Гимнастика ума. Географический мир Д. С. Лихачева

Идея проведения игры в виде интеллектуального
соревнования возникла после проведения уроков
“Лихачевские чтения” 1 сентября 2007 г.

Оборудование:

аудиозапись песни “Вьется
дымка золотая” в исполнении Л. Орловой,
аудиозапись музыки из балета П. И. Чайковского
“Щелкунчик”, аудиозапись с отрывком из сказки
“Крокодил” в исполнении К. Чуковского, 3
компьютера с подключением к сети Интернет,
карточки с вопросами.

Человека создает земля. Без неё он
ничто, но и землю создает человек. От человека
зависит её сохранность, мир на земле, умножение
её богатств.

Д. Лихачев

Путешествовать нужно по родной стране
как можно раньше и как можно чаще.

Д. Лихачев

Ведущий

: 100 лет назад 28 (15) ноября 1906 года
родился выдающийся ученый и человек, Гражданин
своего Отечества Дмитрий Сергеевич Лихачев.
Этому юбилею мы посвящаем сегодняшнюю встречу на
игровом поле. Для россиян имя Лихачева значит
многое. Дмитрий Сергеевич не только большой
ученый, мыслитель и общественный деятель. Яркий
незаурядный человек, он сумел, несмотря на все
перипетии судьбы, сохранить и подлинную
интеллигентность, и честь, и беспримерную любовь
к своей Родине. “Географический мир Д. С.
Лихачева” — тема нашего интеллектуального
соревнования “Гимнастика ума”. Нам предстоит
вспомнить географию жизни Дмитрия Сергеевича, и
почувствовать тесную связь произведений
академика с географией России.

1 раунд. Интернет гейм.

Командам по очереди
предлагается прослушать аудиозапись, ответить
на вопрос-подсказку к последующему заданию.
После прослушанных 3 записей по 2 человека от
команды, получив задание на карточках,
направляются к компьютерам для поиска ответа на
сайтах Интернет сети. Возвращаются по мере
готовности (максимальное время работы за
компьютером — 30 мин. ) Заслушивание ответов
происходит после 8 раунда.

Группа А

Звучит запись с отрывком из песни “Вьется
дымка золотая” в исполнении Л. Орловой.

В каком кинофильме (с географическим названием)
прозвучала эта песня “Молодежная” в исполнении
Любови Орловой? (к/ф “Волга-Волга)

Карточка с заданием:

Объясните слова (словосочетания)

“Кавказ и Меркурий”

Беляна

Подберите описание Волги в “Воспоминаниях” Д.
С. Лихачева.

Группа В

Звучит запись с отрывком из балета П. И.
Чайковского “Щелкунчик”.

Вы узнали произведение русского композитора?

Карточка с заданием:

Объясните словосочетания: 1910 год в связи со
звучавшим музыкальным отрывком

“прощебесь с дороги”

Подберите отрывок в “Воспоминаниях” Д. С.
Лихачева, описывающий впечатления от выпавшего
первого снега.

Группа С

Звучит запись с отрывком из сказки “Крокодил”
в исполнении К. Чуковского.

Где произошло знакомство Мити с автором и его
произведениями? (На даче в Куоккале)

Карточка с заданием:

Объясните словосочетания:

Маркизова лужа.

“На море все спокойно, но…”.

Подберите отрывок из “Воспоминаний” Д. С.
Лихачева о полученном уроке уважения к другим
нациям. Приложение 1.

2 раунд. “География воспоминаний”.

Ведущий
командам по очереди задает вопросы, которые
требуют кратких ответов. Вопросы составлены на
основе текста книги Д. С. Лихачева
“Воспоминания”. Время на обдумывание 7 сек . 1
вопрос -1 балл.

Для группы А

  1. Где родился Дмитрий Сергеевич Лихачев. ( в
    Петербурге)
  2. На территории какой губернии России снимали
    дачу родители Мити? (Великого княжества
    Финляндского)
  3. Область, в которой проводил Митя каникулы с
    одноклассниками из школы К. И. Мая. (Псковская)
  4. Религиозные верования семьи по материнской
    линии. (Старообрядческие)
  5. Какому дереву Митя загадывал свои детские
    желания? (Петровскому дубу)
  6. В каком ВУЗе проходило формирование научных
    интересов будущего академика? (в Ленинградском
    университете)
  7. Начальный пункт летнего путешествия членов
    студенческого кружка “Космическая академия
    наук” (Владикавказ)
  8. На языке какой страны звучало приветствие
    членов “Космической академии наук” — “хайре”?
    (Греции)
  9. Какое место в России Д. Лихачев считал лучшим
    краем, где происходит сочетание настоящего и
    прошлого, современности и истории, человека и
    природы. (Русский Север)
  10. Ударником строительства какого объекта явился
    Дмитрий Сергеевич Лихачев в 1931 г. ? (Беломорско –
    Балтийского канала)

Для группы В

  1. Какой город формировал первые впечатления
    Дмитрий Сергеевич Лихачева:? (Петербург)
  2. В каком городе жила семья Лихачевых в
    1911-1912годах, переехав туда после назначения отца
    на новую должность?. (в Одессе)
  3. Назовите населенный пункт под Петербургом, где
    снимала дачу семья Лихачевых до революции.
    (Куоккала – Репино)
  4. Место двухнедельного путешествия с
    одноклассниками Лентовской школы в 1921 г. (Русский
    Север, Мурманск, Архангельск)
  5. К какой стране, помимо России, учитель П. В. Георг
    воспитывал любовь на “заместительских уроках”
    в “Лентовке”? (Франции).
  6. Почему в семье Лихачевых до революции никогда
    не было собак? (старообрядческая традиция)
  7. Назовите дорогу, по которой прошли летом 1927 г.
    члены “Космической академии наук”.
    (Военно-Осетинская)
  8. Где находилось священное место академиков из
    КАНа? (Царское Село, гора Парнас)
  9. Какой “Архипелаг возникает из моря”?
    (Соловецкий)
  10. Какая городская площадь чаще всего
    вспоминалась Д. Лихачеву в ссылке? (Дворцовая)

Для группы С

  1. В каком районе города находилась первая школа Д.
    Лихачева? (на Васильевском острове)
  2. Какой музей в настоящее время находится в
    церкви, куда ходили предки Д. Лихачева? (музей
    Арктики и Антарктики)
  3. Где находился маленький рай Дмитрия Лихачева: (в
    Крыму, район Мисхор – Алупка — Ливадия)
  4. В каком городе Мите довелось встретиться с
    ровесником цесаревичем Алексеем в начале 20 века?
    (в Ялте)
  5. Любимое место (населенный пункт) домашней
    воспитательницы (няни Мити) Катеринушки? (Усть –
    Ижора)
  6. Конечный пункт путешествия членов
    “Космической академии наук” летом 1927 г. (Сухуми)
  7. Почти официальное название линии четных домов
    Невского проспекта. (солнечная сторона).
  8. Рядом с каким географическим физическим
    объектом был Д. С. на участке БелБалтстроя на
    Медвежьей горе? (Онежское озеро)
  9. Что помогло сохранить душевное здоровье на
    Соловках? (природа)
  10. В какую страну по словам Лихачева, следует
    отправиться, чтобы испытать целительную силу
    европейского юга? ( в Италию)

3 раунд. “Письма о добром”.

В качестве
подготовки к игре командам дано задание: из
доброго и мудрого послания человеку Д. С.
Лихачева выберите самое “географическое”
письмо. В ответе кратко сформулируйте мораль
(поучительный вывод) письма и раскройте
географическую составляющую его содержания.
Максимальное количество баллов за задание –6.
Приложение 2.

4 раунд. “Ты мне – я тебе”.

Вопросы команды
готовят по теме игры для команды соперников.
Задает первой команда, набравшая меньшее
количество баллов. Отвечает команда, изъявившая
желание. За качество вопроса до 2 баллов, за
полноту ответа до 3 баллов.

Варианты вопросов от команд

Группа А

Одной из мальчишеских забав Мити
Лихачева было занятие “печь блины”. Где Митя
этим занимался? (На Финском заливе. “Печь блины”
- это пускать по воде плоские камушки. )

Группа В

“В мой дом солнышко 2 раза в день
заглядывает — утром раненько поздоровается, а
вечером к закату попрощается”. Из воспоминаний
Катеринушки о своем доме в Усть – Ижоре. Как
такое возможно, если окна в доме расположены на
одной стороне? (Окна в доме смотрят на север,
возможно в летнее время. )

Группа С

Из воспоминаний академика:
“Родители бдительно следят за тем, как я
одеваюсь, выходя на улицу. То нужен башлык, и
башлык можно повязать по-разному – стоячком или
просто за спину, а то и обмотать вокруг шапки и
шеи. Иногда галоши надо сменить на ботинки,
надеть гамашки или теплые чулочки”. Объясните
необходимость такой заботы родителей о здоровье
Мити. (Неустойчивость погод в Петербурге, в силу
положения в высоких широтах и на берегу
Балтийского моря. )

После подведения итогов этого раунда
болельщики команд могут получить кроссворды
(приложение 3). Отгаданные задания кроссвордов
сдают в конце игры жюри.

5 раунд. “Темная лошадка”.

В качестве
“темной лошадки” для проведения этого раунда
приглашен призер литературных олимпиад. Этот
раунд посвящен столичным городам России. Каждый
ответ оценивается в 1 балл.

“Странный народ русский: была столица в Киеве
– здесь слишком тепло, мало холоду; переехала
русская столица в Москву — нет, и тут мало холода,
подавай бог Петербург!” Так писал Н. Гоголь в
“Петербургских записках”. Продолжая
противопоставление российских столиц, он пишет:
“Одна ещё до сих пор русская борода, а он уже
аккуратный немец. Как раскинулась, как
расширилась старая Москва! Какая она нечесаная!
Как сдвинулся, как вытянулся в струнку щеголь
Петербург! Перед ним со всех сторон зеркала: там
Нева, там Финский залив”. Теме сравнения двух
столиц Марина Цветаева посвятила следующие
строки:



“Над городом, отвергнутым Петром,
Перекатился колокольный гром.
Гремучий опрокинулся прибой
Над женщиной, отвергнутой тобой.
Царю Петру и вам, о царь, хвала!
Но выше вас, цари: колокола.
Пока они гремят из синевы –
Неоспоримо первенство Москвы.
-И целых сорок сороков церквей
Смеются над гордынею царей!”

Тема двух столиц не оставила равнодушным и
Дмитрия Сергеевича Лихачева. В своих
выступлениях академик неоднократно подчеркивал,
что столицы “непросто не похожи друг на друга -
они контрастируют друг другу, а значит
взаимодействуют”.

  1. Посредством чего происходит взаимодействие,
    что является связующей нитью между 2-мя столицами
    начиная с 1851 века? (Железная дорога).
  2. “Резкое несходство городов, несходство не
    простое, а дополняющее друг друга” видно
    путешествующим сразу. Какие архитектурные
    постройки городов позволяют академику сделать
    такой вывод? (железнодорожные вокзалы Московский
    в Ленинграде и Ленинградский в Москве одинаковы).
  3. Железная дорога, связующая две столицы, почти
    идеальная прямая линия, “проходит по пустынным
    местам: леса, леса, поля, болота, опять леса,
    мелкие населенные пункты”. Какой старинный
    русский город, единственно крупный, стоит на
    трассе? (Тверь).
  4. По мнению академика “По этой трассе строятся …
    линеарные города”. В чем особенность линеарного
    города? (Длинный, с легким доступом в леса и поля,
    с сохранением всех памятников культуры и
    возможностью поездки на день по магистрали в
    Москву или Петербург. )
  5. “Должен быть создан новый тип населенных
    пунктов местностей, где жить было бы удобно и с
    доступом во все культурные центры: в лучшие
    библиотеки, в лучшие театры, в лучшие концертные
    залы. Один из проектов такой населенной
    местности давно мечтается мне в часы отдыха от
    основной работы”. Какое название придумал Д. С.
    Лихачев для своего проекта? (Москволенинград)

6 раунд. “Мнение академика”.

Ведущий задает
вопросы, составленные по тексту статьи Д. С.
Лихачева “Русская природа и русский характер”.
Отвечает команда, которая первой изъявила
желание. Правильным является ответ близкий по
смыслу к тексту первоисточника. При неправильном
ответе право испытать себя переходит к другой
команде. При правильном ответе ведущий в
подтверждение зачитывает цитату из статьи
“Русская природа и русский характер”. Каждый
ответ оценивается до 2 баллов

  1. Что соединяет город и природу, по определению
    Дмитрия Сергеевича Лихачева? (“Пригород-это
    слово как нарочно созданное, чтобы соединить
    представление о городе и природе. Город идет к
    природе через пригород”. )
  2. Усилиями каких двух великих культур создавался
    русский пейзаж? (“Культуры человека, смягчавшего
    резкости природы, и культуры природы, в свою
    очередь, смягчавшей все нарушения равновесия,
    которые невольно создавал в ней человек”. )
  3. В чем выражается, по мнению академика, культура
    природы? (“Живет… сообществом… Сосны, например,
    имеют “соседями” определенные лишайники, мхи,
    грибы, кусты… Известные правила поведения
    свойственны не только животным, но и растениям.
    Деревья тянутся к солнцу по-разному…”. )
  4. Как в России от географической широты зависит
    соотношение человек-природа? (На севере в России
    было больше природы; чем ближе к степи, тем больше
    человека”. )

7 раунд. “География мест”

. Участники команд
вытягивают по очереди карточки с цитатами из
произведений Д. С. Лихачева (“Воспоминания”, “
Раздумья о России”, “Заметки о русском”) и
определяют, о какой местности идет речь в цитате?
Каждый ответ оценивается до 2 баллов.

  1. “Природа кроткая, без высоких гор, но и не
    бессильно плоская. Она покрыта сетью рек, готовых
    быть путями сообщения”, и с небом, не заслоненным
    густыми лесами, с покатыми холмами и
    бесконечными, плавно обтекающими все
    возвышенности дорогами”. Какой физический
    объект России дан Дмитрием Сергеевичем в
    описании? (Восточно-Европейская равнина).
  2. “Ощущение нереальности бытия поддерживалось
    своеобразной атмосферой белых ночей летом и
    черных дней зимой, а в промежутках – длинными
    утрами (без ощущения дня), переходящими в столь же
    длинные вечера, пустынностью лесов и
    гибельностью болот, обилием темных камней,
    покрытых яркими лишайниками и мхами.
    Разнообразие пейзажей было удивительным…” О
    какой местности идет речь? (Соловки. )
  3. “Погода менялась очень часто и всегда
    сопровождалась каким-то особым настроением.
    Зимой то тихо падает снег, то завивается или
    бурно мчится, то мокрыми хлопьями, то сухой
    крупой, то сечет лицо холодом, то нежно его
    остужает. Летом духота и жара делают человека
    слабым и безразличным. Собирается гроза, и гром
    сотрясает железные крыши домов. ”. Для какого
    города характерна описанная неустойчивость
    погод? (Для Петербурга. )
  4. “Крестьяне были по-настоящему интеллигентны:
    они соблюдали удивительную чистоту в своих
    домах, умели ценить хорошие песни, умели
    рассказывать бывальщину, жили упорядоченным
    бытом, гостеприимны и приветливы, с пониманием
    относились к чужому горю и чужой радости”. Где
    мог встретить Дмитрий Сергеевич Лихачев таких
    крестьян? (На Русском Севере. )
  5. “С востока и юго-запада… примыкают обширные
    заливные луга – Красное (то есть Красивое) поле.
    По краю этого Красного поля, приблизительно в
    равных расстояниях друг от друга, в разное время
    были поставлены церкви Благовещения на Городище,
    Спаса на Ковале, Успения на Волотовом поле.
    Ритмичный ряд этих церквей продолжается и на
    противоположном берегу Волхова…” Какой город
    оказался в центре грандиозного архитектурного
    замысла? (Новгород. )
  6. “Россия –это…не Евразия – как по своему
    государственному происхождению, так и по своей
    культурной сути. Для Руси это европейское
    противостояние Севера и Юга реализовалось в двух
    столицах, стоящих на вертикали пути “из Варяг в
    Греки”- Новгороде и Киеве. В период подъема обе
    эти столицы всегда стремились к объединению на
    этом Пути”. Какой термин нашел Д. С. Лихачев для
    России в этой цитате? Если Россия –не Евразия, то
    что? (Скандовизантия. )
  7. Город “кажется гигантской театральной сценой,
    “постановочным пространством” для самых
    больших исторических трагедий, а иногда и
    комедийных импровизаций”. Какой город и чьи
    пригороды “раскрывают важные закономерности
    истории отечественной культуры”? (Петербург. )

8 раунд. “Гонка за лидером”.

. За 1 минуту
ведущий предлагает вспомнить и назвать страны, в
которых Дмитрий Сергеевич Лихачев был избран
членом Академии наук. За названную страну -1 балл.

Возможный вариант ответа — 8 стран

  1. 1963 г. Избран иностранным членом Болгарской
    Академии наук.
  2. 1968 г. Избран членом-корреспондентом Австрийской
    Академии наук.
  3. 1970 г. Избран действительным членом Академии
    наук СССР.
  4. 1971 г. Избран иностранным членом Сербской
    Академии наук и искусств
  5. 1973 г. Избран иностранным членом Венгерской
    Академии наук.
  6. 1973 г. Избран иностранным членом Национальной
    Академии Деи Линчеи (Италия).
  7. 1973 г. Избран членом-корреспондентом
    Геттингенской Академии наук (ФРГ).
    действительный член Российской Академии наук

Заслушивание ответов раунда Интернет гейм и
конкурса болельщиков (из кроссворда зачитать
вопрос и получившийся ответ по вертикали).

Подведение итогов игры “Гимнастика ума.
Географический мир Д. С. Лихачева”.

У Лихачёва был талант человека, который знал,
что ему надо делать,

знал, что он обязан делать, — талант
ответственности.

Перед историей, обществом. Перед самим собой,
перед своим прошлым. Перед своей верой.

Д. Гранин

Приложение 2

Приложение 3

Рекомендуемая литература для подготовки
учащихся к игре

  1. Лихачев Д. С. Воспоминания. СПб, “LOGOS”, 2006
  2. Лихачев Д. С. Письма о добром . СПб, “LOGOS”, 2006.



Следующий: