Главные особенности природы Земли 7-й класс


Цели:

  • Повторить, закрепить, обобщить и
    систематизировать полученные знания по разделу
    «Главные особенности природы Земли».
  • Продолжить формировать умения: применять
    полученные знания на практике; использовать
    различные источники географических знаний и
    информации в процессе поиска решения; выявлять
    причинно-следственные связи; высказывать свои
    мысли; отстаивать свою точку зрения; слушать
    собеседника; аргументировано доказывать и
    объяснять свою позицию.
  • Развивать память, пространственное мышление и
    логику.
  • Воспитывать географическую культуру и культуру
    общения.

Оборудование: карта «Физическая
карта мира», атласы для 7 класса, дидактические
материалы, изготовленные учителем.

Форма урока: урок-путешествие.

Тип урока: урок обобщения и контроля
учащихся.



ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Учитель: Ребята, многие из вас любят
путешествовать. Поэтому после изучения главных
особенностей природы Земли, давайте мы с вами
совершим небольшое путешествие. А ваши знания,
полученные при изучении раздела «главные
особенности природы Земли» помогут нам
преодолеть все преграды на нашем пути. Капитаном
корабля буду – я, а вы – юнгами. Итак, в путь! Но
хочу вас предупредить, что юнга, наиболее
успешно выполнивший задания будет
награждаться медалью моряка. Заработавший
наибольшее количество медалей, получит орден.
Итак, кто же будет лучшим моряком на нашем
корабле «Природа Земли».

2. Обобщение, систематизация, коррекция и
контроль знаний

Задание 1. «Аукцион терминов»

Учитель: Чтобы выйти из нашей гавани, и
плыть дальше, необходимо выполнить первое
задание. Вам необходимо дать определение
следующим терминам. Стоимость одного термина – 1
медаль.

– Платформа;
– Климат;
– Изотермы;
– Водные массы;
– Природный комплекс;
– Широтная зональность;
– Этнос.

Задание 2. «Объяснялки»

Учитель: Погода способствует тому,
чтобы нам немного по рассуждать для того,
чтобы пройти все испытания и плыть дальше. Итак
«Объяснялки». Правильный ответ – 1 медаль.

  1. Почему рельеф Земли очень разнообразный?
  2. Почему атмосферные осадки на Земле
    распределяются неравномерно?
  3. Как вы понимаете утверждение: «Солнце – вот что
    движет воды океана»?
  4. Что называется географической оболочкой?
    Почему называется лито-, атмо-, гидро-, био-?
  5. Почему Землю называют уникальной планетой?

Задание 3. «Найди лишнее слово»

Учитель: Ребята, помните, посередине
Атлантического океана протянулся гигантский
хребет. Наш корабль наскочил на мель. Для нашего
спасения придётся потрудиться, надо справиться
ещё с одним заданием. В каждой строчке есть
лишнее слово, необходимо его найти и объяснить,
почему оно является лишним.

  1. Муссоны, бризы, пассаты, цунами, западные.
  2. Китайцы, японцы, монголы, граниты, туркмены.
  3. Река, море, залив, пролив, океан.
  4. Вашингтон, Москва, Сидней, Лондон, Париж.
  5. Кавказ, Алтай, Кордильеры, Гималаи, Сахара, Анды.

Задание 4. «Умозаключение». «Тест»

Учитель: Для того, чтобы правильно
сманеврировать, я должна быть уверена в ваших
знаниях и умениях. Предлагаю вам следующее
задание. Мне необходимо 4 самых смелых юнги.
Подумайте над этими записями и сделайте своё
умозаключение. Время на выполнение – 6 мин.
Остальным необходимо пройти квалификационный
тест юного моряка. Время – 6 мин., раздаточный
материал на партах уч-ся.
(Приложение)

Квалификационный тест юного
моряка 7 класса.

Фамилия, имя______________________________



Из нижеперечисленных вариантов ответов выбери
правильные и обведи их кружком.

1. Земная поверхность правильно изображена на:

а) глобусе; б) физической карте; в)
политической карте.

2. Позже всех были открыты материки:

а) Африка и Австралия; б) Австралия и
Антарктида; в) Америка и Антарктида.

3. От поясов высокого давления к экватору дуют
ветры:

а) муссоны; б) пассаты; в) бризы.

4. В основании Восточно-Европейской равнины
лежит:

а) платформа; б) складчатые пояса.

5. Пограничные области между литосферными
плитами называют:

а) платформами; б) сейсмическими поясами;
в) плитами.



6. Самая большая солёность Мирового океана в
широтах:

а) экваториальных; б) арктических; в)
тропических.

7. Наибольшее количество осадков выпадает:

а) на экваторе; б) на полюсах; в) тропиках.

8. При движении от полюсов к экватору
температура поверхностных вод Мирового океана:

а) понижается; б) не изменяется;
в) повышается.

Учитель вывешивает таблицу с правильными
ответами, учащиеся выполняют самопроверку.

Учитель: Поднимите руки, те, у кого
нет ошибок.

Задание 5. «Самое-самое»

Учитель: Путешествуя, мы побывали в
различных уголках нашей планеты. А
теперь давайте посмотрим, что же «самое-самое»
встретилось нам на пути? Необходимо не только
назвать, но и показать на карте.

  1. Самый большой океан Земли? (Тихий)
  2. Самые высокие горы мира? (Гималаи)
  3. Самая длинная река мира? (Нил)
  4. Самый большой полуостров мира? (п-в Аравия)
  5. Самый высокий водопад Земли? (Анхель)
  6. Самое глубокое озеро мира? (Байкал)
  7. Самое солёное море мира? (Красное)
  8. Самый маленький океан Земли? (Северный
    Ледовитый)
  9. Самый большой остров Земли? (Гренландия)
  10. Самый большой по площади материк? (Евразия)

Задание 6. «Прибор»

Учитель: Во время путешествия по
Тихому океану нас застиг в пути шторм, с полок
попадали и перепутались приборы. Помогите всё
привести в соответствие, установите
соответствие приборов и элементов погоды. Кто
самый смелый, помогите мне скорей.

Запись на доске:

А)
Барометр
1. Температура.
Б)
Осадкомер
2. Скорость ветра.
В)
Термометр
3. Количество осадков.
Г)
Флюгер
4. Направление ветра.
Д) Гигрометр

5.
Атмосферное давление.

6.
Влажность воздуха.

Время на выполнение – 3 мин.

3. Подведение итогов

Учитель: Итак, наш корабль «Природа
Земли» подошёл к конечной точке нашего пути.
Подведём итоги нашего плавания. Поднимите руки
те, у кого больше всего медалей? Кто же получает
почётный орден моряка?

Литература:

  1. Коринская В.А. и др. География материков и
    океанов: Учебник для VII класса
    общеобразовательных учреждений. – М.:
    «Дрофа». 2002.
  2. Пятунин В.Б. «Контрольные и проверочные
    работы по географии». М.: «Дрофа», 2000.
  3. Пятунин В.Б. «Проверка и оценка результатов
    обучения географии: Метод. Пособие. – М.: ООО
    «Издательство АСТ», 2003.
  4. Я иду на урок географии: физическая география
    материков и океанов. (под ред. К.С. Лазаревича. –
    М.: Издательство «первое сентября», 2000. – 272 с.



Следующий: