Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе


Цели:

  • сформировать понятия “гидросфера”, “мировой
    круговорот воды”, изучить составные элементы
    гидросферы, причины мирового круговорота воды;
  • актуализировать и закрепить знания о свойствах
    воды; развивать логическое мышление путем
    формирования умения делать выводы;
  • способствовать экологическому воспитанию,
    формируя представление о значении воды в природе
    и жизни человека, бережное отношение к ней.

Оборудование: магнитная схема
“Мировой круговорот воды в природе”, глобус,
учебники, аудиозаписи песни из мультфильма
“Капитошка”, шумов дождя, ручья, моря, костюм
мультипликационного героя Капитошки,
раздаточный материал – “капельки” с заданиями.

Методы: интерактивное упражнение “ледокол”,
работа в группах, проблемное изложение, беседа,
рассказ, объяснение, иллюстративный метод,
игровой метод.

Ход урока

План

І. Организация класса.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

ІІІ. Изучение нового материала.

1. Значение воды в природе и жизни человека.
Понятие “Гидросфера”.

2. Составляющие гидросферы.

3. Свойства воды.

4. Мировой круговорот воды в природе и его
значение.

IV. Закрепление изученного материала.

V. Заключительный этап.

Учитель: Кто из вас летом побывал на море?
Поднимите руки, пожалуйста! Кто во время каникул
хотя бы раз отдыхал на берегу реки? А теперь
попрошу подняться тех, кто любит прогулки в
дождь. А кто любит гулять во время снегопада?
Будьте добры, поднимитесь те, кто когда-нибудь
пил воду из родника. Кто любит минеральную воду…
И, наконец, те кто любит лимонад!

Какое понятие объединяет все три блока
вопросов? Вода! Именно она станет героиней темы, к
изучению которой мы сегодня приступаем.

Священная древнеиндийская книга “Ригведа”
донесла до нас молитву, обращенную к воде: “О,
священные воды, будьте нашей защитой, утолите
нашу жажду, подарите нам блаженство и счастье,
которое выше всех драгоценностей, выше всех
правителей мира. О, воды! Дайте нам благодатное
утешение…”. Как вы думаете, почему древние
придавали столь большое значение такому
распространенному, а значит, обычному веществу?

Без воды невозможно представить себе нашу
планету. Могучий разрушитель и одновременно
великий созидатель, она формирует рельеф,
являясь “скульптором лика земного”. Привычная
“кухня погоды” немыслима без океана и облаков.
Сама жизнь на Земле, вероятно, впервые появилась
именно в воде, и зависимость от нее живые
организмы сохранили на протяжении миллиардов
лет. Кровь обитателей суши по основному
химическому составу удивительно сходна с
морской водой. Человеческий зародыш на 97 %
состоит из воды… Недаром один из биологов
определил жизнь как “одушевленную воду”, а
французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери
посвятил воде восторженные строки: “Вода, у тебя
нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно
описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты
такое. Нельзя сказать, что ты необходима для
жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью,
которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой
возвращаются к нам силы, с которыми мы уже
простились… Ты самое большое богатство на
свете…”.

Много ли на Земле воды? Давайте посмотрим на
глобус. 5/6, или 71 % всей поверхности нашей планеты
покрыто водой. Изо всех планет Солнечной системы
лишь Земля имеет такие ее запасы. Моря и океаны,
реки и озера, родники и колодцы, болота и ледники,
тучи и пар – все это составные части водной
оболочки Земли, которая называется гидросферой.
Тема сегодняшнего урока – “Гидросфера. Мировой
круговорот воды в природе”.

Рассмотрим, из каких частей состоит гидросфера.
Учитель чертит на доске секторную диаграмму,
показывающую долю в общем объеме гидросферы вод
Мирового океана, вод суши и атмосферы. Задание
ученикам: пользуясь учебником, назвать
составляющие части Мирового океана, воды в
атмосфере, вод суши.



Чем же интересен этот чудо-минерал, без
которого не может существовать жизнь на планете?
Каковы его свойства? Давайте вспомним основные
свойства воды.

Ученики называют свойства воды:

  • существование в природе в трех
    взаимопереходящих агрегатных состояниях;
  • изменение объема при нагревании и охлаждении;
  • вода – высокоэффективный естественный
    растворитель.

Воду какой части гидросферы люди используют в
повседневной жизни? Воды суши составляют всего 3,5
% общего объема гидросферы. Надолго их
человечеству не хватило бы. Кроме того, реки год
за годом отдают воду океану. Но благодаря
свойству воды переходить из одного агрегатного
состояния в другое, Мировой океан постоянно
восполняет через атмосферу убывающие воды суши…
Непрерывный процесс перемещения воды из
Мирового океана через воздушную оболочку на сушу
и обратно в океан называется мировым
круговоротом воды в природе.

Что же является причиной этого
непрекращающегося путешествия воды? Какое
небесное тело, нагревая воздух, запускает
механизм ее мирового круговорота?..

Под песню из мультфильма появляется
мальчик-“Капитошка”.

Капитошка:

Я веселый, шаловливый,
А еще – трудолюбивый!
Я с небес сюда спустился,
Ведь из тучки я родился.
Буду всюду успевать,
Добрым людям помогать!
Ну-ка, кто воды просил?
Кто здесь жажду ощутил?
Вмиг я всех вас напою,
Силу передам свою,
А работу завершу –
Вновь на небо поспешу…

Приглашаю всех в путешествие, во время которого
мы узнаем секрет неисчерпаемости воды!

Учитель: Предлагаю принять предложение
Капитошки. Мысленно перенесемся на берег
океана… На фоне аудиозаписей звуков морского
прибоя, дождя, ручья учитель при помощи магнитной
схемы объясняет механизм большого и малого
круговоротов воды:

Океан —> воздух —> океан – малый круговорот
воды в природе.

Океан —> воздух —> суша —> океан – большой
круговорот воды в природе.

Таким образом, благодаря Солнцу, океаны,
имеющие соленую воду, являются главными
поставщиками водяного пара в атмосферу, а значит,
и пресной воды на сушу. Мировой круговорот воды
соединяет в единое целое земную кору, атмосферу и
гидросферу.

Капитошка: О воде и разных составляющих частях
гидросферы люди сложили много загадок, пословиц
и поговорок. Например, “Водица – всему царица”…
А какие пословицы, поговорки, загадки о воде
знаете вы? (Приложение 1.)

А еще я хочу проверить, насколько внимательными
вы были на сегодняшнем уроке. Класс разделяется
на группы. Каждая группа получает задание на
листе-“капле”. На доске записывается общее для
всех задание “Найди ошибку”. Через 4 мин.
представители групп отвечают на вопросы заданий.
(Приложение 2.) Учитель
оценивает работу групп.

Вижу, сегодня вы отлично потрудились! Интересно
с вами, но мне пора возвращаться назад, в тучку. До
встречи!

Учитель: Первый урок по изучению гидросферы
подходит к концу. Дальнейшее знакомство с миром
воды принесет еще множество интересного. А пока
запишите домашнее задание. Домашнее задание:
прочитав соответствующий параграф учебника,
выучить определения гидросферы и мирового
круговорота воды и дать ответы на вопросы в конце
параграфа. Спасибо за хорошую работу!

Литература

  1. Довгань Г.Д. Усі уроки географії у 6 класі. –
    Харків: Вид. гр. “Основа”, 2006. – 288 с.
  2. Дудко Т.В. Вода – особлива речовина,
    найважливіший мінерал на Землі. Світовий
    кругообіг води. // Географія. – 2006. – № 1. – С. 13-14.
  3. Лосев К.С. Вода. – Л.: Гидрометеоиздат, 1989. – 272 с.
  4. Маршак С.Я. Радуга-дуга. – М.: Детская литература,
    1988. – 158 с.
  5. Сказки, пословицы, загадки. – М.: Детская
    литература, 1988. – 32 с.



Следующий: