Глобальные экологические проблемы

Цель:

1) знакомство со сложной проблемой
загрязнения природы;

2) воспитание экологической культуры;

3) обобщение знаний учащихся о
природоохранных мероприятиях, проводимых в
России и во всем мире;

4) развитие стремления учащихся
активно, наравне со взрослыми, участвовать в деле
охраны природы;

Оборудование:

изображение земного
шара, записи голосов животных и птиц, выставка
изделий из мусора, видеофильм “Мир животных”

До проведения мероприятия провести
конкурс экологических плакатов, выставку
изделий из вторсырья.


Ход

Звучит песня “Притяжение Земли”

Ведущий 1:

Здравствуйте, дорогие
ребята. Сегодня 22 апреля, во всем мире
отмечается День Земли. Нам с вами тоже нельзя
оставаться в стороне, ведь Земля – это наш общий
дом, о чистоте которого должны заботиться люди во
всех странах.

Куда вы возвращаетесь после школы,
закончив учебные дела? Что такое дом? Это здание,
где мы живем… Это там, где наши родители. Это
место, куда хочется придти…Что вы считаете своим
домом, когда уезжаете в другой город? В другую
страну? Что считают своим домом космонавты,
улетая в космос?

Ведущий 2:

Общий дом для всех людей на
Земле – планета Земля.

- Где ты живешь?
Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?
- Живу я в квартире 34,
Дом на Советской.
- Этого мало.
Город мне свой назови для начала.
- Город Ижевск на широком Иже,
А за рекой виден лес вдалеке.
Тянутся в лесу поля,
Очень красива наша Земля!
- Понял, дружище, вот он, твой дом,
Светлый, красивый, большой!

Ведущий 1:

Один ли человек вправе
считать планету Земля своим домом? Кто наши
соседи по планете? ( рыбы, звери, птицы, растения )

-Внимание, прислушайтесь к дыханию
нашей планеты, к её жизни, к её голосу.

( Звучит фонограмма “Голоса птиц”)

Человек и природа – это одна семья. Нет
живых организмов красивых и безобразных, вредных
и полезных. Все в природе взаимосвязано, потеря
одного звена может привести к непредсказуемым
последствиям.

Ведущий 2

: горят леса, реки и озера
загрязняются, исчезают навсегда растения и
животные.

Ведущий 1

: Каждый день фауна земного
шара становится беднее на один вид.

Ведущий 2

: Каждую неделю мы теряем
один вид растений.

Ведущий 1

: 5 млрд. т углекислого газа
ежедневно выбрасывается в атмосферу Земли.

Ведущий 2

: На грани превращения в
пустыню 200 млрд. кв.км пахотных земель.
Экологическая катастрофа нависла темной тенью
над каждым жителем планеты.

Ведущий 1

:

Моя планета – человеческий дом.
Ну как ей жить под дымным колпаком?
Где сточная канава – океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!

Ведущий 2

:

Что же натворили мы с природой?
Как теперь нам ей смотреть в глаза?
В темные отравленные воды,
В пахнущие смертью небеса?
Ты прости нас, бедный колонок,
Изгнанный, затравленный, убитый,
На планете, богом позабытой,
Мир от преступлений изнемог.

Ведущий 1

:

Вот она летит, маленькая капля!
Вот она грустит, в думы свои вникая,
Вот она плывет, зыбкой прохладой веет,
Все еще живет! Все еще людям верит!
Вот она плывет сквозь грозовую полночь,
Всех людей зовет, просит прийти на помощь!
Просит прийти на помощь!
Просит прийти на помощь!

(Звучит колокольный звон, сначала тихо,
потом громко)

Ведущий 1

:

По ком звонят колокола?
Они звонят по каждому из нас,
Живущим на планете земля!

Они предупреждают нас о надвигающейся
экологической катастрофе. Экология – слово
греческое, образовано из двух слов. “Экос” — дом,
“логос” — учение. Экология – это наука, которая
изучает связи между живой и неживой природой.
Наша встреча сегодня посвящена одной из самых
актуальных проблем – загрязнению планеты земля.
Куда деть мусор? Этот вопрос сегодня становится
все актуальнее, и мы попробуем ответить на него.

Игра со зрителями

1.На сцену приглашаются два ученика.
Даны предметы: термометр, батарейка, пластиковая
бутылка, пищевые отходы. Их надо рассортировать
по степени вредности.

2. Какой вред нанесен лесу?

- снята кора (погибнет)

- оставлено кострище (зарастает в
течение 7 лет)

- стеклянные бутылки (причина пожаров,
не гниют 2000 лет)

Подведение итогов выставки из отходов.
Демонстрация поделок.

Ведущий 2

: Наша планета существует 4,5
млрд. лет. Такой долгий период трудно себе
представить. Давайте вычеркнем в этом числе все
нули, получится 5 космических лет. По этому
исчислению самые древние динозавры жили около
года назад. Современный человек родился 4 часа
назад. В течение последнего часа он научился
возделывать землю, а первая фабрика начала
работать минуту назад. И за последние 60 секунд
человек превратил огромные пространства земли в
пустыни, уничтожил рыбу в реках. Каждая секунда
космического времени несет все новые и новые
разрушения. Как остановить их? Только сообща все
жители земли смогут спасти планету. К этому
призывают все экологические организации мира.

Ведущий 1:

В мире есть много
организаций, занимающихся охраной природы. Одна
их них – ГРИНПИС. Это самое крупное
экологическое объединение. Оно создано в 1971 году
и имен представителей и сторонников в 30 странах
мира. Активисты ГРИНПИСа:

  • устраивают пикеты у химических
    заводов и атомных электростанций;

  • препятствуют продаже ядерных
    отходов;

  • мешают сливу неочищенных вод в моря и
    океаны;

  • собирают информацию о предприятиях,
    приносящих вред природе;

Ведущий 2:

В 1990 году при ГРИНПИСе
возникла детская экологическая организация
ГРИНТИМ. Она объединяет сотни детей в основном
10-14 лет, которые не только помогают взрослым, по и
сами проводят исследования, собирают информацию,
устраивают пресс-конференции, выпускают газеты.

Ведущий 1:

А есть ли в нашей стране
организации, подобные ГРИНПИСу?

Ведущий 2:

Да. Это Всероссийское
общество охраны природы. Оно было основано в
далеком 1924 году. С того времени для охраны
природы было сделано очень много:

  • проводится научно-исследовательская
    работа, изучающая редкие виды животных и
    растений;

  • участвовало в создании Красной книги
    и в организации заповедников

  • организовало посадку лесополос;

  • создавало школьные лесничества и
    зеленые патрули;

  • устраивало субботники и воскресники
    по озеленению городов и сел;

  • проводило операцию “Муравей”,
    разъясняя роль муравьев в экосистеме;

  • организовывало месячник по спасению
    мальков, ценных пород рыб и контроль за выбросом
    сточных вод;

Ведущий 1: Слово предоставляется
библиотекарю сельской библиотеки:

-Для тех, кто любит и ценит природу, кто
стремится постичь её тайны, российское
экологическое издательство предлагает новую
серию печатных изданий. Это детский
экологический журнал “Свирель” — журнал для
чтения в кругу семьи и в школе. В нем есть
постоянные рубрики: экологический словарь,
Красная книга, операция “Наша чистая земля”.
Еженедельная газета “Зеленый мир” и детский
экологический атлас “Окно в мир” откроют
ребятам и их родителям удивительный, загадочный
и непредсказуемый мир природы. Об условиях
подписки на эти издания вы сможете узнать в
каталогах “Союзпечать”.(Демонстрация журналов,
занимательные задания из них для зрителей)

Ведущий 2:

А как экологические
проблемы решаются в нашем районе?

(Выступление начальника
экологического надзора района)

Игра со зрителями

Угадайте что это:

1. 1) У меня очень много игрушек сделано
из нее.

2) Она бывает разноцветной, и ее очень
трудно сломать.

3)Предметы, изготовленные из нее, мало
весят.

4) Если ее поджечь, то появляется много
черного дыма, который плохо пахнет.

5) Ее нельзя выбрасывать, так как она
сама по себе в природе не разлагается.

(пластмасса)

2. 1) Ее изобрели китайцы.

2) У нас ее получают из дерева.

3) Она легко горит.

4) Из нее получается очень много мусора.

5) На ней обычно рисуют и пишут.

(бумага)

3.1) Его делают из песка.

2) Чаще всего оно прозрачное.

3) Когда падает, оно разбивается.

4) Если его нагреть, оно становится
тягучим.

5) Брошенное в лесу, оно может стать
источником пожара.

(стекло)

4.1) Это то, чего много в городе, но мало в
деревне.

2) особенно много этого в промышленном
городе, где много заводов и фабрик.

3) От этого люди болеют, нервничают,
громко кричат, и от этого его становится еще
больше.

4) Его издают разные приборы, машины.

5) Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей
среды. Если его много, он вызывает опьянение и
действует, как наркотик.

(шум)

5.1) Этого почти не видно.

2) Его много в промышленном городе, где много
заводов и фабрик.

3) От этого у людей бывает астма, бронхит, рак.

4) Это могут собрать на свои зеленые листья
зеленые растения.

5) В городе, где этого очень много, не растут
лишайники.

( газовые отходы)

6. 1) Это получается, когда становится старым или
ломается.

2) Это можно увидеть везде – в городе, в деревне,
даже вдоль дорог.

3) Это можно сдать и за это получить деньги.

4) Из этого можно сделать что – то новое.

5) Это бывает черным и цветным.

(металлолом)

7. 1) Это всегда черного цвета.

2) Она выделяется при горении.

3) У человека вызывает болезни, а одежда его
делается грязной.

(сажа)

8. 1) Это то, без чего мы уже не сможем прожить.

2) Когда это попадает в воду, образуется много
пены.

3) Это убивает рыбу в воде, растения на земле.

4) С помощью этого все становится чище.

(СМС)

9. 1) Это легче воды.

2) В речке этого много, когда моют машины.

3) Это мешает дышать рыбам.

4) Его надо удалять с поверхности воды.

(машинное масло)

Дети читают стихи


Послушайте!
Речушка вдоль околицы текла.
Негромкая.
Но мы ее любили, дети,
Ее, она ведь первою была
Для нас, и, значит,
Лучшею на свете.
Сейчас в ней всякий хлам
И ржавь, и слизь
Зеленая, и хвощ болотный вылез…
Как будто люди целью задались
Убить ее –
И своего добились.
У всех людей одна планета
И ветрам нет на ней границ.
Как нет границ потокам света
И перелетам диких птиц.
И нам беречь планету надо
Для тех, кто будет после нас.
А мы бездумно сыплем яды
И дом свой травим, не скупясь.
Уже все тоньше слой озона,
А он – щит жизни на Земле.
Уже растут, как язвы, зоны,
Где смерть таится в дымной мгле.
Текут отравленные воды
По руслам рек и под землей,
Дожди спадают с небосвода
Сернокислотною водой.
Леса теряют свою силу,
Уходит нежный запах лип.
Озера, ставшие могилой, В себе хоронят стаи рыб.

Нам жить в одной семье.
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю.
Лететь в одном полете.
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
О, как природа – мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла,
Давайте сохраним
На стрежнях – осетра,
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте – ка мы все
Навек объединимся.
Давайте наши души
Вместе сохраним, тогда мы на земле
И сами сохранимся!!!

Подводятся итоги конкурса
экологических плакатов.

Игра со зрителями.

1. Мировым рекордсменом по количеству отходов
является:

а)Москва; б) Лондон; в) Нью – Йорк;

2. Какая отрасль промышленности во Франции
считается процветающей:

а) производство упаковочных материалов; б)
переработка мусора; в) производство автомобилей;

3. Для того чтобы переработать пластмассу,
необходимо:

а) рассортировать; собрать в одном месте; в)
раскрошить;

4. Самая страшная добавка к воде:

а) бытовой мусор; б) минеральные удобрения; в)
древесина от сплава леса;

5. Где дольше пролежит бумага:

а) пляж; б) двор; в) компостная куча;

Выброшенную бумагу съедят невидимки – микробы
за:

а) 1-2 года; б) 5-8 лет; в) 20 лет и более;

Ведущий 1

: Наша встреча заканчивается. Будем
же беречь нашу землю. Земля – это величайшее
чудо, она у нас одна. Завтрашний день земли будет
таким, каким мы его создадим сегодня.

Ведущий 2:


Стали люди сильными, как боги.
И судьба земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На земле уж белых пятен нету,
Черные сотрешь ли, человек?

Звучит песня А.Пахмутовой на стихи
Р.Рождественского “Просьба”

Следующий: