География машиностроения


Цель:

  1. Определить факторы размещения отраслей
    машиностроения.
  2. Познакомить с новыми понятиями
    “специализация”, “кооперирование”,
    “комбинат”.

Оборудование:

  • карта Машиностроения,
  • мультимедиа,
  • слайд-презентация Приложение 2,
  • учебник, атласы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Вступление: возможно, получив специальность,
вам предстоит работать на предприятиях
машиностроения. Это очень почетно и
ответственно. Хорошая зарплата с одной стороны и
ответственность за качество продукции с другой
стороны. Сегодня мы постараемся разобраться в
вопросах машиностроения, необходимых каждому
рабочему и инженеру машиностроительного
комплекса.

2. Тема, цель, задачи, ключевые слова темы – слайд № 1 — 2 — 3

3. Работа в тетради – число, тему

II. Проверка ранее изученного материала

1. (ВСЕ) Слайд № 4 – внимательно
проследите по слайду. Напишите названия отраслей
машиностроительного комплекса. Кто запишет
больше отраслей.

2. Слайд № 5

. Задание 1. (задание
для более подготовленных учеников)

Составьте схему и приведите примеры
взаимосвязи машиностроения и других отраслей и
комплексов. Для этого в пустые прямоугольники
впишите названия продукции, поставляемой той
отраслью которой идет стрелка. В качестве
примера показана связь машиностроения с
транспортным комплексом.

3. Работа по карточкам ( задания для учащихся,
слабо успевающих по предмету)

4. (ОСТАЛЬНЫЕ) В парах расскажите ответы на
вопросы 2, 3 – I вариант; 4, 9 — II вариант (домашнее
задание) друг другу.

Приложение 1

III. Изучение нового материала



Слайд № 6

. Вступление: вопросы,
которые мы сегодня постараемся выяснить:

Где удобнее размещать машиностроительные
предприятия? Что при этом нужно учитывать, какие
факторы размещения характерны для отраслей
машиностроения?

Факторы размещения машиностроения: — краткие
записи в тетради.

На географию машиностроения влияет большое
число разнообразных факторов. Это объясняется
сложным составом машиностроения и огромным
разнообразием его продукции.

- Слайд № 7Наукоемкость.
современное машиностроение в своем развитии
опирается на передовую науку, это прежде всего
новые отрасли машиностроения. Назовите их ,
(электронное, атомное, космическое).

- Какие города служат развитием наукоемких
отраслей машиностроения? (Москва, С.- Петербург,
Екатеринбург, Новосибирск, наукограды
Подмосковья – Зеленоград, Жуковский, Обнинск,
Королев.)

- Слайд № 8

. – Металлоемкость
– требует много металла. . Тяжелое
машиностроение. Какие отрасли можно отнести?
(металлургическое, энергетическое, горно –
шахтное)

- Где могут размещаться предприятия этих
отраслей машиностроения? (в районах
металлургических баз – на Урале: Екатеринбург,
Челябинск)

- Откроем карту Урала. – стр. , найдите центры
металлоемкого машиностроения.

- Слайд № 9. – Трудоемкость. Это
отрасли точного машиностроения.

- Отрасли трудоемкого машиностроения?
(приборостроение, электротехническое,
машиностроение, авиастроение и т.д.).

Рассмотрите карту слайда № 10 и
сопоставьте ее с картой размещения центров
трудоемкого машиностроения, сделайте вывод.
Назовите центры этой отрасли машиностроения.
(выпускают такую продукцию, для изготовления
которой требуется наличие
высококвалифицированных кадров – поэтому
развиваются в крупных городах: Москва, Казань,
Самара – где высокая концентрация населения)

Высокая трудоемкость присуща:

- Станкостроению – Москва,

- Авиационной промышленности – Казань, Самара.

- Производство приборов и электронной техники
– Ульяновск, Новосибирск.

- Слайд № 11 - Транспортный
фактор. Машиностроительные заводы размещаются
на крупных транспортных магистралях. — стр. 142,
правая колонка, 2-3 абзац – читаем/

Вопросы:

1. Подумайте, для каких отраслей этот фактор
является важным? (судостроение,
сельскохозяйственное машиностроение)

2. Какая отрасль связана с началом создания
железнодорожной сети в Центральном районе?
(локомотивостроение)

3. Какая отрасль получила развитие в 30-х годах в
степной зоне России? (тракторостроение)

Задание: перескажите друг другу о
машиностроении, главным фактором которого
является транспортный.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ!!!

3. Практическая работа.



Определите по карте атласа главные районы
размещения отраслей машиностроения

I. группа: трудоемких производств ( Москва,
Калуга, Рязань, Воронеж, Таганрог, Саратов,
Самара, Нижний Новгород, Ярославль, Краснодар,
Казань, Ульяновск, С-Петербург, Иркутск,
Астрахань)

II группа: металлоемких производств (Орск,
Челябинск, Екатеринбург, Нижний Тагил, Пермь,
Новосибирск, Барнаул, Красноярск)

- Найти центры этих отраслей.

- Сопоставить карты “Машиностроения”,
“Плотность населения”, “Металлургия”.

III Сделать выводы о взаимосвязи центров
трудоемкого и металлоемкого машиностроения..
(Трудоемкость и металлоемкость
машиностроительных отраслей находятся между
собой в зависимости. Их определенное сочетание
влияет на размещение предприятий)

4. Специализация и кооперирование.

Машины состоят из множества деталей и
агрегатов. Изготовить все их на одном
предприятии невозможно. Проще и дешевле
производить отдельные части машин на
специализированных предприятиях. В
машиностроительном комплексе применяется
специализация – словарь, стр. 330.

- стр. 141, правая колонка.

- какие виды специализации выделяются? – слайд № 12.

Специализация:

- только одно предприятие России выпускает
троллейбусы – Энгельс,

- магистральные тепловозы – Коломна,

- картофелеуборочные комбайны – Рязань.

- кооперирование – стр. 329, левая колонка.

- пример кооперирования – стр. 142, левая колонка,
II абзац.

- Раздаточный материал – определите пропорции
между машиностроением западной и восточной
частей России определите причины. Приложение
1

IV. Закрепление изученного.

Кроссворд “География машиностроения” — слайд № 14.

Кроссворд “Машиностроительный комплекс”

Приложение 3

Задания: (раздаточный материал)

  1. Фактор размещения новейших отраслей
    машиностроения (наукоемкость)
  2. Машиностроение выпускающее продукцию: часы,
    телевизоры, , самолеты, станки (трудоемкое)
  3. Производство определенной (однородной)
    продукции (специализация)
  4. Производственные связи между предприятиями
    машиностроения, выпускающими определенную
    продукцию.

V. Рефлексия:

Мы ответили на поставленные вопросы перед
изучением темы.

- какой вопрос урока вам показался интересным?

- что вызвало затруднение?

- какие моменты урока вы бы исключили?



- что будем использовать дальше?

Домашнее задание: &31, вопросы
самооценки 5,6. слайд № 15.




Следующий: