Гипотезы проникновения человека на Камчатку. Древние стоянки на территории края

Цели и задачи:

  1. Познакомить учащихся с заселением полуострова
    Камчатка
  2. Сформировать представления о древних людях
    Камчатки и образе их жизни
  3. Воспитание патриотизма, гражданственности,
    терпимости к другим народам и культурам

Оборудование:

физическая карта Камчатки,
атласы “Люби и знай свой край”, фотографии, лист
формата А4 или А3, цветные карандаши.

Тип урока:

комбинированный

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

(Тема “Древние люди” изучается учащимися в 5-м
классе, поэтому было дано опережающие домашнее
задание: повторить, что такое древний каменный
век, новый каменный век, стоянки человека)

Вопросы к классу:

– Когда и где появились на планете первые люди?

– Как шло заселение планеты? (назовите части
света по мере их “открытия” древними людьми?)

– Какие народы населяют территорию нашего
полуострова?


3. Целеполагание

4. Изучение нового материала

– Заселение территории. Рассказ учителя с
элементами беседы.

Предположительно первые люди на Камчатке
появились около 15 тыс. лет назад (во время
последнего оледенения). На территории
полуострова проживали предки
северо-американских индейцев, так как Камчатка
одно из звеньев Берингии. Она представляла собой
сухопутный мост, соединяющий северо-восточную
оконечность Евразии и северо-запад Северной
Америки. Люди в это время проживали в родовых
общинах, занимались охотой и собирательством.
Наиболее значительные археологические находки
расположены в нижнем течении реки камчатки (оз.
Ушковское).

Около 10-11 тыс. лет назад населяющие территорию
Камчатки предки эскимосов, алеутов и ительменов
находились на уровне развития древнего
каменного века. Они жили в полуземлянках,
занимались охотой и рыболовством. В быту
используются собаки.

6 тыс. лет назад появляются первые поселения в
районе г. Петропавловска-Камчатского, оз.
Ушковского и долины реки Облуковина. В это же
время получает развитие керамика, обработка
камня, кроме того большое значение имеет
рыболовство.

В результате сильнейшего извержения вулкана
Ксудач (3 тыс. лет назад) большая часть
полуострова была засыпана пеплом, это привело к
многочисленным жертвам и миграциям населения

В процессе рассказа производиться запись в
тетрадь:

3 тыс. лет назад (1 тыс. лет до н.э.)

Извержение влк. Ксудач

Жертвы и миграции

6 тыс. лет назад новый каменный век

Ушковские стоянки, возле г.
Петропавловска-Камчатского и долина р.
Облуковина

Расщепляли камень, керамика, преобладало
рыболовство

10-11 тыс. лет назад древний каменный век

Ушковские стоянки

Предки эскимосов, алеутов и ительменов

Азия –> Аляска (через Камчатку)

Полуземлянки, хозяйство – рыболовство, охота,
имели собак

Около 15 тыс. лет назад оледенение

Ушковские стоянки (оз. Ушковское, нижнее
течение реки Камчатка)

Самые отдаленные предки северо-американских
индейцев

Камчатка, Чукотка –> Северная Америка

Родовая община, хозяйство – рыболовство, охота

– Стоянки на территории камчатского края и
образ жизни людей. Рассказ о древних стоянках:
Ушковские, район Петропавловска и Елизова,
Жупанова


5. Закрепление

Вопросы к классу:

– Когда появились первые люди на Камчатке?

– Предками, каких народностей они были?

– Закройте глаза и представьте, что вы
очутились в каменном веке, что вы видите, что
слышите, какие запахи разносятся по воздуху. У
вас на партах лежат чистые листы бумаги,
карандаши, опишите или нарисуйте, что вы
почувствовали или увидели.


6. Домашнее задание.

Выучить записи в тетради, если необходимо
доделать последнее задание.

Приложение

Следующий: