Гидросфера. Воды суши. 6-й класс

Цели:

  1. Закрепить знания учащихся о гидросфере и водах суши.
  2. Формировать у школьников умения устанавливать на местности и по картам
    зависимость направления и характера течения рек от рельефа.
  3. Убеждать учащихся в необходимости охраны вод, учить их принимать
    практические меры по охране вод.
  4. Учить учеников использовать краеведческий материал при изучении
    теоретических вопросов.

Оборудование:

  • компьютерный класс;
  • видеопроектор;
  • экран.

Средства обучения:

  • физическая карта мира;
  • глобус;
  • тесты.

Продолжительность урока – 1 час.

Ход урока

Организационный момент.

Проверка знаний учащихся.

- Урок можно начать с проведения географического диктанта по теме «Воды
суши». На доске записываются термины на 2 варианта с цифрами, которые и являются
ответами. Дети вместо терминов записывают цифры своего варианта.

1 вариант 2 вариант
1. Исток
2. Русло
3. Пойма
4. Озер
5. Снеговая линия
6. Ледник
7. Водохранилище
8. Пруд
9. Болото
10. Гидросфера
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1

Учитель медленно зачитывает вопросы для всех учащихся.

Вопросы:

  1. Водная оболочка Земли.
  2. Место, где начинается река.
  3. Часть речной долины, заливаемой водой во время половодья.
  4. Граница в горах, выше которой снег не тает в течении всего года.
  5. Искусственные водоёмы с громадными запасами воды, созданные путём
    постройки на реках плотины.
  6. Замкнутые природные впадины, заполненные водой.
  7. Ледяные массы, покрывающие участки суши в горах, сползающие по склонам
    вниз.
  8. Углубления, по которым течёт река.
  9. Небольшие искусственные водоёмы.
  10. Избыточно увлажнённые участки суши, часто со слоем торфа, покрытые
    влаголюбивыми растениями.

Ответы.

1 вариант: 10, 1, 3, 5, 7, 4, 6, 2, 8, 9.
2 вариант: 1, 10, 8, 6, 4, 7, 5, 9, 3, 2.

Работы учащихся можно проверить двумя способами. Проверить самому учителю, но
оценку дети узнают на следующем уроке. Можно предложить учащимся поменяться
тетрадями с соседом по парте и, под диктовку учителем правильных ответов,
проверить самим и поставить отметку. При многократном проведении таких работ на
уроках, этот способ весьма эффективен, он также развивает интерес
шестиклассников к предмету.



Далее урок продолжается с использованием презентации, подготовленной в
программе Microsoft Power Point (Приложение 1).

На экране поочерёдно показываются слайды из презентации.

Понятия и термины темы: «Гидросфера. Воды суши» закрепляются учащимися с
помощью слайдов из презентации.

1. На первом слайде написано стихотворение Ц. Дамдин Сурена. Один из учеников
зачитывает его вслух.

Туман лежит на кручах,
Недвижен и глубок.
Где оседает туча,
Рождается поток…

Как змеи голубые,
Ползут извивы рек.
И в синем океане
Оканчивают бег.

Как белые драконы,
Крылами шевеля,
Летят оттуда тучи
Дождём кропить поля.

2. На втором слайде написаны вопросы к этому стихотворению. Дети зачитывают
вопросы с экрана и дают ответы. На фоне этого поэтического стихотворения
начинается беседа в форме ответов на заданные вопросы.

3. Третий слайд показывает изображение равнинной и горной реки. Детям
предлагается дать краткую характеристику по картинке с дополнениями из ранее
прочитанного. Задание можно провести по вариантам. 1 вариант – дать описание
равнинной реки. 2 вариант – дать описание горной реки.

4. На слайдах 5, 6 написаны отрывки из произведений известных писателей и
поэтов: М.Ю. Лермонтова, М. Шолохова, А. Блока, Р. Гамзатова, Л.Н. Толстова и
др. Детям предлагается определить о каких реках идёт речь. Далее учащиеся
находят эти реки в атласе. ( Дон, Терек и др.) Один ученик показывает все реки
на карте.

5. Далее идёт беседа об использовании рек человеком. На слайде показана
плотина на реке.

6. На последнем слайде показано озеро. Учитель задает вопросы: что такое
озеро, какие бывают озёрные котловины, какая вода бывает в озёрах.

В конце урока учащимся предлагается перечислить ещё раз все элементы вод
суши. Дети перечисляют, что кроме рек и озёр есть подземные воды, болота,
ледники, искусственные водоёмы и многолетняя мерзлота и что это имеет огромное
значение для человека

Заканчивая урок, учитель говорит, что на одном уроке невозможно подробно
поговорить о всех водах суши, но есть дополнительная литература, интернет, где
можно взять материал и кто заинтересовался можно подготовить доклады на
следующий урок.

Задание на дом.

Подготовить краткие сообщения с использованием дополнительного материала о
болотах, ледниках, подземных водах… (для желающих).




Следующий: