Городок Самал сегодня и в перспективе

В течение 20 лет отдел туризма и спорта Дворца детей и юношества организовывает летний отдых для школьников города в кемпинговом туристско – оздоровительном городке «Самал». 20-летие – по-настоящему большой и славный юбилей. Городок был создан в 1989 году бессменным руководителем городка Каримовой Раушан Олжабаевной и неутомимым организатором, надёжным товарищем Назаровой Татьяной Алексеевной.

Любая дорога начинается с первого шага, дорога туристско-оздоровительного городка «Самал» началась с первых категорийных походов по Восточной Литве и Закарпатью и участия в Международных проектах «Дети в борьбе за мир», «Байкал и Сибирь — 89». Заявив однажды о своем намерении «освоить жизненное пространство во всем его многообразии», «Самал» до сих пор делает в этом направлении весьма неробкие шаги. Мы были организаторами Международной туристско — экологической экспедиции «Казахстан — 90», в которой принимали участие больше 100 мальчишек и девчонок из Молдовы, Москвы, Новосибирска, США, были участниками Казахско-французской археологической экспедиции «Казахстан в сокровищнице древней мировой цивилизации» под эгидой ЮНЕСКО, и ежегодно до 400 детей встречаются под гостеприимной крышей городка.

20 лет. И все эти годы – творчество, профессионализм, любовь к детям и бесконечная ответственность – вот то, на чём стоял и стоит городок.

Да, 20 лет позади, но о них остались прекрасные воспоминания, фотографии, фильмы, которые мы с удовольствием перебираем и переживаем всё ещё и ещё раз. Городок наш крепко стоит на методических рельсах, его «паровоз» давно уже «летит» в нужном направлении, но нам всегда чего-то не хватает и потому каждое лето – как в первый раз. Городок — это наша жизнь, в нем нет случайных людей. За лето в условиях городка отдыхают и оздоравливаются более 400 детей, в возрасте от 10 до 18 лет. В содержательную программу городка входят различные направления деятельности.

Организаторы туристско-оздоровительного городка «Самал» разработали свою концепцию организации летнего отдыха, основанную на национальной идее, выработанной казахами и проверенной веками. Этой идеей является способ бытия – iштесу – особая духовно-универсальная форма взаимоотношений с Миром как с целым: общение с человеком, с миром природы, со Вселенной, понимаемое как смысл бытия.

Как и положено настоящим кочевникам, нас зовут и манят дальние дороги. Самальцами пройдены многие километры по дорогам Прибалтики, Закарпатья, Сибири, мы побывали в самых заповедных местах Казахстана. В разные годы городок располагался в Государственных Национальных Природных Парках и заповедниках Казахстана: «Каркаралы», «Баян-Аул», «Бурабай», Иле-Алатауском: красивый пейзаж, целебный воздух, благодатные летние солнечные лучи, все силы природы мы в полной мере привлекаем для оздоровления детей.

Мы стремимся создать условия для педагогически целесообразного, эмоционально-привлекательного досуга детей, восстановления их здоровья, удовлетворения их потребностей в творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах. Это отражает наша программа: радиальные походы, экскурсии по городу Алматы, на страусиную ферму, Тургенский водопад, озеро Иссык, Капчагайский аквапарк, разнообразные конкурсы, спортивные соревнования.

Подростки ценят такие качества как целеустремленность и настойчивость, мужество и упорство, самостоятельность и инициатива, решительность и смелость, выдержка и самообладание. Поэтому за основу проживания в городке «Самал» взята основная деятельность детей – туризм.

 

Проживание в городке связано с преодолением целого ряда трудностей и экстремальных факторов — это создаёт благоприятную основу для раскрытия положительных качеств отдыхающих, для формирования активной жизненной позиции, для самоактуализации личности. Туризм развивает чувство локтя, взаимовыручку и сплачивает группу в единое целое. Турист сталкивается с целой системой меняющихся ситуаций, и победителем выходит тот, кто сможет трудностям и опасностямпротивопоставить не только физическую силу, но и свой интеллект. В походах (за смену дети проходят в общей сложности 75 километров) ребята узнают историю края, легенды, связанные с названиями местности, знакомятся с редкими и лекарственными растениями, дети с удовольствием фотографируются на фоне исторических и природных достопримечательностей.

Мир степной – мир человеческий. Мир гор – обитель Богов. Земной жизненный путь человека – это восхождение на гору. В наивысшей точке мира, на вершине горы, сливаются в единое целое путник и цель, человек и Бог. Может быть, поэтому нас так зовут и манят вершины.

Казахи-кочевники находились в неуловимом, нерасторжимом единстве с окружающей природой. Отношения с природой, не отъединенного от нее человека, естественны. Это созерцание, как способ освоения природы, созерцание Вселенной как бесконечности, восприятие ее красоты, не подавляющей своей грандиозностью, но возвышающе — вдохновляющей. Наш городок позволяет каждому наполниться живительным светом природы, ночевки в кемпингах и походы дают возможность почувствовать себя в гармонии с природой, созерцание ночного неба, как бесконечности Вселенной, слушание у костра «музыки сфер Вселенной» даруют нам комфортное самочувствие – конiл коншуi.

Казахи говорят: «Бер жакта шоптiн басын сындырсан – ар жакта шолейт шолдейдi» – «Здесь сломаешь травинку, там обостряется жажда солончака, сора». Инструктора акцентируют внимание детей на вопросах, связанных с бережным отношением к природе: тщательно убрать за собой мусор, не рвать без надобности цветы, соблюдать правила при разведении костра в походах. В ходе программ «Как прекрасен этот мир», «Мир, в котором я живу», «Люби и знай, свой край родной», «По Великому Шелковому пути» мы стараемся доносить до детей красоту родного края, воспитывать гордость за землю, на которой живем.


Следует отметить благотворное телесное состояние человека от общения с природой. Казахи знают, что искренняя радость и душевная расположенность так благотворно действуют на тело человека, что «адамнын денесiнiн туйiн – туйiнi жазылып таркатылады» – «развертываются, развязываются все узелки» в теле, оно приятно расслабляется, из него уходит всякое напряжение, и возникает какое-то удивительное состояние и легкости и полноты одновременно. Именно в таком состоянии находится человек после восхождения на вершины гор – «душа поет» от состояния единства с природой и друзьями. Важнейшей задачей нашего времени является утверждение здорового образа жизни. Эффективнейшим средством решения этой проблемы является развитие физической культуры. В городке оно осуществляется через физическую подготовку будущих инструкторов, туристические и спортивные соревнования, походы, утренние пробежки и музыкально — танцевальные разминки, программы Спортландии, беседы докторов о личной гигиене, профилактике заболеваний, о последствиях вредных привычек.

Подростки стремятся превратить будни в праздник, а мы стараемся удовлетворить их потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации. Каждый год мы стараемся, чтобы программы не повторяли прошлого года, ведь до 30% детей в городок приезжают третий — четвёртый год подряд.

Одна из многих отличительных черт нашего городка — игровая основа. Проектирование городка, «проигрывание» будущих программ начинается в январе — марте на выездных сборах инструкторов. Мы были хоббитами и волшебниками, и программа проходила по произведениям Толкиена «Властелин колец». Собирали Тотем Синей Обезьяны, чтобы победить Ложь, Предательство и Злобу.Становились Воинами Света и искали способ спасения Земли. Объединялись в команды по Знакам Зодиака и пытались понять, в чём смысл жизни. Совершали экспедицию вокруг Земли по 4 океанам и учились жить во взаимопонимании и толерантности. Перемещались в виртуальный мир, чтобы научиться правильно жить в реальном мире. Какой бы не была программа, мы всегда стремились, чтобы она была интересной и полезной детям. Мы знаем, что лето для подростков – это разрядка накопившейся за год напряжённости, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к культурным и образовательным ценностям, воплощение собственных планов.

Фото прошлого года – окно столовой

Основополагающим для духовного равновесия человека в традиционной казахской культуре является глубоко проникновенное и благоговейное принятие Мира во всей полноте его и совершенстве. Именно это основание является кардинальным для комфортного состояния души – конiл.

Внимание сосредоточено на конiл коншу – надо так бережно относиться к душевному миру человека, «обидев» который, уже не сможешь повернуть человека лицом к себе, потеряешь его душевное расположение. В обыденном общении так затронуть человека, чтобы вызвать улыбку, удовольствие, чтобы человек радостно отозвался той же заветной задушевностью. Отсюда значимое направление в работе Городка – коммуникативное – создание особой атмосферы доброго, уважительного отношения друг к другу, внимательного восприятия взрослыми проблем детей, создание условий, способствующих раскрытию всех скрытых возможностей детей. Подростки очень высоко ценят общение, испытывают острую потребность в дружеских взаимоотношениях. При формировании групп мы даём возможность друзьям оказаться в одной группе, и даём возможность выбрать желаемую группу, желаемого инструктора.

Подростки принимают и усваивают только те ценностные ориентации, которые они наблюдают в реальной жизни, если они актуальны, эмоционально окрашены, опираются на конкретный жизненный опыт близких по возрасту социальных групп и связывают знания с реальными судьбами референтных для них людей. Для ребят нашего городка такими людьми становятся инструктора. Подростки в инструкторе видят человека, не только умеющего вязать узлы, ставить палатку, ориентироваться на местности, петь песни под гитару, ходить в походы, но и умеющего вести ребят за собой, организовать игру, научить дружбе и сплоченности. Инструктора находятся по возрасту ближе к ребятам, им ближе их проблемы, они их видят «изнутри», ребята не боятся поделиться с инструкторами своими переживаниями и, главное, личный пример инструкторов в походе, в непривычной, но притягивающей жизни городка «Самал». В инструкторе городка «Самал» дети видят туриста, лидера, друга, педагога, состоявшуюся личность, которой хотят подражать, с которой хотят брать пример. Именно инструктора становятся носителями имиджа нашего городка. Принцип «молодые воспитывают молодых» полностью оправдал себя..

В течение года во Дворце детей и юношества проходят занятия по подготовке инструкторов. Авторская программа Каримовой Р.О. рассчитана на 3 года. При проведении занятий используются такие методы и формы работы, как организационные, ролевые игры, тренинги, беседы, лекции, встречи с интересными «бывалыми» людьми, проектирование и конференции, учебно-тренировочные походы, экскурсии, самостоятельные работы, соревнования, конкурсы, турниры, викторины.

Программа подготовки инструкторов сложна. Она включает в себя общую физическую подготовку, плавание, оказание первой доврачебной помощи, психологию, специальную подготовку по туризму, актёрское мастерство, методику подготовки и проведения коллективных творческих дел, краеведение.

Успешно прошедшим кастинг «Виват, инструктор!», дается право работать летом в городке сначала «младшим инструктором», а потом, по достижению 18 лет, «старшим инструктором». Подготовка и проведение городка «Самал» — как завершающий этап в подготовке инструкторов, как практика и как определение новых перспектив и изменений в программе подготовки инструкторов. Ежегодно, в течение летнего сезона в городке работают более 35 инструкторов. Занятия в Школе инструкторов и практика в городке «Самал» определяют допрофессиональную подготовку, и помогла выбрать профессии, связанные с организацией туристической деятельности 4 нашим выпускникам на факультетах «Туризм» в вузах нашего города.

В городке стало хорошей традицией приглашать на пятую смену родителей наших инструкторов. Надо видеть их удивлённые, восторженные и помолодевшие лица, когда их дети- инструктора ведут их в поход, проводят для них программы, посвящают в туристы.

«В городке просыпаешься с улыбкой, как в детстве.. Пусть городок процветает, пусть приходят новые инструктора, приносят что-то новое, но пусть всегда остаётся здесь дух коллективизма». Мама инструкторов Даны и Салиды.«Городок «Самал» — это уголок детства с его тайнами, стремлением к чудесам и приключениям. И только очень внимательный взрослый может понять, сколько сил, талантов, любви необходимо организаторам, чтобы в городке казалось, что всё идёт само по себе. Здесь не услышишь окрика взрослых, как надо себя вести детям, нудных нотаций по поводу «неправильной» одежды или причёски ребёнка, поучений… Во всей организации жизни городка чувствуется продуманность, забота о детях» Людмила Петровна Дубровская, мама инструкторов Виктора и Славы.

«Городок с каждым годом приобретает всё более совершенные формы. Здесь создан особый, неповторимый мир с большой любовью к детям. Городок даёт каждому жителю возможность проявить себя, заявить о себе, испытать себя, помочь определиться в жизненных ориентирах.» родители инструктора Диаса.

«Городок – прекрасное творенье умных, творческих, а самое главное, смелых людей. Это «колёсико» так хорошо вертится только благодаря профессионализму, необыкновенной трудоспособности и огромной любви педагогов к детям. В городок влюбляешься в первого взгляда. Спасибо за эти прекрасные дни!» Мама отдыхающего уже шестое лето Алёши Булыгина.


Где бы мы не ставили городок, куда бы мы не прокладывали новые маршруты, какое бы оборудование не приобретали для городка, главной нашей заботой и тревогой остаются дети. Такие разные, непредсказуемые, но для нас такие желанные. Наивно полагать, что все они за 10 дней в городке кардинально изменятся, откажутся от плохих привычек, станут образцово примерными. Мы всем своим существованием показываем детям, как можно разным людям жить в дружбе и согласии, что только помогая друг другу, можно преодолеть все трудности и сомнения, что очень важно иметь в жизни надёжного друга, и что уметь дружить — этому надо учиться; что гораздо важнее в жизни — дарить, а не ждать подарки. Весь наш уклад помогает детям уяснить, что каждый из них — уникальный, желанный, и только помогая другим, можно стать счастливым человеком. И главной нашей наградой является приезд ребёнка в городок во второй, третий, четвёртый раз. И мы искренне верим, что частичку сердца городка в душе своей увезёт каждый ребёнок, и оно будет согревать его в жизни.

Можно, пожалуй, написать целую книгу воспоминаний о городке, только и тогда непосвященным вряд ли будет всё понятно, вряд ли отчетливо будет виден 20-летний путь. Всем нашим жителям городок запомнился счастливым и стихийно — оптимистическим с ясным представлением какого-то сказочного будущего.
А вот, что пишут нам ребята:

  • В «Самале» я взрослею, становлюсь самостоятельной. Мне очень нравится здешняя атмосфера. Каждый в чём-то старается помочь друг другу. Азамат.
  • Мне понравились вечерние программы. На дискотеках отличная музыка. Инструктора дружелюбные, добрые и с чувством юмора. В городке всегда кормят вкусно!!! Я много познал для себя в городке. Экскурсии все были в позитиве. - Сарсенбеков Талгат.
  • Это лето для меня было разным. Я был влюблён, общался с разными людьми, но были моменты, когда мне хотелось побыть одному, разобраться в себе. С кем-то мы быстро находили общий язык, с кем-то я не мог разговаривать вообще. Но я доволен всем знакомствам радостным и не очень. Я избавился от некоторых плохих привычек: стал более терпеливым к недостаткам других, сдержанней и наконец-то научился слушать других. Единственным местом, где я был свободен, был «Самал» — Жашкенов Е.
  • Большое спасибо я говорю нашим капитанам, организаторам городка, поварам и всем-всем, кто сделал наш отдых весёлым и интересным. — Инна. «Калипсо».
  • «Самал» — сколько в этом слове. Кажется, приезжаешь в лагерь, а попадаешь в городок, где все добры друг к другу, сплочённые, дружные, весёлые люди. Жить в палатке, конечно, не легко, но как весело! Нас было в палатке 6 человек, но всем было очень удобно и комфортно (не считая даже то, что некоторые девчонки страшно храпят!), спальники тёплые. Все поездки и выезды были просто супер! Особенно понравились Тургень и Капчагай! — Пешкова Екатерина.
  • Я желаю удачи Юле и Михо, в следующем году я постараюсь попасть вновь в эту группу. — Черухин Сергей.
  • Каждое утро, когда я шла умываться, солнце слепило, я видела своих улыбающихся инструкторов Юлю, Лену, Женю и моё настроение улучшалось. Больше всего мне понравилась Зарница. Эта игра нас научила быть дружными и сплочёнными. Мы билась до последнего погона, шли на хитрость, но всё же не смогли победить инструкторов. – Гомарова Айгуль.

Следующий: