Гимназическое образование из опыта работы ГОУ Гимназия № 1584 ЗОУО ДО города Москвы


Рисунок 1

ГОУ СОШ №1131 существует с 1989 года. В
2002-2003 учебном году были открыты лицейские и
гимназические классы. В 2007-2008 учебном году по
результатам аттестации школа получила статус
Гимназии №1584 и в этом режиме работает пятый год.
Главная цель педагогического коллектива
Гимназии – перевод учебного процесса в
учебно-исследовательский, что обеспечивает
логическую взаимосвязь между компонентами
базовых учебных дисциплин, дополнительным
образованием и системой развивающих знаний.
Процесс обучения и воспитания строится на основе
здоровьесберегающих, личностно-ориентированных,
информационно-коммуникативных технологий в
соответствии с концепцией развития
гимназического образования.

Создана эффективная система
образовательного мониторинга, развивается его
информационно- статистическая и социологическая
база на основе внедрения современных
информационных технологий. Расширяется участие
органов ученического самоуправления в принятии
и реализации управленческих решений. Создаётся
эффективная система мониторинга уровня
воспитанности.

Ведущая идея в концепции развития
Гимназии

– это свободное и активное
саморазвитие личности, ценной для общества и для
себя. В связи с этим, Гимназия ставит перед собой
следующие задачи:

1.Повышение рейтинга гимназического
образования по результатам качества
образования, включающего в себя требования по
уровню освоения ключевых компетенций;
достижение высокого качества результатов
обученности и воспитанности.

  1. Увеличение количества педагогических
    работников, имеющих высшую и первую
    квалификационные категории с 72% до 90%.

3.Рост профессиональной компетенции
педагогов:

  • Использование в образовательном процессе ИКТ 80%
    педагогов;
  • Оборудование 5-ти автоматизированных мест
    учителя;
  • Овладение исследовательскими и проектными
    методами обучения на всех ступенях до 80%;
  • Использование современных воспитательных
    технологий, ориентированных на активизацию
    развития и саморазвития;
  • Увеличение удельного веса численности
    учащихся, получающих образование с
    использованием информационных технологий в 1,5
    раза по сравнению с 2006-2007 учебным годом.

Педагогические кадры Гимназии

- это
грамотные, владеющие методикой преподавания
предмета специалисты, обеспечивающие стабильно
высокую результативность в обучении и
воспитании учащихся. Гимназией обеспечены и
организованы условия:

  • для подготовки и непрерывного повышения
    профессионально-педагогической квалификации
    педагогических кадров для работы в
    инновационном режиме;
  • для поддержания социально-профессионального
    статуса педагогов и их инновационного
    потенциала;
  • для качественного информационного всеобуча
    педагогов;
  • модернизирована модель управления предметными
    кафедрами.

Педагогический коллектив, максимально
используя потенциальные возможности каждого
ученика, обеспечивает высокий уровень усвоения
учебного материала, вырабатывает устойчивые
познавательные интересы. В Гимназии созданы
комфортные условия успешности обучения каждого
ученика и учителя.



Всего педагогических работников в 2011-2012
учебном году – 86 человек, из них имеют:

высшую квалификационную категорию 48 чел.

первую квалификационную категорию 15 чел.

вторую квалификационную категорию 16 чел.



Качественный состав педагогических
кадров

:

  • Заслуженный учитель 5чел.
  • Почетный работник общего образования РФ 14чел.
  • Почётный работник города Москвы1чел.
  • Отличник народного просвещения7чел.
  • Почётной грамотой МО РФ21чел.
  • Лауреат ПНПО 11 чел.
  • Грант Москвы 13чел.
  • Кандидат наук 3 чел.
  • Мастер спорта 2 чел.
  • Молодые специалисты5 чел.
  • Медаль “Ветеран труда” 2 чел.
  • Медаль “В память 850-летия Москвы”6 чел.
  • Удостоверение “Ветеран труда”18 чел.

Девизом творческой работы
педагогического коллектива по реализации
гимназического образования являются прекрасные
слова поэта Н.Заболоцкого:

- Два мира есть у человека:
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.

-Какой же мир, по мере сил, творят
учителя нашей Гимназии? Мы понимаем, что
повышение качества гимназического образования с
использованием современных технологий
невозможно без информационно-образовательной
среды. В Гимназии имеются:

Компьютерные классы 3

Медиацентр 1

Компьютеры 52

Медиапроекторы 11

Интерактивные доски 4

Лингафонные кабинеты 6

Качество образования определяется
степенью достижения намеченных образовательных
результатов, отвечающих потребностям
государства, учащихся, их родителей, ВУЗов,
работодателей. В связи с этим учебный план
Гимназии как многопрофильной Гимназии состоит
из предметов базового компонента,
гимназического (школьного) компонента, курсов по
выбору (за счёт вариативной части плана). В
инвариантной части базовый компонент реализует
видовое своеобразие московского гимназического
образования, в вариативной – специфику
многопрофильной Гимназии. Гимназический
компонент реализует типологическое своеобразие
гимназического образования:

  • языкового в своей основе (английский язык –
    основной, немецкий язык – второй);
  • универсально-профильного (профилизация через
    расширение или углубление избранной области
    знаний);
  • ориентированного на развитие у учащихся
    универсальных способностей к активному
    интеллектуальному труду.

Курсы по выбору

призваны дополнять
углублённые курсы, создавая дополнительное
образовательное поле в выбранном профиле.
Осуществляется ранняя профориентация
школьников и создаются условия для
самообразования и самоопределения учащихся. Для
реализации задач гимназического образования в
учебном плане 5-9 классов выделяются
дополнительные часы:

  • для изучения иностранных языков;
  • для изучения информатики как языка;
  • на преподавание курсов по выбору, проектной
    деятельности;
  • на преподавание литературы, математики,
    истории, обществознания, естествознания.

Гимназические классы




сориентированы на 6-ти дневную рабочую неделю.
Учебный план Гимназии, сформированный с учётом
традиций, специфики работы и обучения по ИУП в 10-11
классах, обеспечивает индивидуальный характер
развития и обучения школьников в соответствии с
их интересами и способностями. Созданная модель
ГЭП “Совершенствование форм обучения
старшеклассников по ИУП” получила одобрение
педагогической общественности.

В старшей школе приоритетными
направлениями деятельности являются:

  • непосредственное участие обучающегося в
    организации своей учёбы и её оценивании,
    индивидуализации образования, возрастание роли
    самостоятельной работы;
  • организация работы учащихся в музеях,
    библиотеках, на кафедрах ВУЗов в рамках
    выбранного профиля;
  • возможность перехода на экстернатную форму
    обучения по отдельным предметам с целью
    высвобождения времени;
  • подготовка к ЕГЭ в урочное и внеурочное время
    (элективные курсы).

Индивидуализация образовательного
процесса

осуществляется на основе
психолого-педагогического сопровождения,
нацеленного на успешное обучение и развитие
ученика в различных ситуациях школьной жизни.
Многопрофильная модель обучения позволяет
учащемуся взять желаемую нагрузку по силам.
Работа в группах расширенного и углублённого
изучения предметов заставляет широко внедрять
новые информационные и педагогические
технологии, в том числе
проектно-исследовательскую деятельность
учащихся.

В ходе реализации гимназического
образования постоянно совершенствуется система
психолого-педагогического сопровождения
развития личности гимназиста. Систематически
отслеживается уровень физического, психического
и психологического здоровья школьников.
Совершенствуется практика психологического
консультирования педагогов, родителей и
учащихся по проблемам личностного и
профессионального самоопределения.
Разрабатываются индивидуальны образовательные
маршруты гимназистов. Проводится обучение
органов родительского и ученического
самоуправления навыкам взаимодействия по
реализации “Программы развития”. Привлекаются
органы самоуправления (педагогов, родителей,
учащихся) к процессу самообследования и
самооценки инновационной деятельности.

Накоплен опыт реализации
гимназического образования и во внеклассной
работе
. Для воспитания, обеспечения процессов
взросления ребёнка необходима детско-взрослая
общность, способность увлечь его, передать ему
особое видение мира. Мы стремимся создать такое
образовательное пространство, в котором
проявится возможность брать на себя
ответственность за социальное действие, в
котором дети могут реализовать себя. Становление
в Гимназии детско-взрослой общности
обеспечивает реальную связь поколений,
возможность продолжать традиции:

  1. День Знаний.
  2. Проведение олимпиад по различным предметам.
  3. Проведение интеллектуального марафона.
  4. Заседания ШНО.
  5. День учителя.
  6. День самоуправления – Учитель Дублёр.
  7. Организация дежурств по Гимназии и генеральная
    уборка.
  8. Организация уборки территории Гимназии.
  9. Зимний праздник – Новый год.
  10. Вечер встречи с выпускниками Гимназии.
  11. Экскурсии по плану.
  12. Участие в лагерях школьного актива.
  13. Оформление Гимназии к мероприятиям.
  14. Анкетирование учащихся Гимназии.
  15. Посвящение в гимназисты.
  16. Участие команды ДЮП в районных и окружных
    мероприятиях.
  17. Участие в школьных, районных и окружных
    спортивных соревнованиях.
  18. Участие в осенних туристических слётах.
  19. Участие в конкурсах военно-патриотической
    песни и конкурсе литературно-музыкальных
    композиций, посвящённых ВОВ.
  20. Участие в конкурсах “Юные таланты Московии”.
  21. Сотрудничество с киностудией “Март”.
  22. Праздник “8 Марта”.
  23. Праздник, посвящённый Дню Победы.
  24. Организация встреч с ветеранами ВОВ и
    поздравление блокадников Ленинграда.
  25. Работа музея.
  26. Праздник “Последний звонок”.
  27. Выпускной вечер.
  28. Ежегодный историко-художественный бал.
  29. Дни исторического и культурного наследия.
  30. Митинг “Дети против терроризма”.
  31. Творческие отчёты по ежегодным заданиям
    Гимназии.
  32. Сотрудничество с Белоруссией (Гимназия №31).
  33. Участие в конкурсе “Созвездие Кунцево”.
  34. Участие в окружных мероприятиях “Союз
    нерушимых” и “Славянская мозаика”.

Формой поддержания и воспроизведения
традиций является праздник – это средство
восстановления и сохранения в памяти значимого
для общности события. Одним из любимых дел
Гимназии является подготовка
литературно-исторического бала (тема меняется
ежегодно – А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев,
А.А.Фет). Подготовка к балу проходит через
экскурсии, межпредметные интеллектуальные игры.
Число участников не ограничено, причём успех
предыдущего года рождает успех последующего.

В Гимназии сложилась система
дополнительного образования
, направленная на
удовлетворение в самовыражении, в
самоопределении и самоопределении учащихся.
Удачным оказалось участие гимназистов в
различных конкурсах, проводимых на английском и
немецком языках. Система дополнительного
образования стимулирует ребёнка принимать
участие в различных школьных делах, расширяет
возможность школьника для демонстрации его
личных достижений. Проектная работа учащихся
имеет большие перспективы, органично включается
в единое научно-информационное пространство
Гимназии. Метод проектов – это высокая
мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей.
Повышение качества образования учащихся
происходит за счёт обеспечения комплекса
компетенций, включающих теоретические
прикладные знания и умения, в процессе их участия
в научно-исследовательских проектах и конкурсах
(“Эврика”, “Забелинские чтения” и т.д.).

В Гимназии работает корпункт,
функционирует ГЭП “Я шагаю по Москве”
(2007-2009). Второй уровень (с 2009 года) “Создание
развивающего пространства образовательных
учреждений через сочетание различных форм
экскурсионно-просветительской деятельности и
вовлечение в него историко-культурного
потенциала города Москвы и Московской области”.

В Гимназии выпускается школьная
газета “Знайка”
с 2008-2009 учебного года. Рубрики
газеты:

  1. “Это интересно”:
  • темы, посвящённые жизни замечательных людей;
  • тема “Гимназия” (форма, экзамены, знаменитые
    люди-гимназисты);
  • тема “Ордена”, посвящённая орденам России;
  • тема “Праздники” (Новый год, 8 Марта и т.д.);
  • тема “Факты и только факты”, посвящённая
    редким животным; насекомым; учёным).
  1. Тематические :
  • Великая отечественная война (блокада
    Ленинграда, герои былых времён — Кунцевские
    имена, Музей ВОВ, сочинения, встречи с
    ветеранами).
  • День космонавтики (С.П.Королёв, К.Э.Циолковский и
    др.).
  • День учителя (юбилей школы).
  • День знаний.
  • Музей “Истоки”.
  • Математическая газета.
  • Литературные встречи.

III.Визитная карточка (статьи,
посвящённые классу).

IV.Беседы с психологом (чего не надо
бояться, умение сказать “нет” и т.д.)

Перспектива развития газеты — открытие
рубрик:

  • “Это интересное слово” (словообразование);
  • “Как прекрасен этот мир” (экология окружающего
    мира, поведение гимназиста и т.д.);
  • “Все работы хороши — выбирай на вкус”
    (профессии, специальности).

Гимназисты очень любят спорт, есть
достойные успехи в этих видах деятельности. Всё
это рождает освоение учащимися социальных ролей,
выстраивание отношений со сверстниками,
защищённое от его собственных комплексов,
готовности к эффективным коммуникациям,
приобретение навыков общения, самореализации,
принятие на себя ответственности, формирование
самостоятельности.

Особое место в жизни Гимназии занимает
краеведческий музей “Истоки”,
экспозиции которого включают в себя следующие
направления:

  • “Кунцево в далёком прошлом”.
  • “Обитатели Кунцевской вотчины” (Кунцевский
    Медичи).
  • “Военная история России в судьбах наших
    дедушек и бабушек”.
  • “Кунцево вчера, сегодня, завтра”.

Все наши школьные дела – это создание
модели гражданского поведения, включающей
учащегося в проигрывание той или иной ситуации,
воспитание личности с высоким уровнем
гражданского сознания и интеллектуального
развития. Педагогический коллектив Гимназии
старается создать такие условия, в которых бы
ребёнок сам захотел стать таким, каким нам его
хочется видеть. Традиционным стало получение
каждым классом задания на весь учебный год, для
выполнения которого необходимо встретиться с
участниками (свидетелями) событий, совершить
экскурсии по заданной теме, затем представить
творческий отчёт, который продолжить в проектах,
литературно-музыкальных композициях, сборе
материалов для школьного музея.

Социальное партнёрство Гимназии:

  • ЗОУДО
  • ОМЦ
  • Управа Кунцево
  • Муниципалитет Кунцево
  • Совет ветеранов Панфиловской дивизии
  • Совет ветеранов — блокадников Ленинграда
  • МосГорСютур
  • Педагогический отряд МАТИ
  • Дет.киностудия “Март”
  • Телеакадемия (канал “Столица”)
  • ДООЦ “Западный
  • Центральный музей ВОВ (на Поклонной горе)
  • Государственный исторический музей
  • Приокско-террасный заповедник
  • Политехнический музей
  • Краеведческая библиотека им.Забелина
  • ДТ “Рублево”
  • ДТ “Кунцево”
  • ЦВР “Синегория”.
  • На реализацию гимназического
    образования работает и ОЭП “Апробация и
    внедрение новых форм и технологий в работе с
    детьми по пропаганде противопожарных знаний и
    безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях
    в условиях дополнительного образования”,
    в
    рамках работы которой создана дружина юных
    пожарных. Основные направления работы ДЮП:

    • Обучение членов ДЮП основам пожарной
      профилактики.
    • Ознакомление с пожарной техникой.
    • Участие в творческих конкурсах
      декоративно-прикладной направленности
    • Организация встреч с ветеранами пожарной
      охраны.
    • Проведение соревнований по пожарно-прикладному
      спорту.

    Рисунок 2.

    Рисунок 3.

    Рисунок 4.

    В Гимназии введена форма (парадная
    – чёрно-белая). В октябре 2009-2010 учебного года мы
    праздновали 20-летие школы – это был настоящий
    душевный праздник для всех участников
    образовательного процесса.

    Рисунок 5.

    Рисунок 6.

    -И в 21-м веке, страшном, дивном,
    Так много злого выползает в свет.
    Да будем же добры, мудры, наивны –
    Другой защиты будущему нет!

    Рисунок 7.

    Рисунок 8.

    Рисунок 9.

    Рисунок 10.

    Рисунок 11.

    Рисунок 12.

    Рисунок 13.

    Рисунок 14.

    Рисунок 15.

    Рисунок 16.




    Следующий: