Готовность к эффективному межличностному взаимодействию с одаренными детьми

Уильям Глассер писал: “Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него
есть все шансы на успех в жизни”. И мы, педагоги, должны в этом помочь, каждому
ребенку.

В Национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” большое внимание
уделяется новой роли учителя. “Новая школа” требует новых учителей, цитирую
“глубоко владеющих психолого-педагогическими знаниями”, “понимающих особенности
развития школьников … ”.

Организация процесса педагогического взаимодействия педагога и школьников в
учебной деятельности оказывает непосредственное влияние на развитие
индивидуальности, способностей и одаренности субъектов образовательного
процесса. Многочисленные исследования показывают, что педагогическая
деятельность осуществляется через межличностное взаимодействие.

При неэффективном взаимодействии происходит нерезультативная передача знаний,
возникают конфликты, затруднения в общении, что не способствует полноценному
умственному развитию, формированию личности ребенка.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных
детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две
крайние точки зрения: “все дети являются одаренными” – “одаренные дети
встречаются крайне редко”. Сторонники одной из них полагают, что до уровня
одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии
создания благоприятных условий. Для других одаренность – уникальное явление, в
этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Эта ситуация
объясняется тем, что потенциальная одаренность по отношению к достижениям в
разных видах деятельности присуща многим детям, тогда как реальные незаурядные
результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Внесем ясность: “одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни
качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более
высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах
деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок,
который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или
имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде
деятельности” [2, с.5]. Поэтому одной из приоритетных социальных задач
современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и
развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей.

Одаренные учащиеся – особая категория субъектов межличностного
взаимодействия. Социально-психологические особенности одаренных школьников
предъявляют к организации процесса межличностного взаимодействия особые
требования. Именно одаренные дети больше всего теряют из-за несоответствующих
условий обучения; довольно частые конфликты с учителями сопровождаются
отрицательными эмоциями, причины конфликтов часто связаны как с личностными
качествами учителей, так и с их профессиональной подготовкой.

Проведенное исследование в данном направлении подтвердило, что специфика сфер
субъектов общения, педагогов и одаренных учащихся, может вызвать затруднения в
межличностном взаимодействии. На основе результатов исследования была построена
классификация психологических особенностей межличностного взаимодействия
педагогов и учащихся как субъектов образовательного процecca, при водящих к
затруднениям в общении в следующих сферах: эмоциональной, когнитивной,
инструментальной, коммуникативной, мотивационно-потребностной, сфере
межличностных отношений.



Когнитивная, мотивационно-потребностная сферы педагогов и одаренных учащихся
не имеют достоверных различий, поэтому можно говорить о сходстве этих сфер.
Наибольшие отличия наблюдаются в сфере межличностных отношений (стиль
межличностных отношений). Согласно полученным результатам межличностный стиль
педагогов характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, в нем
преобладает стремление к доминированию, авторитарности, директивности, с другой
стремление к сотрудничеству, партнерскому взаимодействию ..

Проведенное исследование показало, что не только сходство или отличие сфер
межличностного взаимодействия обуславливают успешность или неуспешность данного
процесса, но и психологические особенности сфер педагога как субъекта
межличностного взаимодействия также могут повлиять на данный процесс. Негативные
тенденции в большей степени проявляются в эмоциональной, коммуникативной,
инструментальной, мотивационно-потребностной сфере педагогов.

Специальная подготовка педагогов к межличностному взаимодействию должна
включать формирование основных сфер компетентностей педагогов как субъектов
межличностного взаимодействия, что будет способствовать оптимизации этого
процесса.

В подготовку педагогов, предлагаю включить и теоретическую подготовку, и
систему диагностико-развивающе-психокоррекционных занятий, это бы оказала
значительное влияние на конструктивные изменения в эмоциональной,
коммуникативной, инструментальной, мотивационно-потребностной сферах педагога. С
уверенностью можно сказать, что после проведенной работы у педагогов снизится
уровень эмоциональных “помех” в общении, увеличится показатель умения
сотрудничать, вырастит частота выбора более продуктивной модели педагогического
взаимодействия, уменьшатся негативные проявления в развитии потребностей в
межличностном взаимодействии: аффект и контроль, позитивно изменятся показатели,
характеризующие коммуникативную толерантность.

Несомненно, эти значимые изменения будут способствовать гармонизации
межличностных взаимодействий педагогов с одаренными детьми. Педагоги более
адекватно оценят свои профессионально значимые качества, обнаружат скрытые и
недоступные ранее для осознания потенциала своего “Я” резервы, раскроют и
используют возможности своего саморазвития.

Отработка способов преодоления затруднений, преград межличностного
взаимодействия, обучения приемам самоконтроля и саморегуляции, осознание
педагогами себя в качестве субъектов межличностного взаимодействия с одаренными
учениками, работа по формированию и развитию сфер личности педагога как субъекта
общения преодолеют затруднения, преград с учетом их предварительно выявленной
природы.

Библиография.

  1. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников.
    – М, “Просвещение”, 2002. – 432с.
  2. Одаренность: рабочая концепция. М., 1996. – 6 с.
  3. Психология одаренности детей и подростков /Под ред. Н.С.Лейтеса.
    – М.: Издательский центр “Академия”, 2004. – 416 с.
  4. Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург: У
    – Фактория, 2004. – 272 с.
  5. Самусенко В.Н. Работа с одаренными детьми – одна из идей Новой
    школы.//Методист.2009. № 4.



Следующий: