Глобус и карта полушарий. 2-й класс

Цели:

  • рассмотреть глобус и карту полушарий; учить
    пользоваться ими для нахождения местоположения
    предметов;
  • содействовать развитию у обучающихся умений
    сравнивать; делать выводы.
  • содействовать воспитанию активной
    познавательной деятельности, расширять
    кругозор.

Оборудования: глобус, карта полушарий,
атласы, развертка глобуса, апельсин, листы
бумаги, экран, компьютер, презентация урока.

ХОД УРОКА

I. Подготовительный этап

1. Организационный момент

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Хорошо запоминать.

2. Повторение изученного. Проверка домашнего
задания

– Какое слово зашифровано?

(Показать ребус, дети отгадывают, на экране
появляется слово план, слайд 2, после
щелчка – изображение плана города Набережные
Челны)

– Расскажите, что вы знаете о плане?
– Соедините изображения предметов верхнего ряда
с их условными обозначениями на плане в нижнем
ряду (Приложение 1,
слайд 3)

– Дома вы, по желанию, составляли план своего
рабочего места (показать, похвалить).
– Молодцы!
– Где нам могут пригодиться знания о плане?
– Отгадайте загадку

Страны без людей,
Города без домов,
Леса без деревьев,
Моря без воды (Карта. Приложение
1
, слайд 4)

– Что такое карта?

– Чем отличаются план и карта?

II. Операционно-познавательный этап

1. Постановка проблемной ситуации и
актуализация знаний

– Чем мы выше поднимаемся вверх, тем большую
часть Земли мы видим. Предметы уменьшаются на
столько, что видны только условные знаки.
– Давайте еще раз в этом убедимся, посмотрим
слайды (Приложение 1,
слайды 5-7)
– Если еще выше поднимемся, что мы увидим? (Приложение 1, слайд 8)

– Какая наша Земля?
– Наша Земля круглая. У меня в руках… (глобус).
Глобус – уменьшенная модель Земли (Приложение
1
, слайд 5)
– Как и Земля, глобус имеет форму шара. На глобусе
можно найти изображение любого места на Земле, но
в путешествия люди обычно берут с собой карту.
Почему?
– Но ведь земля круглая, как же перенести ее на
плоский лист бумаги? (Дать бумагу, предложить
перенести форму шара на плоскость, дети пытаются
это сделать, рассмотреть варианты)

2. Тема, цель

– Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего
урока. (Ответы детей)
– На уроке мы будем искать ответ на вопрос: «Как
изображают Землю на плоскости?»
– Будем рассматривать в качестве модели Земли –
глобус и перенесем ее на плоский лист – карту.
(Открывается запись темы урока: Глобус и карта
полушарий
).

3 . Физминутка

– Давайте отдохнем. Поиграем. Если согласны –
хлопаем, если нет – приседаем.
– Земля имеет форму шара.
– Земля большая звезда.
– Сегодня на улице плюсовая температура.
– Сегодня мы изучаем тему «Глобус и карта».
– Глобус увеличенная модель Земли.
– Глобус и карта уменьшены в несколько раз с
помощью масштаба.



4. Объяснение новой темы

– Вспомним, как мы чистим апельсин (показать).
Дольки его кожуры можно разложить на плоскости
так, как они покрывали апельсин. Вот так и
изображение на глобусе можно превратить в
плоскую карту. При этом в некоторых участках его
придется растянуть (показать), а в других –
сжать. На карте будут искажения (показать
развертку глобуса).

– Карту земного шара обычно изображают в виде
двух полушарий: Западного и Восточного (показать
на карте)
.
– Такую же карту полушарий вы можете увидеть на
странице 8-9 атласа.
– Откройте. Покажите Западное полушарие,
Восточное полушарие (все объекты показывают
дети на карте и глобусе).

– Покажите Северный полюс. Южный полюс.
– Все ли одинаково на глобусе и карте полушарий
изображено? (Все одинаково)
– Значит, какой вывод можно сделать? (Изображения
на карте и глобусе одинаковые).

– На глобусе и карте мы видим линии, идущие от
одного полюса к другому. Покажите. Они называются
меридианами (Приложение 1,
слайд 6)
– На глобусе и карте есть еще другие линии.
Откройте учебник стр. 65. Самостоятельно
прочитайте абзац (читают).

– Как называются эти линии? (Параллели) (Приложение 1, слайд 7)

– Покажите самую длинную параллель (Экватор) (Приложение 1, слайд 8)
– Где находится экватор?
– Нарисуйте экватор. Дорисуйте параллели и
меридианы. Стр. 66 № 4

5. Самоконтроль

– А сейчас предлагаю Вам проверить себя,
внимательно ли вы слушали, и все ли услышали.
Разгадайте кроссворд на стр. 66 № 5 (разгадывают
кроссворд).
– Какое ключевое слово получилось? (Экватор)
– Параллели и меридианы есть ли на самом деле на
поверхности Земли? (Нет)
– А зачем их начертили на глобусе и карте?
– На этот вопрос мы будем искать ответ на
следующем уроке.
– Запишите домашнее задание. Стр. 64-65 пересказ,
дополнительно – сообщение по теме.

III. Контрольно-оценочный этап

– Наше занятие подходит к концу. Мы ответили на
главный вопрос нашего урока: можно ли изобразить
нашу землю на карте? (Можно)
– Что общего и чем отличаются глобус и карта?

Глобус

выпуклый
нет искажений
одинаковые изображения
используется масштаб

Карта

плоская
есть искажения

– Зачем нам нужен был этот урок?
– За что можешь себя похвалить?
– Кого и за что ты можешь похвалить в классе?
– За что ты можешь похвалить учителя?
– Молодцы! Всем спасибо.

Использованная литература:

  1. Окружающий мир. 2 класс. «Наша планета – Земля»
    А.А. Вахрушев. – М.: Баласс, 2008. (Образовательная
    система «Школа 2100»)
  2. «Я иду на урок в начальную школу:
    природоведение» М.В.Соловейчик. – М.:
    Издательство «Олимп»; Издательство «Первое
    сентября», 1998.
  3. Самостоятельные работы к учебнику «Наша
    планета – Земля». – М.: Баласс, 2008.
  4. Окружающий мир. «Наша планета – Земля». 2 класс.
    Методические рекомендации для учителя. – М.:
    Баласс, 2008.



Следующий: