Гипотезы происхождения материков и впадин океанов


Цели урока:

1. Помочь обучающимся:

  • осознать социальную значимость изучаемого
    материала связанного с гипотезами происхождения
    материков и впадин океанов;
  • соотношение суши и океана на Земле, их
    распределение между полушариями планеты;
  • материки и океаны как крупные природные
    комплексы Земли.

2. Создать условия для:

  • выяснения соотношения суши и океана на Земле, их
    распределения между полушариями планеты;
  • изучения материков и океанов как крупных
    природных комплексов Земли;
  • развития логического мышления;
  • развития смысловой памяти;
  • развития умений работать с атласом, текстом
    учебника, дополнительной литературой,
    настенными картами, компьютером;
  • развития любознательности, стремления к
    познанию нового.

3. Предметные задачи — (ЗУН) знания, умения,
навыки:

  • усвоение знаний по теме урока;
  • при представлении материала учить делать
    краткие выводы;
  • учить формировать навыки сравнения
    тектонических и физических карт

Тип урока:

изучение нового материала.

Формы проведения урока:

повторение известных
и знакомство с новыми терминами и понятиями/

Литература:

энциклопедия для детей: Т.3
(География). – Составитель С.Т.Исмаилова . –
М.:Аванта +, 1994.

Оборудование: карта строения земной коры
(тектоническая карта), физическая карта мира,
мультимедийный проектор, компьютер, презентация
“Гипотезы происхождения материков и впадин
океанов”.

Термины и понятия:

океаническая кора,
материковая кора, Пангея, Лавразия, Гондвана,
плиты литосферы, платформы, сейсмические пояса.

Ход урока

I. Организационный момент.

Объявление темы урока и совместная с
обучающимися постановка целей и задач урока.

II. Изучение нового материала.

1. Беседа по вопросам для подготовки восприятия
нового материала.

Каково внутреннее строение Земли?

Что называют литосферой?

Какие движения в ней происходят?

На какие группы делят горные породы по
происхождению?

Приведите примеры каждой группы.

Какие горные породы есть в вашей местности?

2. Работа с учебником.

По рис.11. “Схема строения литосферы Земли”
определить:



Какие три слоя составляют земную кору?



Какова толщина земной коры под материками? Под
океанами?

Выделите два признака, отличающие материковую
кору от океанической?



Опишите строение материковой и океанической
коры? (Ответ записать в тетрадь)

3. Сообщение учителя:

Правдоподобная гипотеза происхождения
материков и океанов связана с именем немецкого
учёного А.Вегенера. Он первый заявил о движении
материков (их дрейфе) и в начале 20 века
опубликовал свой труд. Суть гипотезы – много
миллионов лет на поверхности Земли был один
материк Пангея (Лавразия и Гондвана), затем
раскололся.

4. Работа с учебником.

По рис.13. “Плиты литосферы” выполните задание:

Найдите самые большие плиты на карте, назовите
их.

Определите, какие материки и океаны
расположены на каждой плите?

(Ответ записать в тетрадь.)

5. Работа со схемами “литосферные плиты и их
движение”.

Найдите эти же территории на физической карте
мира.

Подтвердите, что в этих районах часты
землетрясения и извержения вулканов.

(Ответ записать в тетрадь.)

6. Сообщение учителя о платформах и
сейсмических поясах:

В основании современных материков лежат
древнейшие относительно устойчивые и
выровненные участки земной коры – платформы, т.е.
плиты, образовавшиеся в далёком геологическом
прошлом.

Пограничные области между литосферными
плитами называют сейсмическими поясами. (Сделать
запись в тетрадь.)

Карта строения земной коры (тектоническая
карта).

Это особая по содержанию тематическая карта, на
которой показаны древние платформы, складчатые
горные области, их возраст, положение
срединно-океанических хребтов, зоны разломов на
суше и дне океанов. (Сделать запись в тетрадь.)

7. Ответы учащихся по выполненным заданиям и
оценка учителем их ответов.

Закрепление. Проверочные вопросы.

Какие сведения (например об Африке) можно
получить при работе с тектонической картой?

Определите, где расположены самые большие
платформы, самые длинные хребты на дне океана,
самые большие зоны островных дуг, глубоководные
желоба.

Задание на дом. § 2, стр. 27–33, составить
вопросы по тектонической карте и задать на
следующем уроке товарищам по классу.

III. Итог урока.

С какими новыми терминами Вы познакомились
сегодня на уроке?

IV. Рефлексия.

Что Вам сегодня понравилось на уроке?

Презентация




Следующий: