География промышленности мира


Модуль 1. География промышленности
мира (2 часа)


УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ С
УКАЗАНИЕМ ЗАДАНИЙ
РУКОВОДСТВО ПО УСВОЕНИЮ
МАТЕРИАЛА
УЭ – 0 ЦЕЛЬ. Сформировать
представления о топливно-энергетическом
комплексе мира.

ЗНАТЬ. Страны-лидеры по
добыче угля, нефти, газа; основные направления
грузоперевозок газа, нефти и угля; структуру
выработки электроэнергии в разных странах.



УМЕТЬ. Охарактеризовать газовую,
нефтяную и угольную промышленность мира. Уметь
работать с картами атласа и контурной картой.
Развивать навыки самоконтроля.

Максаковский В.П. Экономическая и
социальная география мира: Учеб. для 10 кл.
общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2006.
– 398 с.

Атлас: Экономическая и социальная
география мира. 10 класс.

Контурная карта: Экономическая и социальная
география мира. 10 класс.

УЭ – 1 Цель. Выяснить особенности
развития топливной промышленности мира.

Задания:

  1. Прочитать текст на стр. 123 – 125.
  2. Работая с блок-диаграммой (рис. 23) на стр. 126.
    Разделите XX век на 2 – 3 топливных этапа
    (подсказка: 1900 – 1950, 1950 – 1980, 1980 – 2000). Чем
    отличаются эти этапы, в чем видите причину
    изменения потребления некоторых видов
    энергоносителей?

Контроль.

  1. Обсуждение результатов работы;
  2. Оцените свою работу по пятибалльной шкале.

Устно

Письменно в тетради задание 2.

УЭ – 2 Цель. Выясните особенности
развития нефтяной промышленности мира.

Задания:

1. Прочитать текст на стр. 125 – 129.

2. Найдите в картах учебника на рис. 24 (стр. 127)
страны-лидеры по добыче нефти. Расставьте их в
порядке убывания объемов добычи топлива.
Результаты занесите в таблицу.


Страна Добыча, млн. тонн
1. Саудовская Аравия 450

3. Используя рис. 25 на стр. 127 в учебнике,
найдите основные направления грузоперевозок
нефти, отметьте их на контурной карте.

Контроль.

1. Оцените себя. Критерии оценок: 14-12 ответов –
“5”; 11-8 ответов – “4”; 7 ответов – “3”.

Устно

Письменно в тетради задание 2.

Работа с атласом и контурной картой

УЭ – 3 Цель. Выяснить особенности
размещения газовой промышленности мира.

Задания:

  1. Прочитайте текст на стр. 129.
  2. Каким образом газ транспортируется больше в
    сжиженном виде или по трубопроводу? Есть ли
    зависимость способа транспортировки газа от
    географического положения?
  3. В каком море самая большая протяженность
    газопроводов?
  4. Определите по карте учебника страны-лидеров по
    добыче газа (рис. 26 на стр. 128), результаты работы
    занесите в таблицу.

    Страна Добыча, млрд. куб. м.
    1. Россия 550

Контроль.

  1. Обсуждение результатов работы;
  2. Оцените свою работу по пятибалльной шкале.

Устно

Письменно в тетради задания 2, 3, 4



УЭ – 4 Цель. Выяснить особенности
нахождения угля в мире.

Задания:

1. Прочитайте текст на стр. 129 – 130.

2. Пользуясь картой в учебнике рис. 27 на стр. 128,
определите основные районы добычи угля в мире. По
результатам работы заполните таблицу.


Страна Добыча угля, млн. тонн в год
1. Китай 1400

3. По картам учебника рис. 27 на стр. 128,
определите основные направления грузоперевозок
угля.

Контроль.

1. Оцените себя. Критерии оценок: 11 – 9 ответов –
“5”; 8 – 5 ответов – “4”; 4 ответов – “3”.

Устно

Письменно в тетради задания 2, 3.

УЭ – 5 Цель. Познакомиться со
структурой выработки электроэнергии на
различных электростанциях по странам мира.

Задания:

  1. Прочитать текст на стр. 130 – 131.
  2. Используя текст учебника на стр. 130 – 131,
    заполните таблицу “Электростанции мира”

    Типы электростанций



    ТЭС ГЭС АЭС Альтернативные источники энергии
    Примеры стран

Контроль.

  1. Обсуждение результатов работы;
  2. Оцените свою работу по пятибалльной шкале.

Устно

Письменно в тетради задание 2.

УЭ – 6 Подведение итогов занятия:
  1. Прочитайте цель занятия;
  2. Достигли ли вы цели занятия, в какой степени;
  3. Какие затруднения вызвало у вас изучение темы;
  4. Оцените свою работу на занятии: критерии оценок:
    25 – 23 балла – “5”; 22 – 19 баллов – “4”; 18 – 15
    баллов – “3”.
  5. Сдайте тетради на проверку преподавателю.
УЭ – 7 Домашнее задание.

Учебник
Максаковский В.П. Экономическая и социальная
география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразоват.
учреждений. – М.: Просвещение, 2006. – 398 с.

Тема 5 параграф 1

Модуль 2. География промышленности
мира (2 часа)


УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ С
УКАЗАНИЕМ ЗАДАНИЙ
РУКОВОДСТВО ПО УСВОЕНИЮ
МАТЕРИАЛА
УЭ – 0 ЦЕЛЬ. Сформировать
представления о современном развитии
металлургии, машиностроении мира; химической и
легкой промышленности мира.

ЗНАТЬ.
Главные центры черной и цветной металлургии,
машиностроения, химической, легкой
промышленности мира.

УМЕТЬ. Характеризовать черную,
цветную, химическую и лесную промышленность
мира.

Максаковский В.П. Экономическая и
социальная география мира: Учеб. для 10 кл.
общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2006.
– 398 с.

Атлас: Экономическая и социальная
география мира. 10 класс.

Контурная карта: Экономическая и социальная
география мира. 10 класс.

УЭ – 1 Цель. Познакомиться с
размещениями предприятий черной и цветной
металлургии

Задания:

1. Прочитать текст на стр. 133 – 134.

2. Составить сравнительную таблицу стран
добывающих руду и стран выплавляющих сталь,
используя рис. 28, 29 на стр. 136. Вывод.


Страны, добывающие руду Страны, выплавляющие сталь

3. Чем Вы можете объяснить, что в ряде
регионов объем производства стали больше, чем
объем добычи руды?

4. Основные металлы, востребованные мировой
экономикой.

5. Проанализирует районы добычи руд и районы
выплавки цветных металлов, используя атлас на
стр. 18. Результаты анализа занесите в таблицу.


Медь Алюминий Свинец, цинк Олово
Районы по добыче руд цветных металлов
Центры по производству металла

Контроль.

  1. Обсуждение результатов работы;
  2. Оцените свою работу по пятибалльной шкале.

Устно

Письменно в тетради задания 2, 3, 4, 5.

УЭ – 2 Цель. Сформировать
представления о развитии машиностроения мира.

Задания:

  1. Прочитать текст на стр. 134 – 135.
  2. Работая с картами атласа на стр. 19, определите
    лидеров в различных отраслях машиностроения.
    Ответы оформите в виде таблицы.

    Отрасли машиностроения Страны-лидеры в производстве Особые примечания
    1. Железнодорожное машиностроение. Китай, Индия, Россия, Бразилия, Мексика. Вытеснение железнодорожного машиностроения
    из развитых в развивающиеся страны.

Контроль.

  1. Обсуждение результатов работы;
  2. Оцените свою работу по пятибалльной шкале.

Устно

Письменно в тетради задание 2.

УЭ – 3 Цель. Сформировать
представления о химической и легкой
промышленности мира.

Задания:

1. Прочитать текст на стр. 138 – 139.

2. Заполните таблицу “Размещение отраслей
химической промышленности мира”, используя
атлас на стр. 20. Вывод.


Отрасли химической
промышленности
Принцип размещения Примеры стран
Добыча горного сырья
Основная химия: минеральные удобрения
Химия органического синтеза

3. С помощью карт атласа на стр. 21,
заполните таблицу “Легкая промышленность”.


Легкая промышленность
Текстильная промышленность Швейная промышленность Кожевенно-обувная промышленность
Факторы размещения
Страны производители

Контроль.

  1. Обсуждение результатов работы;
  2. Оцените свою работу по пятибалльной шкале.

Устно

Письменно в тетради задания 2, 3.

УЭ – 4 Подведение итогов занятия:
  1. Прочитайте цель занятия;
  2. Достигли ли вы цели занятия, в какой степени;
  3. Какие затруднения вызвало у вас изучение темы;
  4. Оцените свою работу на занятии: критерии оценок:
    15 – 13 баллов – “5”; 12 – 9 баллов – “4”; 8 баллов –
    “3”.
  5. Сдайте тетради на проверку преподавателю
УЭ – 5 Домашнее задание.

Учебник
Максаковский В.П. Экономическая и социальная
география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразоват.
учреждений. – М.: Просвещение, 2006. – 398 с.

Тема 5 параграф 1

Литература:

  1. Атлас: Экономическая и социальная география
    мира. 10 класс.
  2. Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки
    по географии: 10 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 320 с.
  3. Контурная карта: Экономическая и социальная
    география мира. 10 класс.
  4. Максаковский В.П. Экономическая и социальная
    география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразоват.
    учреждений. – М.: Просвещение, 2006. – 398 с.



Следующий: