География почв России с учетом регионального компонента

Цели урока:

  1. Координировать самостоятельную работу
    учащихся с учётом их личностных особенностей, в
    целях создания максимально благоприятных
    условий для их проявления.
  2. Продумать основные типы общения, формы
    сотрудничества между учениками и учителем с
    учётом личностного взаимодействия,
    равноправного партнёрства на уроке.
  3. В условиях личностно-ориентированного обучения
    предоставить каждому ученику, опираясь на его
    способности, склонности, интересы, субъективный
    опыт, возможность реализовать себя в познании
    разнообразия почв России и их зависимости от
    растительности.

Задачи урока:

  1. Используя субъективный опыт каждого ученика о
    почвах, умении самостоятельно получать
    информацию с помощью карт, сформировать знания о
    разнообразии почв России.
  2. Побудить учащихся к самостоятельному выбору и
    использованию наиболее значимых для них
    способов углубленного изучения материала об
    основных типах почв России.
  3. Стимулировать ученика к саморазвитию и
    самовыражению при выборе и выполнении
    практических заданий, решении проблемных
    вопросов.
  4. Оказать помощь творческой группе в изучении
    почв нашей местности, влиянии хозяйственной
    деятельности населения на загрязнение и охрану
    почв.
  5. Провести рефлексию, оценку приобретённых
    знаний.

Изучение нового материала

.

Учитель: Ребята, посмотрите на
почвенную карту России. Назовите основные почвы,
двигаясь с севера на юг.

Учитель: Какие главные природные
компоненты принимают участие в формировании
почв:

  1. Горные породы
  2. Растения и животные
  3. Климатические условия
  4. Рельеф
  5. Уровень грунтовых вод
  6. Вечная мерзлота
  7. Время

Учитель:

Как вы думаете, распределение почв
не только в России, а во всём мире хаотично или
подчиняется законам природы?
Ученики: Распределение почв подчиняется
закону широтной зональности, в горах высотной
поясности.
Учитель: Сейчас мы с вами ознакомимся с
основными типами почв России и постараемся
заполнить таблицу, характеризующую почвы.

Главные почвы России


Типы почв Условия почвообразования Содержание гумуса Свойства почвы Природная зона
1. Арктические Мало тепла и

растительности

нет Не плодородная Арктическая

пустыня

2. Тундрово-глеевые Вечная мерзлота, мало тепла,
переувлажнение
1,5% Маломощные, имеют глеевой слой Тундра
3. Подзолистые К увл. > 1

Прохладно. Растительные
остатки – хвоя, вымывание перечное

1,5 – 2% Промывные, кислые, малоплодородные. Тайга
4. Дерново-подзолистые К увл. > 1

Больше растительных
остатков, промыв почв весной

2 – 2,5% Более плодородные, кислые Смешанные

леса

5. Серые лесные, бурые лесные К увл. = 1

Умеренно-континентальный
климат, остатки лесной и травянистой
растительности

2 – 5% Плодородные Широколист-

венные леса

6. Чернозёмы К увл. ? 1

Много тепла и растительных
остатков

10 – 12% Самые плодородные, зернистая Степи
7. Каштановые К увл. = 0,8, 0,7

Много тепла

3 – 5% Плодородные Сухие степи
8. Бурые и серо-бурые К увл. < 0,5

Сухой климат,

мало растительности

1% Засоление почв Полупустыни

Арктические почвы:

  1. Весь год низкие температуры.
  2. Материнская порода покрыта снегом или льдом.
  3. Растительный покров представлен мхами и
    лишайниками.
  4. Процесс почвообразования затруднен.
  5. Арктические почвы образуются на незначительных
    участках островов Арктики, незанятых снегом и
    льдом, в короткое летнее время.

Тундрово-глеевые почвы:

  1. Лето – холодное, короткое.
  2. Наличие многолетней мерзлоты.
  3. Растительный покров: мхи, лишайники,
    низкорослые кустарники.
  4. Почвообразование, замедленное из-за недостатка
    тепла.
  5. Гумуса содержится 1,5 %
  6. Природная зона – тундра.

Подзолистые почвы:

Лето прохладное, К увл. > 1.

  1. Избыточное увлажнение приводит к промыву
    гумуса, образуется неплодородный слой вымывания
    – подзол.
  2. Растительный покров представлен хвоей.
  3. Почвообразование затруднено, так как хвоя
    содержит смолы, которые затрудняют гниение и
    придают повышенную кислотность.
  4. Гумуса – 1,5 – 2 %.
  5. Природная зона – тайга.

Дерново-подзолистые почвы:

Лето тёплое, К увл. > 1.

  1. Промыв почв только весной.
  2. Растительный покров более разнообразен.
  3. Почвы более плодородные.
  4. Гумуса – 2 %.
  5. Природная зона – смешанные леса.

Серые лесные почвы:

  1. Климат умеренно-континентальный с тёплым летом,
    К увл. = 1.
  2. Растительный покров представлен остатками
    лесной и травянистой растительности.
  3. Почвы плодородные.
  4. Гумуса 2 – 5 %.
  5. Природная зона – широколиственные леса.

Чернозёмные почвы:

  1. Умеренно-континентальный и континентальный
    тёплый климат, К увл. =< 1; 0,9.
  2. Растительный покров представлен травянистой
    растительностью, нет промыва, что способствует
    накоплению гумуса.
  3. Почвы – очень плодородные.
  4. Гумуса – 10 – 12 %.
  5. Природная зона – степи.

Каштановые почвы:

  1. Континентальный засушливый климат, много тепла,
    К увл. < 1; 0,8.
  2. Растительный покров представлен травянистой
    растительностью, но много тепла и мало влаги
    формируют менее разнообразный растительный
    покров.
  3. Почвы плодородные.
  4. Гумуса 3 – 5 %.
  5. Природная зона – сухие степи.

Бурые и серо-бурые почвы:

  1. Резко-континентальный, сухой климат, К увл. < 0,5.
  2. Малый растительный покров.
  3. Образование почв затруднено в результате
    высоких температур, уменьшения влаги и
    растительного опада.
  4. Гумуса – 1 %.
  5. Почвы засолены.
  6. Природная зона – пустыни.

Учитель:

Мы с вами проследили смену почв с
севера на юг на территории Русской равнины. Какие
вы можете сделать выводы о разнообразии почв и
главных природных компонентах, влияющих на
формирование почв?

Ученики:

Прослеживается широтная
зональность. В результате изменения
климатических особенностей тепла и влаги,
меняется растительный покров, а от растительного
опада напрямую идет формирование разнообразных
почв. Одинаково плохо для формирования почв как
недостаток тепла и влаги также и их избыток.
Почвы плодородные формируются при достаточном
количестве тепла и влаги и ежегодном опаде
растительности.

Учитель:

Какие почвы характерны для нашей
местности?

Ученики:

Черноземы.

Учитель:

Одним из главных богатств
Белгородской области являются почвы. Основным
свойством почвы является наличие в ней гумуса.
Область расположена в благоприятных
природно-климатических условиях, которые
способствовали формированию высокоплодородных
почв. О почвах нашего села расскажут учащиеся
исследовательской группы.

Ученики:

Территория села Пушкарное
расположена к северо-западу от города Белгорода
в бассейне малых рек Везелки и Искринки, притоков
Северного Донца в ярко-выраженной лесостепной
зоне. У нас степные пространства сочетаются с
лесными урочищами, где произрастает
растительность широколиственных лесов.

В лесных районах почвы – серые и тёмно-серые
лесные. На равнинных степных районах – черноземы
обыкновенные. В долинах рек – черноземно-луговые
и пойменные почвы.

Кислотность почв в северо-западной части
Пушкарских полей повышена, требуется
известкование.

Длительность земледельческого освоения
территории влияет на плодородие и запасы гумуса
в почвах. Человек своей деятельностью
отрицательно воздействует на почвы. На
территории нашего села рельеф очень сложный,
ровных мест мало, поэтому вспашка должна вестись
поперёк склонов, много оврагов, что также
усложняет работу в полях. Преобладает водная
эрозия, и смыв гумусового слоя с полей.
Экологический отряд нашего класса ведёт борьбу
со стихийными свалками на территории села. Под
нашу охрану взята пойменная часть реки Везелки, а
также сама река, от бытового мусора. Люди на своих
огородах продолжают весной и осенью жечь костры,
остатки растений, не понимая, что это ценное
сырьё, повышающее плодородие почв и костры
сжигают имеющиеся в почве микроорганизмы.

Учитель:

Почва – это сложное природное
образование. Последние исследования учёных всё
больше подтверждают, что почва – это особое
природное образование, переходное между живым и
неживым.

Спасибо ребятам за проделанную работу. Они
провели исследовательскую работу и ознакомили
нас с главными почвами нашего села.

Сейчас слово предоставим Бахаеву Н.В., он нас
ознакомит с новыми технологиями позволяющими
получать высокие урожаи; но бережно относиться к
почвам, так как плодородие – это главное
качество почв Агросберегающие технологии.

В современную концепцию агросберегающих
технологий входит использование всех
экологически целесообразных и экологически
малоопасных методов защиты культурных растений
от вредных организмов.

Основными методами являются агротехнический,
биологический и химический.

1. Агротехнический метод включает в себя
следующие виды:

а) Севообороты. Правильный севооборот –
главная составная часть системы земледелия и
один из этапов борьбы с сорняками, так как
сельскохозяйственные культуры по-разному влияют
на разные виды сорных растений.

б) Обработка почвы имеет важное значение в
борьбе с сорняками.

2. Биологический метод предполагает борьбу с
сорняками, посевами культурных растений, которые
обладают высокой конкурентоспособностью на
отношение к сорнякам, то есть фитоценозы одних
культур сильно подавляют развитие сорняков (рожь,
озимая пшеница).

Также используются биологические объекты –
насекомые, микроорганизмы, нематоды, которые
подавляют рост и развитие сорных растений. Но
этот метод ещё не получил широкого развития в
России.

3. Химический метод. В настоящее время активно
применяются гербициды. Он не является решающим
по отношению к другим методам, а используют в
сочетании с ними. В связи со сложным и не всегда
однозначно полезным влиянием пестицидов на
экосистемы. Их применение должно быть
рациональным, то есть экономически и
экологически обоснованным.

Все, вышеперечисленные агросберегающие
технологии, плюс внесение минеральных удобрений,
природного фактора, (выветривания, вымывания и
так далее)
всё таки имеет негативное
воздействие на плодородие почв, то есть
содержания гумуса и, естественно, существует
проблема восстановления плодородия почв, и одним
из путей сберечь то, что осталось – это внесение
органических удобрений, биологический метод и
рационально экологически обоснованные
агротехнические методы.

Домашнее задание:

Индивидуальные
разноуровневые задания.

Проверка фактического материала.

  1. Почему происходит смена почв?
  2. Кто является основоположником науки
    почвоведения?
  3. Какие почвы самые плодородные?

Умение работать с картой.

  1. Какие почвы расположены в Ярославской области?
  2. Какие почвы сформировались в нижнем течении
    реки Волги?
  3. Определить почвы на Кольском полуострове?

Причинно-следственные связи.

  1. Почему уменьшается накопление гумуса в зоне
    лесов?
  2. Почему самые плодородные почвы России –
    черноземы?
  3. Почему почвы тайги содержат мало гумуса, но
    повышенную кислотность?

Творческое применение знаний.

  1. Приведите примеры, доказывающие отрицательное
    влияние человека на почвы, ведущие к её
    деградации.
  2. Приведите примеры защиты почв.
  3. Почему пользоваться удобрениями нужно с
    осторожностью?

Рефлексия:

  1. Я оцениваю свою работу…
  2. Я сегодня узнал…
  3. Мне было…

Следующий: