Граф-схема или гипертекст? Гипертекст или граф-схема?

Главная цель урока обобщающего повторения
– воедино собрать знания, полученные при
изучении темы (тем), установить логические связи
и закономерности между изученными определениями
и понятиями, а также обобщить практические
умения и навыки.

В содержание уроков обобщающего повторения,
как правило, включается большой объем
информации.

Эта информация, отдельно включенная в
содержание тем параграфов, подается порциями и
не создает трудностей для запоминания ее
учащимися. Но когда приходится весь объем
связать в общее, то перенасыщенность терминов и
понятий не всегда позволяет выявить и отследить
взаимосвязь между суммой знаний, привести их в
систему, показать соподчинение понятий.

Урок изучения нового материала –

одной из
возможных форм проведения является урок-лекция.
Дидактическая функция такого урока – передача
знаний, сведений. Но на лекции можно не только
передавать знания, можно и организовать
индивидуальное развитие и самостоятельную
деятельность учащихся, через представление
материала в виде схем, таблиц, опор, диаграмм.

На сегодняшний день в методической литературе
предлагается много форм соединения знаний в
систему. Например, такими формами являются
гипертекст, опорно-логический конспект,
блок-схема, граф-схема или другая форма
графического уплотнения информации
(комбинированная когнитивная модель).

В своей педагогической практике на уроках
изучения нового материала и, чаще всего, на
уроках обобщающего повторения я использую
задания, формирующие умения учащихся составлять
граф-схему, блок-схему, на уроках изучения нового
материала использую гипертекст, который похож
внешне на граф- схему. Главное отличие между
этими схемами состоит не в содержании и внешнем
виде, а в методике работы с данной схемой.

Как работать с гипертекстом (он используется на
уроках изучения нового материала) я прочитала в
статье Людмилы Лошаковой, заведующей кафедрой
педагогических инноваций Костромского
областного института повышения квалификации
работников образования, в журнале Народное
образование № 2, 2001 год “Лекция — гипертекст, как
современный метод обучения”.

В этой статье описаны модели уроков, которые
успешно позволяют организовать
целенаправленную передачу учащимся информации и
в тоже время обеспечивают индивидуальное
развитие и самостоятельную деятельность
учащихся. Одной из таких моделей уроков является
лекция – гипертекст. Гипертекст, или “сверх”
текст, отличается следующими признаками:

1. Несет большой объем информации.

2. Содержит достаточно новой информации.

3. Включает научные понятия.

4. Сложен для самостоятельного изучения.

В литературе встречается несколько
определений гипертекста, ни одно из них не
противоречит другому.

Гипертекст – текст, представленный в виде
ассоциативно связанных автономных блоков.

Гипертекст – графическая схема, описывающая
определенный раздел знаний.

Алгоритм работы с гипертекстом (по Л. Лошаковой)
включает: организацию деятельности, озвучивание
гипертекста, структурирование гипертекста,
групповую работу над вопросами, индивидуальное
контрольное задание.

Алгоритм работы с гипертекстом предложенный
Е.В. Савицкой в пособии для учителя “Уроки
экономики в школе” книга 1, включает в себя
следующие этапы: учащимся выдается на руки
графическая схема гипертекста; используя схему и
текст учебника (или подготовленный учителем
другой текст) школьник должен составить рассказ
по изучаемой теме. Схема позволяет быстро
запомнить определения и наглядно проследить все
смысловые связи набора понятий, двигаясь по
стрелкам-связям.

В содержание уроков обобщающего повторения
включаю задание – составить схему (граф-схему
или гипертекст), отражающую взаимосвязь и
соподчинение всех понятий, явлений, процессов
изученных в данном разделе (теме).

На первом

этапе работы с учащимися
перечисляются основные понятия, изученные в
данном разделе (теме). Все понятия записываются
на доске.

На втором

этапе учащиеся выделяют, какие
понятия взаимосвязаны между собой по смыслу и
причинно-следственным связям.

На третьем

этапе показывают, как
взаимосвязаны между собой, отдельные блоки
понятий.

На четвертом

этапе учащиеся приводят примеры
проявления взаимосвязей в жизни или
подготавливают задания по работе с созданной
граф-схемой (гипертекстом).

Главное отличие работы с гипертекстом и
граф-схемой состоит в том

, что на уроке-лекции я
выдаю готовую схему (гипертекст), а на уроке
обобщающего повторения учащиеся сами создают
граф-схему (гипертекст).

Ниже привожу пример
граф-схемы, используемой на уроке обобщающего
повторения по теме “Население России”,
география 9 класс.

Список литературы:

1. А.А. Остапенко и др. Техника графического
уплотнения учебной информации. Педагогические
технологии, № ……….

2. Людмилы Лошакова, “Лекция — гипертекст, как
современный метод обучения”. Народное
образование № 2, 2001 год

3. Е.В. Савицкая, С.Ф.Серегина Уроки экономики в
школе. М.: Вита Пресс,1999.

4. Т.М. Бенькович, Д.Л.Бенькович. Опорные
конспекты в обучении географии. М.: Просвещение,
1995.

5. М.И. Коваленко, А.Г. Пекшева. Справочник
учителя 1-11 классов. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.

Следующий: