. на Северном Кавказе находятся маленькие субъекты РФ).
Работаем с контурной картой (границы, страны – соседи, водные объекты, площадь).
Главный город – Калининград. Несколько слов о нём (сообщение учащегося). Ваша
задача – назвать год основания города, бывшее его название (запись в тетрадь).
Правильное название города можно взять из учебника. Население – 955тыс. чел.
(2002 г.), 77 % — доля городского населения.

Ныне Калининградская область стала анклавом. Анклав – это часть территории
одного государства, окружённая со всех сторон территорией других государств (в
тетрадь).

Она объявлена свободной экономической зоной (СЭЗ). В учебнике найти и
прочитать, что это такое. Кто попробует объяснить это понятие? В тетради запись
это территория, которой предоставлены льготы для привлечения иностранного
капитала, с целью создания высокоэффективного производства.

Область лежит на пересечении многих важных торговых путей. Наиболее
приближена к Западной Европе. Вблизи Калининграда, в г. Балтийске, находится
главная база российского флота. Калининградский порт – незамерзающий порт
Балтики.

Вывод: как видите, Калининградская область – особенная. Вот вы сейчас и
выясните, какими природными ресурсами богата область, какова её специализация,
предложите свои варианты развития области. Работаем в группах.

Задания группам.

I–ая группа.

Международники (специалисты, изучающие экономические связи).

  1. Оцените природные условия и ресурсы области для хозяйственной деятельности
    населения.
  2. Разработайте модель развития Калининградской области на основе расширения
    её контактных функций «Восток–Запад».

II–ая группа.

Статисты.

  1. Объясните, с чем связано развитие главных отраслей специализации
    Калининградской области.
  2. Проанализируйте приложение и на её основе постройте столбчатую диаграмму,
    раскрывающую отраслевую структуру хозяйства Калининградской области.

III–яя группа.

Проектировщики.

  1. Оцените природные условия области для рекреационной деятельности.
  2. Разработайте мини — проект создания в одном из районов Калининградской
    области курорта европейского значения.

Предусмотрите:

  • а) выбор места;
  • б) развитие инфраструктуры (комплекс обслуживания – гостиницы, автосервис,
    услуги);
  • в) транспорт.

В проекте учтите решение возможных экологических проблем.

Физминутка!

IV–ая группа.

Исследователи.

  1. Дайте оценку изменений ЭГП Калининградской области во времени.
  2. Возникновение рыночных отношений в России обусловило создание свободных
    экономических зон, осуществляющих производственную деятельность на основе
    совместного предпринимательства. Развитие свободных экономических зон усиливает
    взаимосвязь национальных экономик, является гарантом мирного сосуществования
    государств. Объясните, чем обусловлено создание свободной экономической зоны в
    Калининградской области. Каковы пути развития свободной экономической зоны?

Вывод: почему главный ресурс области – это ее экономико-географическое
положение? (Морские порты области выполняют важные внешнеторговые функции и
операции по обслуживанию океанического рыболовного флота Атлантики. Это ворота
РФ для внешней торговли со странами Зарубежной Европы).

V. Итог. (5 мин).

По завершении групповой работы учащиеся обсуждают ее
результаты. Выставляются оценки.

  • Каковы особенности ГП Калининградской области?
  • Каковы главные отрасли экономики области?
  • Какие проблемы характерны для экономики этой области в настоящее время?

VI. Домашнее задание. (3 мин).

  1. § 48, знать определения, уметь характеризовать ГП области;
  2. Задания по группам (сообщения):
  • мастера–косторезы;
  • деревянное зодчество;
  • художественная обработка металла;
  • работа с мехом (броши, заколки и другие изделия).

Следующий: