Горы суши. 6-й класс


Цель – сформировать знания о горах как форме рельефа земной поверхности.

Задачи образовательные:

а) продолжить формирование понятий гора, горы, горные хребты, горные долины, пики, горная система, нагорье;

б) сформировать знания:

  • о различиях гор по высоте,
  • о самых высоких горных вершинах мира;
  • об изменениях гор во времени под влиянием внешних и внутренних сил,
  • о значении гор для человека,

Задачи развивающие:

  • а) развивать умение выделять и формулировать познавательную цель,
  • б) развивать практические умения работать с источниками географической информации (географическими картами, учебниками); применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • в) умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • г) умение анализировать объекты, выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов; установление причинно — следственных связей, построения логической цепи рассуждений и доказательств.

Задачи воспитательные:

а) готовность и способность личности к саморазвитию, самоопределению, знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

б) развивать коммуникативные навыки: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; учитывать позицию других людей, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, развивать географическую культуру учащихся.

Оборудование:

  • географический атлас 6 класса (у каждого ученика),
  • Герасимова, Т.П. География. Начальный курс. 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений /Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 174.
  • физическая карта мира,
  • карточки с заданиями для самостоятельной работы
  • опорный конспект (у каждого ученика),
  • видеофрагмент песни В.Высоцкого “Прощание с горами»
  • презентация « Самые высокие горы по континентам»
  • таблички «должны узнать», «продолжаем учиться».

Ход урока

1. Организационный момент.

Мы продолжаем изучать литосферу. Есть такие удивительные объекты природы, которые лучше один раз увидеть, чем много раз о них услышать. Поэтому сегодня урок мы начнём с видеофрагмента. После просмотра, которого, я попрошу вас ответить на два вопроса: тема урока, цель урока.

Учащиеся просматривают видеофрагмент песни «Прощание с горами» Владимира Высоцкого (приложение № 1).

Как вы думаете, какую тему мы сегодня будем изучать на уроке? Попробуйте сформулировать цель урока.

Тема урока «Горы суши». Цель: формирование знаний о горах как форме земной поверхности. Давайте в тетрадях подпишем число и тему урока.

Сейчас, давайте, запишем домашнее задание.

  1. Открываем дневники, записываем параграф 20 учебника (прочитать, определения выучить);
  2. № 3 на стр.56,
  3. выбрать одно из двух заданий или №5 или №6 на стр.56.
  4. Индивидуальное задание – подготовить презентацию по теме «Горы в жизни человека» (по желанию).

«Каждый, кто оказывается в горах, не может оставаться равнодушным. Изумление и восторг охватывает человека при виде грозной красоты горных пейзажей. Мир гор очень необычен и своеобразен» (Олег Раевский).

Только издали горы кажутся легкодоступными. Но стоит начать подъём, и на каждом шагу возникают всё новые и новые трудности: глубокие пропасти, отвесные скалы. Трудно представить чувства, которые охватывают человека, покорившего труднодоступную вершину.

Давайте вместе с вами подумаем, что мы должны узнать, чему должны научиться. На доске прикрепляются таблички (в виде двух вертикальных столбиков).

Должны узнать (что такое горы, горные хребты, горные долины, перевалы, горная система, нагорье, самые высокие горы мира, различия гор по высоте)

Продолжаем учиться (работать с источниками географической информации, выражать свои мысли, вступать в диалог) (приложение № 2).

Сегодня на уроке мы тоже совершим восхождение на вершину горы «Знаний и умений».

Нам потребуется снаряжение: учебники, атласы и рабочие тетради. У Ю. Визбора в «Памирской песне» есть такие слова: «Гора – это, прежде всего, понимаешь, друзья,
С которыми вместе по трудной дороге шагаешь…». Есть мудрое старое правило: хочешь иметь друга — будь им! Если умеешь делать что-то лучше, чем твой товарищ, научи и его, если он попал в беду – помоги ему. Помощниками в нашем нелёгком путешествии будут те знания и умения, которые у вас есть.

2. Проверка домашнего задания, актуализация знаний.

Давайте вспомним, что такое литосфера? Рельеф?



Что такое абсолютная высота? Относительная высота?

Кто может выйти к доске и по физической карте мира показать, где находятся самые высокие горы?

Каким способом отображается рельеф на физической карте?

Каким цветом принято окрашивать горы на физической карте ?

3. Изучение нового материала.

Рельеф земной коры создан при взаимодействии внешних и внутренних процессов, проявляющихся на нашей планете. Давайте запишем схему.

Экзогенные процессы-процессы, происходящие на поверхности Земли в самых верхних частях земной коры. Обусловлены энергией солнечной радиации, силой тяжести и жизнедеятельностью организмов.

Эндогенные процессы- процессы, связанные с энергией, возникающей в недрах Земли. К эндогенным процессам относятся движения земной коры и вулканизм.

Самые большие формы рельефа, существующие на земле – это выступы материков и впадины океанов. И на дне океанов, и на суше выделяют две основные формы рельефа: горы и равнины.

Сейчас два человека выйдут к доске. Один ученик получает задание нарисовать рисунок горы. Другой ученик рисует холм. На рисунке подписываем части горы, холма:

Вершина – самая высокая часть горы, холма.

Подошва (подножие) – это место, где начинается холм (гора).

Склоны – эта та часть горы или холма, которая располагается между подошвой и вершиной. Склоны бывают крутые и пологие.

Что общего у этих форм рельефа? Чем отличаются гора и холм? Сделайте выводы.

Учащиеся приходят к следующим выводам:



гора, холм – это выпуклая форма рельефа с хорошо выраженной вершиной подошвой, склонами. Относительная высота холмов – не более 200 м. У них часто сглаженная вершина и пологие склоны, постепенно переходящие в равнину, потому, что они обычно сложены рыхлыми осадочными породами.

Холм – выпуклая форма рельефа, возвышающаяся над окружающей местностью на высоту не более 200 м.

Гора – это выпуклая форма рельефа, возвышающаяся над окружающей местностью на высоту более 200 м.

Горы за исключением вулканов, редко встречаются поодиночке. Обычно они образуют скопления. Давайте попробуем сформулировать понятие горы (укажем признаки, характеризующие горы)

А теперь, давайте найдём в учебнике определение понятию «горы».



Учащиеся зачитывают и записывают определение в тетрадь.

Горыобширные участки земной поверхности, приподнятые над равнинами и имеющие большие перепады высот (более 200 м).

Теперь давайте посмотрим презентацию, которую подготовили ученицы на тему: «Самые высокие горы по континентам» (приложение № 3).

После просмотра презентации учащиеся, которые её подготовили, задают несколько вопросов другим учащимся.

Географическая физкультминутка (проводит или учитель или ученик). Физкультминутка проводится по принципу «верно» «не верно».

Если утверждение верно учащиеся поднимают руки вверх или совершают другое движение, если не верно, стоят неподвижно.

Например:

  1. Самые высокие горы на суше — Гималаи (учащиеся поднимают руки вверх).
  2. Высочайшая гора мира — Джомолунгма (учащиеся поднимают руки вверх).
  3. Эндогенные процессы – внешние процессы (учащиеся стоят неподвижно).

Эндогенные процессы – внутренние процессы (учащиеся поднимают руки вверх).

А теперь, посмотрим, насколько успешно вы работаете самостоятельно, умеете пользоваться учебниками и атласами. Выполняя задание, вы можете посоветоваться со своим соседом по парте, оказать ему помощь.

Учитель раздаёт учащимся листы с заданиями.

Задания для самостоятельной работы по теме «Горы суши» (6 класс).

Желаем успеха!

1. Дайте определения понятий: горный хребет, горная долина, горная система, нагорье.

2. Используя текст учебника на стр.55, карты атласа, заполните таблицу «Различия гор по высоте».

Различия гор по высоте Низкие Средние Высокие
Высота гор в м
Примеры гор разных по высоте.

3. Запишите текст. Вставьте пропущенные слова.

Самые высокие горы на суше — ……

Здесь находится высочайшая гора мира — ……

Между Черным и Каспийским морями протянулись ……………- высочайшие горы нашей страны.

Самая высокая вершина Кавказских гор гора — ………..

4. Установите соответствие:

Материки  горы
1) Евразия А) Анды
2) Африка Б) Уральские горы
3) Южная Америка В) Драконовы горы

5. Закрепление изученного материала.

Давайте проверим те задания, которые вы выполнили.

Выступления учащихся с места (приложение № 4). Возможна взаимопроверка и выставление оценок. Учащиеся меняются с соседом по парте конспектами с выполненными заданиями, проверяют работу и выставляют карандашом оценку. Так учащиеся учатся оценивать свою работу и работу своего партнера.

6. Подведение итогов.

Мы много узнали сегодня о горах. Наш путь был не лёгким. Человек, который не боится трудностей, преодолевает их и идет вперёд, достоин уважения. Каждый из вас поднялся на свою высоту, вы не испугались трудностей, были готовы оказать помощь тому, кому она была необходима. Вы хорошо поработали сегодня!

Как вы считаете, на какую высоту нашей горы «Знаний и умений» вы поднялись? Почему?

Закончите предложения.

Сегодня на уроке я узнал…. Я научился…. Я не понял…. Я хотел бы узнать….

Спасибо за урок! (Выставление оценок).




Следующий: