География. Страны и континенты. 7-й класс

География — наука о природе и человеке.
Изучение данного предмета требует наглядности,
карт, территориальной привязанности, все это
расширяет понимание природных явлений и
закономерностей, расширяет кругозор учащихся, в
настоящее время этому способствуют
интерактивные технологии. Апробация УМК, под
редакцией А.И.Алексеева «Полярная звезда» по
географии, в школе ведется пятый год (с 2006 года
площадка НИРО, с 2008 года — издательства
«Просвещение», НГПУ), под руководством доктора
педагогических наук, проректора по учебной
работе НГПУ — Николиной В.В. и старшего
преподавателя кафедры естественных наук НИРО -
Королевой А.А. В плане эксперимента учащиеся
школы были обеспечены учебниками, тетрадями -
тренажерами, атласами с контурными картами.
Целью научно-экспериментальной работы стала
адаптация к одночасовой программе в 6 классе и
освоение новых подходов в преподавании
географии 7-9 классов, через увеличение
интенсивности и мобилизации материала,
основанные на блочно-модульном подходе,
вариативности самостоятельной деятельности
учащихся, обучение школьников анализу, работе с
возможностями Интернета в поиске информации,
создании рефератов, презентаций, проектов.

Семиклассники — средний школьный возраст,
который характеризуется импульсивностью,
избирательностью их внимания. Это значит, они
откликаются на необычные, захватывающие уроки, а
быстрая переключаемость внимания не дает
возможности сосредотачиваться долго на одном и
том же деле. Средний школьный возраст — самый
благоприятный для творческого развития.
Учащимся нравится решать проблемные ситуации,
находить сходство и различие, определять причину
и следствие. Они склоны к спорам и возражениям,
высказывают свое мнение и суждение. Зачастую, в
силу психологических особенностей возраста
резко падает интерес к учению, изменяется
учебная мотивация. Очень удачное
психолого-педагогическое решение нашли авторы
учебника «География. Страны и континенты»,
А.И.Алексеев и В.В.Николина введя вместо
традиционных параграфов, уроки-путешествия.
Учитель выступает в роли дирижера на уроке,
создавая нестандартные, труднопреодолимые
ситуации, решение которых требует пытливости,
самостоятельности в добывании знаний,
дополнительных материалов, времени, творчества:

Заочные путешествия позволяют знакомиться с
различными регионами мира, с закономерностями
развития природы, формировать у школьников
воображение, пространственное мышление, ролевой
опыт, умение работать с картой, приобщаться к
ценностям различных культур и цивилизаций и т.д.

Авторы предлагают алгоритм (правила)
организации учебной деятельности на
уроках-путешествиях, рубрика «Шаг за шагом»:

1. Изучение маршрута — начальный и конечный
пункты;

2. Изучение легенды карты;

3. Определение природных зон и стран по маршруту
путешествия;

4. Характеристика природы и населения на основе
имеющихся знаний;

5. Чтение текста параграфа;

6. Поиск дополнительной информации, используя
возможности Интернета (домашнее задание);

7. Итоги путешествия.

Этапы проведения урока путешествия:

  1. Ценностно-мотивационный — мотивация
    предстоящей деятельности через постановку
    вопросов, — что мы хотим узнать? Что мы уже знаем
    об этой территории? Чем мы можем воспользоваться
    при сборе информации? Как представить результаты
    нашего путешествия?
  2. Ориентационный этап через постановку
    учебной задачи: куда мы отправляемся? Где будет
    проходить наш маршрут? Какие будут остановки?
  3. Поисково-деятельностный этап — освоение
    неизвестного, приобретение знания об изучаемой
    территории и ее объектах.
  4. Например, материк Африка. На
    уроках-путешествиях под руководством учителя,
    учащиеся работают с текстом учебника -
    комментированное чтение, картами-навигаторами и
    заполняют таблицу в тетради, затем сверяют свои
    ответы с доской. Учитель дает дополнительную
    информацию с иллюстрациями, учащиеся определяют
    влияние человека на природу материка. На этом
    этапе можно использовать все многообразие
    приемов и методов. Одним из вариантов
    уроков-путешествий может быть опережающее
    домашнее задание, но оно требует предварительной
    проверки учителя. Презентация ученика 7А класса
    Комарьков Николая «От Томбукту до Лагоса».
    Рассказ ученика базируется на материале
    учебника с дополнительными материалами и
    иллюстрациями к ним. Учащиеся более глубоко
    знакомятся и с возможностями ПК — используют
    анимации, графику, звук, учатся находить и
    отбирать информация и иллюстрации в интернете.
    Путешествия создаютусловия для организации
    проектной деятельности учащихся, тогда они могут
    отклоняться от марщрута путешествия, например,
    использование оазисов Сахары, создание
    заповедника в Африке:
  5. Оценочно-рефлексивный этап - определение
    отношения учащихся к изученному материалу.
    Обобщение полученных знаний включает в себя и
    рефлексию, оценку и самооценку, повторение и
    проверку усвоения материала — диагностика.

Необходимо помнить, что целые классы и учащиеся
по уровню восприятия, развития, работы очень
разные, поэтому применяем различные формы и
методы ведения уроков.



Презентация, подготовленная учителем, может
включать в себя элементы литературных
произведений, игры, анимации, практических
работ:

Источниками информации, к урокам-путешествиям,
могут быть, как традиционные пособия
(энциклопедия, учебник, атлас, контурные карты,
видеофильмы), так и новейшие — ПК, Интернет,
интерактивная доска и интерактивные карты,
тетрадь-тренажер.

Накопив опыт в предыдущих путешествиях,
например, путешествуя по Северной Америке,
учащиеся самостоятельно работают с текстом
учебника, картами, выполняют задания в
тетради-тренажере, затем зачитывают варианты
своих ответов.

Наряду с новыми формами и методами работы
традиционными остаются сообщения учащихся,
Географический вернисаж (рисунки, эмблемы,
газеты:), игры-путешествия:

Прекрасным пособием для учителя является
статья «Методика проведения уроков-путешествий
по учебнику 7 класса линии «Полярная звезда»
В.В.Николиной, доктора педагогических наук,
профессора НГПУ. Проработав в школе 30 лет, я
прихожу к выводу, что еще далеко не все приемы,
формы и методы мы используем в своей работе, а
значит надо продолжать учиться и учить.

Спасибо за внимание!

Презентация.




Следующий: