Формы правления. Монархия

Цели урока: Продолжение знакомства учащихся с политической сферой общества, выявление особенностей форм государственного правления, знакомство с одной из форм государственного правления – монархией.

Задачи:

  1. Понять, что такое форма правления и как государства различаются по форме правления;
  2. Узнать, что такое монархия;
  3. Научиться различать виды и подвиды монархии;
  4. Разобрать перспективы монархической формы правления.

Основные понятия: форма правления, монархия, абсолютная монархия, тирания, деспотия, ограниченная монархия, конституционная монархия, парламентская монархия, дуалистическая монархия.

Оборудование урока: презентация Microsoft PowerPoint «Формы правления. Монархия», учебник А. И. Кравченко «Обществознание. 8-9 класс», приложения.

Литература: А. Ф. Никитин «Право и политика», В. Н. Хропанюк «Теория государства и права», Черниловский З. М. «Всеобщая история государства и права».

Ход урока

1. Актуализация знаний по теме: «Национально – государственное устройство»

  1. Выполнение тестового задания (см. Приложение 1).
  2. Фронтальная беседа с классом по вопросам:
  • Что такое нация?
  • Какие признаки нации?
  • Какие виды межнациональных отношений вы знаете?
  • Назовите яркий пример объединения наций
  • Приведите пример отделения наций
  • Каковы основные формы национально – государственного устройства?

2. Переход к изучению новой темы. Слайд №1

На уроках истории мы с вами изучали различные государства, мы знаем, что каждое государство имеет общие черты и отличительные признаки.

Изучение новой темы

  • Итак, чтобы изучать новую тему, напомните мне, что такое государство?

Мы с вами знаем, что основным или главным институтом политической системы является государство, отличительной чертой которого является независимость (суверенность, верховная власть). Суверенитет – это право проведения самостоятельной внешней и внутренней политики.

Истории известны различные типы государств – рабовладельческое, феодальное, капиталистическое. Каждому типу присущи свои формы государственного устройства и формы правления.

  • Схема форм государства. Слайд №2

(определяю цель урока, ставлю задачи) Слайд №3

  • Что же такое форма правления? Слайд №4

Записываем определение:

Форма правления — это организация высших органов власти в государстве, их правовой статус и отношения между собой. Или, проще говоря, форма правления подразумевает – в чьих руках сосредоточена верховная власть в государстве.

Скажите мне, пожалуйста:

  1. Кто является главой нашего государства сейчас?
  2. А как называли главу нашего государства, например в XIX веке?
  3. Скажите мне, пожалуйста, а чем отличаются эти два понятия, ведь оба человека возглавляют государство?
    (монарх – единоличный глава государства, получающий власть, как правило, в порядке наследования;
    президент – выборный глава государства)
  4. Итак, мы уже можем сказать, что: существует две основные формы государственного правления: республика и монархия. Слайд №5
    Сегодня нам предстоит познакомиться с такой формой правления как монархия.
  5. Записываем определение: Слайд №6
    Монархия - это форма правления (государства), при кото­рой верховная государственная власть сосредоточена в руках главы государства — монарха и передается по наследству.

    Как по-другому можно назвать монарха?
    Монарх – это царь, король, шах, эмир.

  6. Какие виды монархии вы бы выделили? — работа с источником (см. Приложение 2) Слайд №7
  7. Беседа:
    • из прочитанных источников, какие виды монархии вы бы выделили? Слайд №8(запись в тетрадях)
    • какие признаки абсолютной монархии можно выделить? Слайд №9, 10
    • какие признаки ограниченной монархии вы бы выделили? Слайд №11, 12

  8. Деление на группы: Как вы считаете, возможно ли возрождение монархии в России? Слайд №13.
    (ДА – это экзотическая форма правления, которую современный российский народ еще не попробовал на вкус;
    НЕТ – форму правления выбирает не народ + многие не готовы к такому государственному решению)
  9. Закрепление изученного на уроке. Слайд №14(графический диктант). Слайд №15(ответы)
  10. Подведение итогов урока.
  11. Домашнее задание: Выучить конспект.

Следующий: