Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы на уроках истории и обществознания

В своей практике использую активные методы
обучения, потому что они помогают осуществить
деятельностное отношение ученика к изучаемому
материалу, выполняемой учебной задаче. Поэтому
при планировании учебной работы я планирую не
только количество часов, но и обязательно формы
занятий и виды деятельности учащихся. «При
деятельностном подходе в преподавании истории и
обществознания активные формы и методы обучения
помогают формировать навыки социального
общения, раскрывать потенциальные возможности и
создают условия для самореализации личности на
любом этапе развития:

  • 5 класс — рисунок, рассказ, историческое
    моделирование, историческое проектирование;
  • 6 — 7 класс — сообщение, анализ источников, анализ
    статистики и графиков, исторический проект,
    исследовательская работа;
  • 8 — 9 класс — сообщение, эссе, исторический
    проект, историческое моделирование,
    исследовательская работа;
  • 10 — 11 класс — проект, доклад, презентация,
    историческая справка, эссе, исследовательская
    работа.» [1]

Уроки, открывающие изучение той или иной темы,
провожу в форме вводной беседы, а начиная с 9
класса лекции или прослушивания авторского
текста на мультимедийном диске. Самостоятельная
работа планируется в виде записей в тетрадях, это
может быть план, схема, тезисы, конспект. На
вводном уроке ставлю задачи изучения темы и
проблемные вопросы, которые предстоит решить.
Далее планирую самостоятельное изучение
учащимися темы, используя для этого лабораторные
работы, практикумы, уроки — конференции, диспуты,
ролевые игры.

Лабораторные работы я организую при анализе
исторических источников и провожу в этой форме
уроки, посвященные переломным событиям («НЭП» ,
«Выборы в демократическом обществе», «Аграрная
реформа П.А.Столыпина»). Использую исторические
источники в процессе обучения не в традиционном
информационно-цитатном плане, а в форме
творческой-поисковой работы над текстом. При
этом для решения поставленных перед учащимися
задач ведущим приёмом является «вчитывание,
вдумывание, вчувствование» [2] в содержание
документа в целях выделения и использования
имеющейся в нём информации. Работать с
историческими источниками дети начинают с 5
класса.

Занятия в форме практикума предполагают
решение серии познавательных задач (в группах и
индивидуально), позволяющих охарактеризовать
проблему, процесс, значительное явление или
событие. В 5 — 8 классах на уроках практикумах учу
детей работать с исторической картой, контурной
картой, вести счёт лет в истории, пользуясь
лентой времени, составлять описания памятника
архитектуры, предметов быта. На уроках
обществознания используя Российские законы
рассматриваем те или иные ситуации из жизни.

Ролевые игры провожу при рассмотрении
исторических ситуаций, событий, в которых ярко
проявились разные интересы, позиции людей,
например, «Альтернативные пути развития России
после февральской революции 1917 года». При
изучении темы по обществознанию

«Защита прав потребителя» использую игру
«Один в поле воин», [3] где ученик за
определённое время должен убедить остальных в
необходимости данного закона, затем дети
обсуждают, что удалось, а что нет. Также при
рассмотрении правовых тем ребятам интересно
играть роли защитника, обвинителя.

В старших классах провожу занятия в форме
«круглого стола». За несколько занятий до
проведения урока учащимся сообщаю будущую тему
обсуждения, составляем вместе вопросы для
обсуждения к этой теме. Например, «Можно ли
считать современные выборы в Государственную
Думу демократичными?».

Конечно, данные формы занятий требуют от
учителя большой подготовки: подбор литературы,
источников, разработка алгоритмов исследования,
дополнительные индивидуальные занятия с
учащимися, поэтому с повестки дня не снимается
традиционный комбинированный урок. Но при
деятельностном подходе в обучении он не сводится
к формуле » опрос — сообщение учителем новых
знаний — закрепление их учащимися».
Комбинированный урок выстраиваю в сочетании с
разными видами самостоятельной работы учащихся.



В любом случае на уроке применяю
деятельностный подход, предполагающий такие
формы работы:

  • «учебный диалог с элементами самостоятельного
    анализа источников;
  • решение нравственных проблем на базе
    исторического материала;
  • установление исторических параллелей;
  • обсуждение проблем в группах;
  • разыгрывание сценок в группах (по материалам
    учебника);
  • знакомство с различными точками зрения на
    события;
  • изучение дополнительной литературы.» [4]

Сегодня, работая не первый год в школе,
убеждаешься в том, что уровень самостоятельности
и творчества в работе ученика зависит от
профессионализма и мастерства учителя в
организации и поддержке этой работы. Какими
средствами можно достигнуть высокого уровня
самостоятельности учащихся на уроках ?

Прежде всего благодаря активному внедрению
диалогических форм общения учеников и учителя.
«Диалог — это не фронтальный опрос, а совместное
с учителем обсуждение проблем. Ответы учащихся
при этом являются не повторением текста
учебника, а отстаиванием собственных взглядов.»
[5] В ходе беседы у детей при деятельностном
подходе развиваются аналитические,
синтетические и оценочные взгляды.

Аналитические задания обычно начинаются
словами:

  • » Объясните причины::»,
  • «Сравните:.».

Навыки синтеза отрабатываются в заданиях,
требующих, например, спрогнозировать
последствия исторических событий.

Оценочные суждения дети высказывают, выполняя
задания, которые требуют, например, определить
негативные и позитивные последствия какого-либо
процесса.

При деятельностном подходе важно предоставить
детям выбор посильного задания (как рисунок,
схема, тезисы, таблицы и т.д.). Немаловажную роль
играют и мотивационные установки для
самостоятельной деятельности («не заучивать, а
изучать, анализировать», «рядом с историками»,
«я думаю так, потому что:» и т.д.). [6] При
выполнении заданий учащимися, мною проводится
корректировка и уточнение сути задания,
предупреждение о сложном моменте, ошибке в
решении, напоминание о необходимости
самоконтроля, перепроверки результата.

Как показывает мой опыт работы учителем,
наличие указанных элементов педагогического
сопровождения, не снижая степени
самостоятельности учащихся, помогает им более
осознано и продуктивно выполнять задания.

Деятельностный подход предполагает активное
участие школьников в проверке и обсуждении
результатов работы. Это рецензирование устных и
письменных ответов одноклассников,
самопроверка, взаимопроверка. Например, учащиеся
могут самостоятельно проверить решение тестов,
используя к ним «ключ», правильность написания
исторических диктантов, работу с исторической и
контурной картой.

Систематическое использование
деятельностного подхода в преподавании истории
и обществознания позволяет формировать ребёнка
как личность мыслящую, нравственную, творческую.

Библиография.

1. Алексашкина Л.Н. Деятельностный подход в
изучении истории в школе // Преподавание истории
и обществознания в школе. — 2005. — № 9. — С. 10-20.

2. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Активизация
познавательной деятельности учащихся при
изучении истории и обществознания //
Преподавание истории и обществознания в школе. -
2008. — № 4. — С. 13 — 19.

3. Студеникин М.Т. Современные технологии
преподавания истории в школе: пособие для
учителя. — М. : Гуманитар. Изд. Центр Владос, 2007. -
79с.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные
технологии // Народное образование. М. 1998.

5. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические
теории, системы, технологии. М., 2001.

6. Жарова Л.В. Управление самостоятельной
деятельностью учащихся. Л., 1982.




Следующий: