Горы суши

Цели сформировать представления у учащихся о
горных системах, хребтах, типах гор по высоте; -
показать, как изменяются горы по времени.

Задачи:

Образно-развивающие:

  • Усвоение и выведение нового понятия “горы”
  • Применение опорных понятий: гора, вулкан.
  • Формирование у школьников оценочных суждений
    на основе обобщения различных форм рельефа,
    выделения существенных признаков горного
    рельефа.
  • Овладение умениями анализа и синтеза,
    логического мышления
  • Развивать умение работать с картой (показывать
    горные системы различных материков)

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и уважение к Родине, к
    окружающей нас природе.

Тип урока:

изучение нового материала

Оборудование: тетради, учебник
(Т.П.Геоасимова) , презентация “Горы”,
видеопроектор, компьютер, барельеф “горная
страна”

Заявка на оценку

  • “5”-14б и более
  • “4”-10-13б
  • “3”-8-9б
Деятельность учителя Планируемые действия
учеников
УУД формируются Баллы
1
Организационно-мотивационный этап урока
Эмоциональный настрой на урок.

Как
угрюмый кошмар исполина,
Поглотивший луга и леса,
Без конца протянулась равнина
И краями ушла в небеса.

С какой формой рельефа мы познакомились на
прошлом уроке?

Что же такое равнина?

С равнинами.

Равнины — обширные участки земной поверхности с
ровной или слабоволнистой поверхностью.

Регулятивные.
Организовать рабочее место. Определять цель
выполнения заданий на уроке.

Коммуникативные.
Слушать и понимать речь других, соглашаться с
ответом товарища или возражать..

Личностные. Освоить роль ученика (формирование
интереса к учению)

Слайд 1. Ребята, сравните равнины,
изображенные на слайде.

- А по каким еще признакам можно разделить все
равнины суши?

- сходство — это две равнинные формы
рельефа, различие что они отличаются по форме
поверхности

- Все равнины суши делятся по форме
поверхности, а также по высоте и образованию.

Ребята, давайте поиграем. Перед вами на
доске схема деления равнин по различным
основаниям. На учительском столе таблички с
названием равнин. По одному ученику с каждого
ряда выходят к доске и прикрепляют табличку с
названием равнины к одному из оснований. После
этого передает эстафету следующему ученику.
Побеждает команда того ряда, кто быстрее и
правильнее справится с заданием

На столе
таблички: Западно-Сибирская равнина,
Восточно-Европейская, Среднерусская
возвышенность, Амазонская низменность,
Казахский мелкосопочник, Прикаспийская
низменность и т.д. (18 названий)

Ребята, а какую форму рельефа мы будем изучать
сегодня?

Игра (проверка знаний)

Например:
Западно-Сибирская равнина. Табличку можно
прикрепить и к основанию “по высоте”- к
низменностям, или к основанию “по форме
поверхности”- к плоским равнинам.

Горы

1б инд.

+1б выигравшей группе

2. Изучение нового материала
Ребята, откройте тетради и запишите
тему урока “Горы”.

- Скажите пожалуйста, что бы
вы хотели узнать сегодня на уроке?

- К концу урока мы постараемся ответить на все
ваши вопросы.

- Что такое горы?.

- Как
образуются горы?

- Как делятся горы, по каким признакам?

- Как называются горы окружающие нас?

Личностные. Воспринимать речь
учителя. Проявлять внимание, желание больше
узнать.

Регулятивные. Удерживать цель
деятельности до получения её результата.

Оценивать результаты деятельности.

Познавательные. -Выявлять особенности
(признаки) разных географических объектов в
процессе их рассматривания (слайд)

-учиться сравнивать, находить общие и
отличительные признаки.

Коммуникативные. Отвечать на вопросы учителя.

Работа с понятиями

А пока я предлагаю
вам в тетради нарисовать схематично гору.

- А что такое гора?

Рисуют в тетради гору:

Гора — это выпуклая форма рельефа с
явно выраженной вершиной, склоном и подошвой

Подпишите на вашем рисунке элементы
горы. И попробуйте сформулировать понятия:

1 ряд
- подошва

2 ряд — склон

3 ряд — вершина

Ребята вершины бывают округлые и
остроконечные. Остроконечные вершины гор
называются пиками.

-подошва — переход склона в
равнину;

склон — расстояние между вершиной и
подошвой;

вершина — самая верхняя часть горы.

Слайд 2.Сравните два изображения
“Холм” и “Гора”. Найдите общие и отличительные
черты.

- общее: и холм и гора имеют
подошву, склон, вершину.

- различие: они
отличаются высотой, гора более высокая форма.

Слайд 3 и барельеф “Горная система”

Ребята обратите внимание на две картинки
“Горная система” “горный хребет”. Как вы
думаете, чем они отличаются?

Горный хребет — вытянутые
поднятия с отдельными вершинами. Самая высокая
часть горного хребта называется гребнем

Горная
система — это совокупность горных хребтов и
межгорных котловин

Итак, ребята, мы с вами познакомились с
рельефом гор. Какие понятия вы запомнили?

А
теперь еще раз прочтите определение “Горы” в
учебнике стр 54

Работа с картой.

- Ребята, скажите, а каким образом горы
обозначаются на плане и на карте?

- А на карте цветом.

- Посмотрите легенду карты “Шкала высот и
глубин” Каким цветом обозначены горы на карте?

-гора, вершина, склон, подошва,
пик, горный хребет, гребень, горная система.

“Горы-
это части земной поверхности, высоко приподнятые
над равниной и имеющие большие перепады высот”

-на плане — горы обозначены горизонталями.

-светло и темно-коричневым, в зависимости от
высоты гор.

Работа с учебником.

Прочтите п.3
параграфа 20 и составьте схему “Различие гор по
высоте”. Найдите горы на карте.

Сравните составленные схемы всех членов
группы, обсудите, выберите выступающего от
группы.

Выступления:

1 группа-высокие горы

2 группа-средние горы

3 группа-низкие горы.

Слайд 4.

Индивидуальный труд.

Чтение п.3
“Различие гор по высоте” Составление схемы.

Сложная кооперация.

Работа в группе. Взаимопроверка в парах,
группах.

Выступление от группы Выступает 1 ученик от
группы: рассказ и показ гор по карте.

Самопроверка индивидуальной работы

Познавательные

Работа с
текстом, анализ материала, составление схемы

Коммуникативные

-работа в группах

-имение выслушивать мнение товарищей, выбор

выступающего от группы.

Регулятивные

Оценивание своей работы и работы товарищей

Работа с картой

-Найдите на карте самые
высокие горы

-Определите географические координаты самой
высокой точки на Земле, напишите- как она
называется и какова ее высота

-На каждом материке есть самые высокие горные
системы. Их вы видите на слайде 5.

Найдите их на карте.

Работа с картой

-г.Гималаи

-Джомолунгма, 8848м

24 с.ш, 88 в.д.

Нахождение гор на карте

Познавательные

Желание лучше
знать карту, развитие умения читать карту

Как изменяются горы во времени?

- Какие
силы проявляют себя в горах и к чему это может
привести?.

Академик В.А.Обручев так описывал этот процесс:
“Задача разрушительных сил – полное разрушение
гор. Снести все эти зубчатые гребни, крутые утесы,
стереть с лица Земли, выровнять до основания –
вот к чему стремятся эти силы.… И рано или
поздно… разрушители выполняют свою задачу, и
красивые горы исчезают с лица Земли”.

Чтение п.4 параграфа 20

-в горах действуют и внутренние силы — вулканы и
землетрясения- они создают новые горы, .и внешние
силы — ветер, вода, Солнце, мороз — они разрушают
горы..

Познавательные

Нахождение
ответа на вопрос учителя, используя текст
учебника и дополнительной литературы

3. Закрепление
1.Составьте по одному вопросу -суждения
по теме “Горы”

2. Игра “Третий лишний”

Я слова читаю вам,
Вы прислушайтесь к словам,
Может лишние попали,
Докажите, что узнали.
- гора, склон, вершина
- Памир, Кавказ, Урал

Например:

-Почему на карте
большинство гор относятся к низким?

- Можно ли сказать, что вулкан-это гора.

Выявление существенных признаков.

- лишнее “гора”, т.к. гора- это родовой признак,
а склон, вершина-видовой.

- лишнее “Урал”, т.к. Урал

- низкие горы, а Кавказ и Памир- высокие.

Коммуникативные

Взаимодействие
“ученик-ученик”

при ответах на вопросы-суждения, и

“учитель-ученик» в игре “Третий лишний”

Регулятивные

Самопроверка изученного на уроке материала по
теме

2б за вопр.

4. Домашнее задание
1.Параграф 20, номенклатура по теме.

2.
Подберите высказывания писателей о горах, стихи
поэтов.

3.Подготовьте презентацию о Саянах
(краеведение)

Дифференцированное.

1 задание
обязательно для всех

2 и 3 задания — одно, по выбору.

Регулятивные

Оценивание собственных
способностей и возможностей (2 и 3 зад)

5. Подведение итогов
Подсчитайте полученные за урок баллы.
Обратите внимание на “Заявку на оценку” и
критерии оценки:

Вопрос-понятие-1б

Вопрос-суждение-2б

Ответ на вопрос-суждения-1-2б

Дополнение-1-2б

Возражение-1-2б

Сравнение-3б

Выступление от группы- 1-6б

Самооценка

Подсчитывание
баллов. Выставление себе оценки

Личностные. Оценивать собственную
учебную деятельность, свои достижения.
Применение правил делового сотрудничества.

Регулятивные.
Оценивать результаты своей деятельности

Следующий: