Гимназический конкурс элективных курсов

В “Концепции модернизации российского
образования на период до 2010 года” говорится о
необходимости “отработать и ввести гибкую
систему профилей обучения в старшей школе, в том
числе путем кооперации старшей ступени школы с
учреждениями начального, среднего и высшего
профессионального образования”.

Для решения проблемы профильного обучения
разработана “Концепция профильного обучения на
старшей ступени общего образования”, в которой
рассматриваются вопросы и цели профильного
обучения.

Согласно этой концепции система профильного
обучения должна включать три типа учебных
предметов: базовые общеобразовательные, профильные
общеобразовательные предметы
, элективные
курсы.

Элективные курсы – обязательные для
посещения курсы по выбору учащихся, входящие в
состав профиля обучения на старшей ступени
школы. Элективные курсы реализуются за счет
школьного компонента учебного плана и выполняют
две функции: поддержка изучения основных
профильных предметов на заданном профильным
стандартом уровне и построение индивидуальной
образовательной траектории, позволяющей
учащемуся легко встроиться в систему
непрерывного профессионального образования для
осуществления дальнейшего профессионального,
карьерного и личностного роста. Как
подчеркивается в “Федеральной целевой
программе развития образования на 2006-2010 годы”:
“в условиях стремительного развития и
расширения доступности открытых информационных
сетей трансляция “готовых” знаний перестает
быть главной задачей учебного процесса,
снижается функциональная значимость и
привлекательность традиционных методов
обучения”. Элективные курсы как раз и призваны
разрешить это противоречие старой школы,
предоставляя ученику возможность выбора,
возможность уделять больше времени тем
предметам к которым он имеет большую
предрасположенность.

Количество элективных курсов, предлагаемых в
составе профиля, должно быть избыточно по
сравнению с числом курсов, которые обязан
выбрать учащийся. При этом примерное соотношение
объемов базовых общеобразовательных, профильных
общеобразовательных предметов и элективных
курсов определяется пропорцией 50 : 30 : 20.

В соответствии с “Концепцией модернизации
российского образования на период до 2010 года”,
педагогическим Советом нашей гимназии принято
решение развернуть работу способствующую
совершенствованию научно-методического
сопровождения воспитательно-образовательного
процесса гимназии, развитию инновационной и
экспериментальной деятельности педагогических
работников, повышению качества методической
работы и профессионализма педагогов. Именно это,
по нашему мнению, должно повлечь за собой
повышение качества работы по образованию и
воспитанию подрастающего поколения. Для
выполнения этих задач был учрежден
гимназический конкурс элективных курсов.
Конкурс будет проводится администрацией
гимназии при участии педагогов различных
профилей.

В конкурсе могут принимать участие
педагогические работники основной школы,
преподаватели средних специальных и высших
учебных заведений, работающие в гимназии по
совместительству, а так же коллективы, подавшие
заявки на участие в конкурсе. Выдвижение
кандидатов для участия в конкурсе может
осуществляться: посредством самовыдвижения,
педагогическим коллективом гимназии,
методическими объединениями. Участие в конкурсе
является сугубо добровольным.

Конкурс включает в себя три этапа.

На первом этапе в оргкомитет конкурса в
машинописном виде (компьютерном наборе) подается
заявка-представление на участие в конкурсе с
указанием выбранной номинации, темы
представляемых материалов, а так же дается
краткая аннотация с указанием практической
эффективности работы. В заявке указываются
фамилия, имя, отчество участника (участников);
дата рождения; место работы, должность, ученая
степень, звание, награды (если есть), стаж
педагогической работы, сколько лет
разрабатывался элективный курс, а так же данные
для обратной связи. На основании заявки
участники конкурса получают консультацию по
организационным вопросам.

На втором этапе материалы подаются в
оргкомитет конкурса в соответствии с заявленной
номинацией. Дополнительные материалы (комплект
иллюстраций, таблиц, схем и т.п.) представляются
по усмотрению.

Третий этап является очным: это публичная
защита представленной на конкурс авторской (или
коллективной) работы, прошедшей в 3 этап конкурса
и ответы на вопросы жюри .

Конкурс проводится по 5-и номинациям:

  1. Элективные курсы относящиеся к гуманитарному
    циклу.
  2. Элективные курсы относящиеся к
    естественнонаучному циклу.
  3. Элективные курсы относящиеся к математическому
    циклу.
  4. Элективные курсы относящиеся к информационному
    циклу.
  5. Элективные курсы относящиеся к экономическому
    циклу.

В номинациях могут принять участие
педагогические работники первой и высшей
квалификационной категории, ведущие
экспериментальную и научно-исследовательскую
работу по совершенствованию структуры и
содержания образования, предпрофильной
подготовке и профильному обучению, использующие
в своей работе современные педагогические
технологии, инновационные программы, а так же
организующие поисковую и
научно-исследовательcкую работу учащихся.
Участники представляют на конкурс один или
несколько курсов (на выбор).

В качестве дополнительных материалов
принимаются: дидактическое сопровождение
учебно-воспитательного процесса, видеозаписи
уроков, опубликованные материалы по выбранной
проблематике, сценарии иллюстрирующие процесс
учебного иследования и т.д.

Судейство конкурса осуществляют конкурсная
комиссия и жюри конкурса, состав которых
утверждается приказом по гимназии. Судейство
второго этапа осуществляет конкурсная комиссия,
в состав которой входят руководители
методических объединений и опытные педагоги. В
её задачу входит определение участников
третьего этапа.

Судейство третьего этапа будет осуществлять
жюри конкурса, в состав которого входят
специалисты Центра Непрерывного Образования
Кемеровского Государственного Университета и
учителя имеющие высшую квалификационную
категорию. Задачей этапа является определение 5
пауреатов (по одному в каждой номинации).

Общее руководство конкурсом осуществляется
оргкомитетом, утвержденным приказом директора
гимназии. В состав оргкомитета входят учителя
гимназии. Именно Оргкомитет: формирует
номинационное жюри и номинации конкурса;
утверждает список участников; определяет
условия и сроки проведения этапов конкурса;
разрабатывает единые критерии оценки конкурсных
материалов; организует награждение лауреатов
конкурса.

Награждение лауреатов конкурса решено
проводить на ежегодном весеннем гимназическом
празднике “День гордости и чести”, в апреле.
Лауреаты конкурса получат дипломы гимназии и
ценные подарки. Им будет присвоено звание
“Лауреат гимназического конкурса элективных
курсов” . По завершению конкурса будут выявлены
материалы для рекомендации к публикации. Лучшие
материалы будут рекомендованы для внедрения в
учебный процесс в гимназии, а также для участия в
городских и областных конкурсах.

В этом году конкурс элективных курсов будет
проводиться впервые, но уже сейчас он вызвал
самый живой интерес, что говорит о высоком
творческом потенциале педагогического
коллектива. Создание банка элективных курсов,
разработанных педагогами именно нашей гимназии
будет способствовать не только повышению
качества преподавания но и обеспечнию
преемственности в преподавании профильных
предметов в нашей гимназии.

Следующий: