Функции образования

Политика – это форма общественного
сознания, выражения и обеспечение коренных
интересов общества, социальных и национальных
групп в области внутреннего устройства жизни и
международных отношений.

Политическое сознание определяется
мировоззрением, теорией и практикой обновления
общества. Оно включает в себя совокупность
общественно значимых взглядов, убеждений,
ценностных ориентацией, формирующих реальные
отношения социальных и национальных групп,
отдельного человека к другим социальным и
национальным группам и людям. Оно направлено на
обеспечение коренных интересов людей,
достижение общенародных целей. Политическое
сознание – это целостное, устойчивое
социально-психологическое образование,
включающие в себя ряд психологических процессов
и состояний человека. Его органической частью
является политическая сознательность, которая
показывает, насколько овладел человек
мировоззренческим политическими установками,
проявляет стойкость в их проведении в жизнь.

Политическая сознательность
немыслима без развитого политического мышления,
способности глубоко осмысливать политические
события, давать им оценку, делать правильный
тактический и стратегические выводы
относительно направления гражданского
общественного развития. Политическое
гражданское сознание сопровождается
политическими переживаниями, эмоциями,
политическими чувствами высшего порядка.[1] Активно
развивающиеся в процессе общественных отношений
политическое мышление и чувства формируют
политические потребности. Они проявляются как
нужда человека в политическом сознании, текущей
информации, как мотивы и стимулы, побуждающие к
общественно-политической деятельности.
Политические потребности определяют силу и
направленность политической воли, такого
психологического состояния человека, когда он
сознательно и целеустремленно совершает
политические поступки, действия, акции.
Политическое общегражданское сознание влияет на
становление духовных потребностей и интересов,
на нравственное, эстетическое, правовое сознание
и поведение, на художественные идеалы и вкусы
людей. В нашем обществе стоит задача
формирования у молодежи политической культуры.
Она предполагает высокое развитие политического
гражданского сознания во всей его совокупности:
политической сознательности, мышления, чувств,
потребностей и воли. Показатели политической
культуры являются политическая грамотность и
активность в политическом самообразовании
;умении вести дискуссию, оценивать общественные
явления с общечеловеческих и классовых позиций,
отстаивать и пропагандировать свои политические
убеждения добиваться единства политической
сознательности и действия, слова и дела.
Политическая культура требует воспитания в
детях целеустремленности и активности,
ответственности и организованности, честности и
сознательной дисциплинированности.

Главный “механизм” формирования
политического сознания заключается в активном
участии каждого человека в творческом
созидательном труде, выработке политического
курса развития общества, в свободном
политическом диалоге.[2]Гражданское
политическое воспитание представляет собой
систему общечеловеческого ценностного
отношения к глобальным проблемам, социальным
группам, отдельным личностям, их деятельности, к
явлениям общественной жизни и сознания. Оно
гражданское потому, что определяется
принципиальными общегосударственными,
конституционными мировоззренческими позициями,
воплощающимися в реальную практику общественных
отношений. Оно политическое потому, что
обеспечивает уяснения школьниками идеалов и
целей, стратегической и тактической линии
строительства правового государства по
обеспечению коренных интересов большинства
народов. Система гражданского воспитания
включает в себя: комплекс целей-функций,
формируемых с учетом возрастных возможностей
усвоения общегражданских и общечеловеческих
политических идей детьми; содержание и формы
гражданского воспитания в школе, внешкольных и
общественных организациях, средств массовой
информации, трудовых коллективов. Ей присущи
противоречия и “механизмы” их разрешения,
обеспечивающие также определенные критерии
гражданской воспитанности.



Цели-функции гражданского
политического воспитания разделяются на
образовательные, воспитательные и развивающие.

Образовательная

цель-функция
заключается в том, чтобы раскрыть школьникам
общечеловеческие и общегражданские
политические ценностные ориентации перестройки
и обновления общества, вооружить школьников
умениями политического диалога и культурного
ведения дискуссии, ораторского и
организаторского искусства, четкого и ясного
изложения мысли в свободной устной речи. Оно
развивает способность эмоционального,
убедительного, аргументированного монолога,
обращенного к слушателям, формирует у школьников
устойчивую систему привычного ответственного
гражданского сознания, умения отстаивать свои
убеждения, учит жить в условиях демократии и
гласности.[3]

Воспитательная

функция
гражданско-политической работы с детьми
проявляется по мере включения учащихся в
посильную и доступную общественно-гражданскую
деятельность. Именно в ней происходит
формирование у школьника таких чувств высшего
порядка, как патриотизм и интернационализм, а
также высоких морально-политических качеств:
порядочности, морально-политической
чистоплотности в отношениях с людьми, к
общественному достоянию, сознательной
дисциплинированности, ответственности,
политического чутья, критичности, способности
исправить свои ошибки.[3]

Развивающая

функция
гражданско-политической работы с детьми
вытекает из образовательной и воспитательной.
Гражданско-политическое познание и деятельность
формируют способность политического мышления,
умения каждый общественно важный факт, событие
осмыслить с позицией нового политического
мышления. Школьники учатся самостоятельно
разбираться в потоке политической информации,
давать ей оценку, противостоять манипулированию
их сознанием.[3]

Цели-функции гражданского
политического воспитания реализуются в
целостном педагогическом процессе с учетом
возрастных возможностей и особенностей детей. В
современном мире вся атмосфера общественной и
личной жизни людей насыщена политической
информацией, противоречивыми установками,
оценками, ценностными ориентациями. Дети любого
возраста, живя и действуя в этой атмосфере, не
изолированы от политических влияний и
воздействий.[13]Политическая идеология
преломляется в их сознании под влиянием
взрослых. Это требует от педагогов и родителей
быть вооруженными знанием особенностей детского
восприятия политической информации, сознания и
осмысления фактов и событий.

Использованная литература

[1] Лебедева М. Политико-образующая
функция высшего образования в современном мире //
Мировая экономика и международные отношения, 2006.

[2] Гончаров С.А., Национальная
безопасность: проблемы и пути решения. М., 1999.

[2] Ильинский И. Образовательная
революция. М., 2002.

[3] Миронов А.В. Образование как фактор
национальной безопасности России//Общество и
личность. №3. 2006.




Следующий: