Главные формы рельефа суши. 6-й класс

Тип урока:

традиционный урок с применением
мультимедийных технологий.

Цель урока:

углубить понятия рельеф, формы
рельефа; познакомить учащихся с основными
формами рельефа и их классификацией,
сформировать умения составлять описания форм
рельефа.

Задачи:

Образовательные: — дать общее
представление о крупных формах рельефа, раскрыть
силы, под воздействием которых формируется
рельеф; ввести понятия «горы», «горная страна»,
«горный хребет», «межгорная долина»,
«равнина»; классифицировать горы и равнины по
высоте; познакомить с изменением гор и равнин во
времени.

  • Развивающие: — умение описывать горы и
    равнины по плану; умение определять
    географическое положение гор и равнин, их высоту;
    показывать формы рельефа в контурных картах.
  • Воспитательные: — воспитание чувства
    прекрасного через созерцание образов гор и
    равнин в презентации; воспитание культуры
    учебного труда.
  • Оснащение урока:

    физическая карта России,
    карта полушарий, экран с проектором, компьютер,
    карта-схема «формы рельефа», карта с
    изображением (холм, равнина, гора), презентация:
    слайды с основными формами рельефа, атласы с
    контурными картами, учебники.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Учитель:

    Приготовили всё необходимое для
    успешной работы на уроке: учебники, тетради,
    атласы, простые карандаши, линейки, ручки.

    2. Постановка цели урока. Слайд 1

    Учитель: Ребята, посмотрите пожалуйста на
    оформление доски, на карты. Что вы видите? Да,
    верно, горы и равнины. А горы и равнины каким
    одним словом можно назвать? (рельеф)

    -

    Что бы вы хотели узнать на этом уроке?

    -

    Чему научиться?

    -

    А с помощью чего мы это можем сделать так,
    чтобы было интересно, наглядно и легко?
    (Формулируем тему урока и цели урока, исходя из
    ответов учащихся). Слайд 2

    Записали в тетради число и тему урока «Главные
    формы рельефа суши».

    Сегодня мы начнём изучение темы, а на следующем
    уроке продолжим познание рельефа дна океанов.

    3. Изучение нового материала.

    Вступительное слово учителя.

    -

    Ребята, объясните, пожалуйста слово
    «рельеф»? Верно.

    -

    Рельеф земной коры создан под действием
    процессов: каких? (внешних и внутренних).

    -

    Вспомните, что относится к внутренним и
    внешним силам и к чему они приводят? (Внутренние
    силы — это движение земной коры и вулканизм, они
    приводят к образованию разломов, складок,
    поднятий и опусканий. Работа ветра, воды,
    выветривания, ледника, они выравнивают и
    сглаживают рельеф, разрушая горные породы и
    перемещая их с одного места на другое). Слайд3

    - Вы уже знаете что крупнейшие формы рельефа на
    Земле это — Слайд4 (выступы материков и
    впадины океанов). И на дне океанов и на материках
    выделяют две основные формы рельефа: горы и
    равнины.
    (начертить схему в тетрадь)

    И начну я объяснение темы с загадки.

    Что такое? Что такое?
    Очень грозное, большое!
    С ледниками наверху
    И подошвою внизу. (горы)

    1) Работа с учебником.

    - Вы, ребята , молодцы, но давайте найдём в нашем
    учебнике, какое определение дают нам ученные.
    Прочитаем определение вслух. Как оно выделено в
    учебнике? (черным шрифтом) Что значит? Знать
    наизусть.

    Слайд 5.

    Горы — активные участки земной коры,
    здесь очень ярко проявляются все процессы,
    связанные с внутренними силами.

    2) Работа с рельефной таблицей. (карта-врезка)

    - Ребята, одиночные горы встречаются редко. Горы
    суши — это целые горные страны, протягивающиеся
    на сотни и тысячи километров. Главными
    элементами горных стран является: горный хребет
    и межгорная котловина (учитель показывает по
    карте горные страны, хребет, долину и гребень). Слайд
    6.
    Самая высокая часть хребта — гребень,
    понижение в гребне — перевал. (показ по рельефной
    таблице)

    3) Различия гор по высоте

    - Одним из существенных признаков горных
    стран является различие их по абсолютной высоте
    (низкие, средние, высокие). Слайд 7.

    Учитель рассказывает и показывает на карте
    горы разные по высоте, а ребятам предлагается по
    мере заслушивания заполнять таблицу. Слайд 8, 9,
    10.

    Практическая работа №10 (Приложение
    2)

    Составление и объяснение таблицы: «Различия
    гор и равнин по высоте»

    Заполнить таблицу: различие гор по высоте
    запишем соответствующую высоту и по несколько
    примеров для каждого вида.

    Различия гор по абсолютной высоте


    Тип гор Высота гор Примеры (названия)
    Низкие До 1000 м. Средний Урал
    Средние От 1000 до 2000 м. Урал
    Высокие Выше 2000 м. Кавказ, Альпы

    4) Изменение гор во времени.

    Слайд 11.

    Рассказ учителя о том, как изменяются горы со
    временем. Особое внимание уделяем чтению карты.
    - по цвету (шкала высот)

    - Как по карте определить молодые это горы или
    старые, разрушенные?

    Если ребята не могут ответить сами, я прошу их
    сравнить молодого человека и старого. А потом они
    легко выделяют признаки старых разрушенных гор:
    низкие, расколы и трещины. Затем мы смотрим
    высоты на карте и мои ученики делают вывод, что
    старые горы обозначены бледными оттенками
    коричневого цвета, а высокие — яркими
    насыщенными цветами, и чем цвет темнее, тем и горы
    выше.



    5) Значение гор.

    Слайд 12.

    6) Практическая работа №10

    «Обозначение основных гор и равнин на
    контурной карте». Слайд 13.

    Уральские, Кавказ, :- на карте России.

    Уральские, Гималаи, Тибет, Анды, Кордильеры,
    Тянь — Шань, Карпаты — на физической карте
    полушарий. Слайд 14.

    7) Определение равнин.

    Учитель: А теперь познакомимся с равнинами.
    (ребята читают определение равнин с учебника).

    Как выглядит равнина? (ребята отвечают:
    спокойные, устойчивые участки на материках:.)
    Верно. Слайд 15.

    8) Различия равнин по размерам, характеру
    поверхности, абсолютной высоте.

    - Как и горы, равнины имеют разную абсолютную
    высоту.

    Работа с физической картой России — шкала
    высот.

    (учитель говорит определения равнин и
    называет название, а ребята определяют по карте
    каким она будет цветом изображена и приводят
    пример равнины).

    - Равнина с небольшими абсолютными высотами -
    до 200м. Низменность

    Некоторые низменности расположены ниже уровня
    моря,:Прикаспийская,..

    - Посмотрите и назовите пример таких
    низменностей. (зеленым) слайд 16.

    - Равнина, абсолютная высота которой превышает
    500м. Плоскогорье (оранжевым) слайд 17.

    - Мы узнали что такое низменность и плоскогорье.
    А теперь сами составьте определение термина
    «возвышенность» (Возвышенность — участок
    земной поверхности, приподнятый над окружающей
    территорией, с высотами от 200 до 500 м.).

    - Каким цветом обозначены на карте? (желтым). Слайд
    18.

    Практическая работа №10 Слайд 19.

    Составление и объяснение таблицы: «Различия
    гор и равнин по высоте»

    1. Заполнить таблицу: различие равнин по высоте,
    запишем высоту и по несколько примеров для
    каждого вида.

    Различия равнин по абсолютной высоте


    Тип равнин Высота равнин над уровнем моря Примеры (названия)
    Низменности До 200 м. над уровнем моря Прикаспийская, Западно-Сибирская
    Возвышенности От 200 до 500 м. над уровнем моря Среднерусская, Валдайская, Приволжская
    Плоскогорья От 500 до 1000 м. над уровнем моря Среднесибирское, Аравийское, Декан

    2. «Обозначение основных равнин на контурной
    карте России».

    (Западно-Сибирская, Восточно-Европейская,
    Среднесибирское плоскогорье)

    5. Закрепление нового материала

    Географический тренинг. Игра «Самые -
    самые»

    Задание: Я задаю вопрос, вы, ребята, работая с
    физической картой полушарий (атлас стр.14)
    находите ответ, поднимаете руку. Если учитель
    назвал вас, бегом бежите к доске и показываете
    нужный объект.

    1. Самые длинные горы на Земле. (Анды)
    2. Самые высокие горы на суше. (Гималаи)
    3. Самая высокая гора мира. (Джомолунгма или
      Эверест)
    4. Самая большая горная страна в Азии. (Тибет)
    5. Самая высокая вершина Кавказских гор. (Эльбрус)

    Тест: «Основные формы рельефа»

    1. На материке Северная Америка
    находятся горы?

    1 Альпы

    2 Анды

    3 Тянь-Шань

    4 Кордильеры

    5 Атлас

    2. Высокими называются горы,
    абсолютная высота которых превышает

    1 2000м

    2 1000м

    3 500м

    4 1700м

    5 1500м

    3. Среди перечисленных гор средними по
    высоте являются

    1 Гималаи

    2 Анды

    3 Скандинавские горы

    4 Кордильеры

    5 Кавказские горы

    4. Уральские горы разделяют

    1
    Амазонскую и Ла- Платскую низменности

    2 Восточно-Африканское плоскогорье и Эфиопское
    нагорье

    3 Восточно-Европейскую и Западно- Сибирскую
    равнины

    4 Среднесибирское плоскогорье и
    Западно-Сибирскую равнину

    5. Амазонская низменность расположена
    на материке

    1 Африка

    2 Австралия

    3 Северная Америка

    4 Южная Америка

    6. Западно-Сибирская низменность
    расположена на материке.

    1 Африка

    2 Австралия

    3 Южная Америка

    4 Евразия

    7. Возвышенность — это равнина с
    высотами:

    1 Более 1000 м.

    2 От 200 до 500 м.

    3 Менее 200 м.

    4 От 500 до 1000 м.

    Ключ к тесту «Основные формы
    рельефа» Слайд 20.

    1. — 4

    2. — 1

    3. — 3

    4. — 3

    5. — 4

    6. — 4

    7. — 2

    6. Домашнее задание Слайд 21.

    • параграф 20.
    • ответить на вопросы 1 — 4 на странице 73.

    В предлагаемой таблице описать по одному
    примеру гор и равнин, используя план описания.

    7. Оценки.

    8. Рефлексия.

    - Поднимите руки, кому урок понравился, почему?

    - Что вам особенно понравилось на уроке? Что
    легко давалось, было понятно? В чём испытывали
    трудности?

    Ребятам предлагается дорисовать на смайлике
    рот , (веселый-если всё понятно и понравилось , и
    грустный наоборот, если ученик испытывает
    затруднения)

    9. Итог урока

    - Спасибо за урок. Слайд 22.

    Приложение 1.




    Следующий: