География на поэтической волне


Многолетний опыт все больше убеждает в том, что
все дети талантливы. Но у одних талант ярко
светит, освещая дорогу другим, радуя полетом
творчества. У других талант сокрыт
закомплексованностью, неуверенностью в себе,
недопониманием окружающих. Дать возможность
раскрыться этому таланту, просто вовремя
заметить – большая радость.
Каждый урок хороший или плохой, удачный или не
очень, яркий или серый оставляет в душе ребенка
определенное впечатление, которое может тут же
забыться, как дурной сон, либо ещё долго владеть
сознанием, как замечательный праздник. Счастье
учителя, если урок заставил задуматься, оставил
яркие воспоминания, побудил к поиску, к
творчеству. Писать стихи в школьном возрасте
пробуют многие. Поэтому по впечатлениям урока
предлагаю в качестве творческого задания для
желающих написать стихи. Кроме того, что задание
требует от учащихся понимания фактического
материала, изученного на уроке, дети приобщаются
к поэтическому творчеству. У некоторых это
совсем неплохо получается.
Вот так, например, известные приметы погоды
облекла в поэтическую форму наше яркое дарование
во всем Даша Мальцева.

Приметы погоды

Наблюдали наши предки
За живой природой
И потом сопоставляли с
С завтрашней погодой.
– Тучей комары кружили,
Знать, тепло нам посулили.
– Закрывает Мурка нос,
– Мчится к нам опять мороз.
– Низко ласточка летела,
Дождик ожидать велела.
– Собачка кувыркается,
Метель к нам собирается.
– Закат увидел красный ты,
Значит, ветра завтра жди.
Помогают нам приметы
По погоде быть одетым.

Это была проба пера. А потом были новые
впечатления и новые стихи.
После изучения темы «Круговорот воды в природе»
в 6-м классе были написаны вот эти строки.

Мальцева Дарья.

Путешествие капельки воды

В огромном океане
Капелька жила.
И очень любопытна
Малышка та была.
Увидев солнца лучик,
К поверхности всплыла
И тут же испарилась
Малышка в облака.
В мягком облачке летела
В поле выпала снежком.
Только солнышко пригрело
Растопило все кругом.
И побежала капелька
С речушкой в океан
и оказалась дома
в родных своих краях.

А вот такой представилась Даше пустыня Сахара
уже в 7-м классе.



Сахара

В Сахаре, огромной пустыне,
Немало чудес и поныне.
Воздушный нагрев достигает
Полсотни и выше бывает.
И камни с песком, что валяются,
Лишь не кипят, накаляются
Так, что захочешь поесть, не грусти,
С успехом с задачею справишься ты.
Яйцо можешь просто на камни разбить
И быстро глазуньей друзей накормить.
Сдается, что живности вовсе нет тут,
И только колючки упорно растут.
Но только наступит прохладная ночь,
И жар с духотою отправятся прочь,
Вздохнув облегченно и жизнь обретя,
Сразит красотою пустыня тебя.
Вылезет живность из норок наверх,
В прохладе теперь поживиться не грех.
Ну а с восходом быстренько в тень.
Вновь начинается огненный день.



Даша подарила нашей школе очень много стихов. И
здесь все понятно. Повезло ребенку в
замечательной семье родиться. Усилия и школы и
родителей направлены на одно, чтобы этот
одаренный ребенок развивал свои способности и
дальше.

Судьбу Саши счастливой не назовешь. Тихий,
скромный, незаметный, неуверенный в себе
мальчик из приемной семьи. Не всегда все
удачно складывается с учебой. Но я рада видеть,
каким счастьем светятся Сашины глаза, когда его
стихи звучат на уроках географии. Он не чувствует
себя обделенным жизнью, он успешен. За него
радуются и учителя и его одноклассники. Вот одно
небольшое стихотворение, написанное после урока
по теме «Ветер».

Симонов Александр



Ветер

Ветер бывает холодным и сильным
С дождиком часто приходит обильным
Он помогает на суше и в море.
Может порой обернуться и горем.
Воздух несет нам чист и прозрачен.
Хоть иногда бывает и мрачен.
Парус бежит, облака вдалеке.
Весело мчат с ветерком налегке.
Вот подхватив пожелтевший листок,
Ветер-трудяга спешит на восток.

Поэтический дебют Антона тоже состоялся в 6-м
классе после рассказа об океанах. Его домашнее
задание было выполнено следующим образом. Он
написал стихотворение.

Антон Коблов.

Океаны

Океаны велики и бездонно глубоки.
Населяют их кораллы, рыбки, звездочки, киты,
Кровожадные акулы, черепахи и медузы.
На себе большие грузы:
Лес и нефть, руду, арбузы
Океаны вдаль везут.
И тем самым, несомненно,
Для людей просто бесценны.
Рыбный промысел тут развивается.
Да и новая жизнь зарождается.
А соленых просторов вода
Говорит: «Без меня никуда».
Океаны от бед защитите.
Пусть живут и чисты и вольны.
На суровый их нрав не взыщите.
Очень важны для жизни они.

Конечно, поэтический дар присущ далеко не
каждому. Но с увлечением несколько минут на уроке
можно поиграть в «буриме», когда есть
заданная рифма, а все остальное дело фантазии.
При этом легко и увлекательно запоминается
учебный материал. А чтобы в роли поэтов побывали
все, задание выполняется в группах, где один за
всех и все за одного.
Вот рифма, предложенная при изучении темы
«Африка» в 7-м классе:

Нил – крокодил,
Рот – бегемот,
Сон – слон,
Банан-павиан.

А вот что из этого могут сделать дети.

Есть река, зовется Нил.
Ну а в ней есть крокодил.
Вот разинул страшный рот,
Толстопузый бегемот.
Там кому-то снится сон.
Да, конечно, это слон.
Ну а хитрый павиан
Уплетает свой банан.
В травах виден чей-то рог,
На прогулке носорог.

Рябцева Татьяна

Присутствие поэзии на уроках географии давно
известно. Сам предмет обязывает говорить о нем
красиво, эмоционально, возвышенно. Есть много
примеров того, как использование на уроках
географии поэтических произведений помогает
создать на уроке необходимую эмоциональную
обстановку, создать яркий образ природы. Но когда
мы используем на уроке стихи известных поэтов,
это одно. И совсем по-другому воспринимаются
строки, написанные самими учащимися. Стихи,
написанные детьми, собраны в альманахе
«География на поэтической волне». Их я всегда
предлагаю вниманию учащихся последующих
поколений. В нем собраны наиболее удачные.

Быть может, вы скажете, что порой эти стихи не
несут высокой смысловой нагрузки, и не всегда
каноны стихосложения соблюдены. Но даже если
ученик написал четыре удачные строки, задумался,
его мысли обращены к прекрасному миру поэзии,
значит, урок не оставил его равнодушным и
проведен не напрасно.

Уже четвертый год руковожу школьной
видеостудией. Первоначально почти все
приходилось делать самой от сценария до монтажа.
Сегодня есть команда помощников по созданию
фильмов. Кроме игровых фильмов в нашей работе
появились и другие жанры. Например, зарисовка.
Такой зимы, как в прошлом году, наши края
давненько не видали. Поэтому природа подсказала,
что нужно запечатлеть для истории. Появилась
зарисовка «Уральская зимушка». Стихи
написала Даша Мальцева. Снимали учащиеся 9
класса. А использовать, считаю, можно при
изучении погоды своей местности, при разговоре о
континентальности климата. Вот таким был текст
за кадром:

Уральская зимушка

Опять зашкалило за тридцать,
И за порог не сунешь нос.
Чудесным, сказочным узором
Раскрасил окна Дед Мороз.

Уральская зима холодною рукою
Ласкает наш родимый уголок.
Дыхание её дрожащею волною
Кружит и сыплет снежный порошок.

Мороз суровый все сковал в округе.
Прозрачный воздух в тишине звенит.
И лишь ворона черная в испуге
Под ясным небом с криком пролетит.

Собаки в будках все примолкли разом.
И даже самый резвый наш щенок
Дрожит под строгим материнским глазом,
Сопит лишь жалобно холодный «уголёк».

Избушки спрятались в сугробы,
Из белых шуб на мир глядят
Окон стеклянными глазами.
Лишь трубы весело дымят.

Со стоном провода качает ветер,
Пронизывает прямо до костей.
Дымок клубится легок, светел.
А в теплых избах смех людей.

Пушку изрядно надоело
Лежать, укутав в лапки нос.
И, растянувшись на диване,
Вещает радостный прогноз.

А солнце светит ярко, и снежинки,
Как миллионы маленьких зеркал,
Сверкая, словно золота крупинки,
Украсили зимы шикарный бал.

Вот так поэзия приходит к нам на уроки
географии, помогая увидеть более образно нашу
прекрасную Землю, лучше усвоить изучаемый
материал. Но, что, по-моему, не менее важно и то,
что она помогает открыть в себе самих себя, стать
более уверенным в жизни. Не сомневаюсь, что
когда-нибудь посчастливится держать в руках
сборник стихов Даши Мальцевой. Открывать такие
«звездочки» – это самое большое счастье для
учителя.




Следующий: